Пекинская (бейджинская) перегородчатая эмаль

ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики.

В столице Китая, городе Пекине, есть известное по всему миру производство изделий прикладного искусства – это перегородчатая эмаль. Пекинская перегородчатая эмаль – оригинальное национальное искусство.

Традиционные китайские виды ремесла, как перегородчатая эмаль и филигрань, известны своими прекрасными расцветками и высоким мастерством исполнения. У меня есть несколько удивительно красивых браслетов из Китая, выполненных в данной технике.

Возникшее в Китае в период правления монгольской династии Юань (13-14 век) искусство перегородчатой эмали достигло совершенства в последующие периоды Мин и Цинн (17-19век). С годами это ремесло процветало в пекинских мастерских и пользовалось особым покровительством императоров. В технике перегородчатой эмали отделывались вещи, служившие украшением императорских дворцов.

Благодаря своим замечательным художественным качествам перегородчатые эмали Китая пользуются большой популярностью во всем мире, это одна из важных статей китайского экспорта - один из традиционных видов народного мастерства Китая.

Техника производства следующая: на медной заготовке делается орнамент в виде металлических перегородок, затем углубленные места заполняются эмалью. После чего заготовка обжигается при высокой температуре и шлифуется. В результате роспись становится сплошной, узор - ясным и ярким, а глазурь - нежной и привлекательной.

Чтобы изготовить любое изделие из перегородчатой эмали, требуется произвести как минимум 30 операций. Сначала изготавливается медная основа изделия, дающая основную форму предмету, это могут быть вазы, коробочки, сосуды разных форм или же тарелки и т.д. Затем из медной проволочки, тоньше волоса человека, на форме выкладываются узоры, промежутки между которыми и заполняются эмалью разных цветов. После чего заготовку отправляют от 4 до 5 раз в печь для обжига. Уже обожженное изделие полируют, где надо покрывают золотом. Так на свет рождается новое изделие из перегородчатой эмали.

Эмаль перегородчатая

(от фр. Cloisonne)

Принятое в ювелирном искусстве обозначение легкоплавкого стекла, образующего тонкую, прозрачную или непрозрачную, бесцветную или цветную пленку на поверхности украшаемого изделия или драгоценного, или простого металла. Основой клуазоне (т.е. ювелирной эмали) служит стекло с примесью той или иной окиси металла, придающей эмали определенный цвет (например, окись кобальта - синий, окись меди - зеленый и т.д.) Прозрачность клуазоне зависит от наличия в ее составе большего или меньшего количества свинца, а непрозрачность - от %-го соотношения в ее составе олова. Существует около 10 разновидностей или способов украшения клуазоне различных ювелирных изделий из золота, серебра, меди и других металлов. Как правило, все изделия, украшенные клуазоне, проходят неоднократный обжиг при температуре от 700° до 1000°, в результате чего клуазоне приплавляется к металлической поверхности предметов.

Французский термин "клуазоне" означает "помещенный в ячейку" и относится к перегородкам, сделанным из медной проволоки, которое припаивали к металлическому фону, чтобы разделить участки эмали разного цвета. Ячейки заполняются эмалью и обжигаются иногда по несколько раз, так как эмаль сжимается. После изделие полируется. Первые образцы эмали клуазоне появились в Китае в XV веке и с тех пор технология изготовления изделий практически не изменилась.

ШЕДЕВРЫ ИСКУССТВА – изделия, расписанные перегородчатой эмалью «Цзинтай Лань»

Среди множества традиционных китайских художественных изделий выделяются своей красотой и изяществом предметы, выполненные по технологии покрытия перегородчатой эмали. На всей обширной территории Китая почти всюду можно увидеть их, красующихся в гостиницах, отелях, ресторанах, в холле офисных зданий, особенно следует отметить специализированные магазины, где богатый ассортимент и великолепие всегда вызывают восхищение и внимание посетителей.

Пекин – родина перегородчатой эмали «Цзинтай Лань», где зародилась и получила развитие эта технология производства. Нетрудно понять, почему в своей повседневной жизни пекинцы предпочитают именно предметы, художественно покрытые перегородчатой эмалью «Цзинтай Лань», от больших, как ширмы-перегородки и вазы, до маленьких, таких как сахарницы, чашки, браслетики, вставочки для зубочисток и многие другие мелкие предметы, необходимые в повседневной жизни. Эти предметы совместили в себе традиционную культуру, живопись, историю. Они представляют большой интерес для коллекционеров и относятся к числу богатых сувениров и подарков. 

История развития технологии
перегородчатой эмали Цзинтай Лань 

Во времена династии Мин (1368 – 1644 гг.), в период правления Цзинтай процветало производство глазурованных предметов. Глазурь, в основном, была особого синего цвета, который постепенно стал известным под названием синий цвет времен Цзинтай, а эмаль называли перегородчатой, т.к. она заполняла промежутки между металлическими ленточками, напаянными ребром на поверхности фарфора. В истории почти не сохранились записей о них, а обнаруженные предметы более ранних времен относятся к династии Юань (1279 – 1368 гг.). До наших дней дошла книга, написанная Цао Чжао в первые годы династии Мин, в которой упоминалось о перегородчатой эмали. Вероятно, что приблизительно в 13-ом веке эта технология в Китай передалась из арабских стран западной Азии. Обнаруженный самый ранний предмет, покрытый перегородчатой эмалью, сейчас находится в государственном музее Гугун.

Производство по технологии перегородчатой эмали в Китае получило большое развитие и примерно в 1450-ых годах династии Мин достигло более высокого уровня. Мастера разработали новые средства и появились новые расцветки эмали, которые придавали красоту глазурованным предметам.

В те времена только император и его придворная знать имели право на владение и пользование такими предметами. Все производство находилось под строжайшим государственным надзором, а продукция полностью передавалась в казну, т. е. императору. Предметы из перегородчатой эмали символизировали власть и общественное положение человека, простому народу они были недоступны.

В поздний период династии Цин (1644 – 1911 гг.) технология производства перегородчатой эмали постепенно стала известна многим, появились частные лица, работающие по изготовлению предметов перегородчатой эмали. Процесс металлургии обеспечил нужное количество меди на изготовление предметов различной формы и медных ленточек для составления разных узоров методом перегораживания. Это был период стремительного развития технологии. В период правления Даогуан (1821-1850 гг.) династии Цин, художественные предметы китайской перегородчатой эмали стали поставляться на экспорт. Как и знаменитый китайский шёлк, фарфор, они появились во всех уголках мира. В 1904 и 1915 г. китайское художественное изделие – курительная трубка “Баодинлу” была показана на международных выставках (г. Чикаго Америки и Панама) и дважды заняла первые места.

Известно, что в ранний период образования Китайской республики уже существовала довольно крупная для того времени частная мастерская “Лаотяньли”. Она не только имела своих постоянных рабочих более 300 человек, но и часто нанимала временных, кроме этого учредила в Пекине, Шанхае, Ханькоу и многих крупных городах свои торговые представительства. Непрестанная агрессия со стороны Японии, беспокойные времена нанесли большой ущерб производству, сократилась численность мастерских, снизилось качество. После победы над японскими захватчиками в Пекине вновь возникли несколько десятков мастерских, которые в основном делали изящные вазы, чайные приборы, подставочки для курительных свечей, треножники и другие мелкие предметы.

Народное правительство Нового Китая уделило большое внимание восстановлению производства предметов перегородчатой эмали, создали экспериментальный завод и научно-исследовательские учреждения. Под личным руководством профессоров университета Цинхуа господ Лян Сычэн и Линь Хуэйинь, рабочая группа художников принимали срочные меры по сохранению традиционного художественного искусства перегородчатой эмали, которая к этому времени находилась на грани полного упадка. В 1956-ом году по ходу социалистического преобразования капиталистической промышленности и торговли, 42 частных мастерского объединились и создали совместное государственно-частное предприятие по производству эмалированных предметов (Пекинская фабрика) и три кооператива, которые в 1958-ом году тоже объединились и создали специализированную фабрику по производству эмалированных предметов, а также и художественные изделия перегородчатой эмали. Численность людей, работающих в этой отрасли достигла более 2000 человек.

В Новом Китае экономическое строительство развивалось бурным темпом и стимулировало развитие производства предметов перегородчатой эмали. На обосновании традиционного производства разрабатывался и обогащался. В настоящее время эмаль в основном разделяется на обычную перегородчатую и выемчатую. Обычная перегородчатая эмаль, заполняющая промежутки между металлическими ленточками, делится по цвету на золотистый и синий. Выемчатая эмаль делится по цвету на золотистый, серебристый и синий. 

Развитие технологии производства «Цзинтай Лань» (китайской перегородчатой эмали) 

Работа по изготовлению предметов китайской перегородчатой эмали сравнительно сложная и требующая тонкости, поэтому и по сей день многие процессы выполняются вручную. По технологии процесс разделяется на формирование, т. е. подготовка корпуса изделия, установление тонких металлических ленточек, т. е. образуя узоры, напаяние их ребром на поверхности металла, заполнение глазурью промежутки между металлическими ленточками, закрепление эмали при помощи обжига, затем шлифование, золочение и т. д. Следует отметить, что самая сложная часть – это работа по запаиванию металлических ленточек, уложенных ребром, а также заполнению эмалью промежутков между ними. С художественной точки зрения, предметы, покрытые перегородчатой эмалью, должны отличаться уникальной формой, красивым оригинальным узором, шлифованием и особенно своим цветом, так как по ним определяется качество, т. е. разряд изделия. Цвет эмали играет важную роль, его составляют по особым рецептом.

В настоящее время можно увидеть хорошо сохранившиеся предметы времен Сюаньдэ династии Мин (производство примерно в 1426 – 1435 гг.), как вазы, тарелки, чашки, подставочки и многие другие. Применение золота и меди позволило мастерам намного увеличить разнообразие узоров на предметах, живо и красочно изобразить широкие листья каннов, львов, играющих с мячом, пышно расцветающих лотосов. Эмаль на всех предметах в основном синего цвета, но бывают и другие цвета, такие как светло-зеленый или темно-зеленый, красный, белый, желтый и т.д. В государственном музее Гугун выставлена большая чаша в форме цветка лилии, которая по качеству глазури, яркой окраске и форме типично представляла уровень мастерства и художественный стиль времен Сюаньдэ династии Мин. Явственно заметно, что к этому времени уровень исполнения, особенно формирование изделии достигли сравнительно высокого уровня, а сами предметы находили практическое применение в обиходной жизни как цветочные горшки, тазы, небольшие жаровни, подставки для свечей, чайники для заварки чая и т. д. Кроме узоров появилась и живопись, как драконы, забавляющие игрой в мяч, драконы и фениксы, символизирующие благополучие, аисты и многие другие на тему из религиозных поучений даосизма и буддизма. Цвет эмали в основном синий, но впоследствии были разработаны светло-синий, средний цвета между голубым и бирюзовым.

На художественных изделиях того времени металлические ленточки уложены равномерно и ребром припаяны очень крепко, красиво и ровно нанесенная эмаль сверкает подобно вкрапленным алмазам, а тонкая шлифовка и позолочение увеличивает несравнимое изящество. В последующие за династией Мин времена, особенно в период правления Канси, Юнчжэн и Цяньлун (1662-1795 гг.) династии Цин, производство перегородчатой эмали развивалось быстрым темпом. При императорском дворе работало сотни мастеровых, изготовляя различные предметы, имеющие обиходное и прикладное значение, процветала не только технология эмалировки, но и технология лакирования. В настоящее время в государственном музее Гугун, выставленная буддийская пагода – это одно из великолепных изделий перегородчатой эмали того времени. Во внутренних помещениях императорского дворца всюду можно увидеть предметы различных назначений. Все эти изделия на обосновании качества формушки разделялись на три категории, т.е. в первую категорию относились формы-корпуса из золота и золотых ленточек; во вторую категорию относились формы-корпуса из серебра и серебряными ленточками, а медные относились к третьей категории. Содержание стало намного богаче, чем во времена династии Мин. Линии узоров стали намного мягче и ближе к действительности. Линии выглядели как живые, появилась живопись известных художников того времени. Появилась цветная глазурь, появился уровень позолоты. В настоящее время экспонаты, выставленные в государственном музее, как в прежние времена, покоряют людей своей красотой.

60-ые годы 20-го века являются периодом восстановления производства, в основном наследуя традиционный стиль и технологию династий Мин и Цин. Примерно с 70-ых годов уже начали разбиваться все ограничения, позволяющие намного разнообразить узоры, цвета и формы, появились изображения цветов как хризантемы, розы, цветки сливы, птиц, зверей, традиционные сосны и журавли, но в основном пионы, хризантемы и цветки сливы. Намного обогатилась расцветка глазури, ассортимент от 30 увеличился до 60.

С 90-ых годов 20-го века производство развивалось по трем направлениям, т. е. изделия придерживались китайского, европейско-американского, мусульманского стиля. Они носили отпечаток времени и культуры, к примеру, на вазе Цзюбао уже виднелся узор, изображающий известный пекинский дворик и прекрасные стихи. И по другим изделиям можно заметить сочитание живописи и литературы. Изделия этого периода отличались красивой формой и в соответствии современной рыночной обстановки непрестанно пополнялся его ассортимент.

Стекло, в отличие от фарфора, появилось в Китае достаточно поздно — в самом конце 17 века. Китайцы с древности владели секретом стеклянной поливы, а периода Юань (1279—1368 гг.) стали создавать перегородчатую эмаль на основе стеклянной пасты, но как самостоятельный вид искусства стекло стало развиваться только при маньчжурах. Эту моду в Китае ввели католические миссионеры-иезуиты, «заразившие» императоров страстью к собиранию европейского стекла, в первую очередь, венецианского. В правление Канси в 1696 году в столице открывается стекольная мастерская. Основателем производства и первым технологом, передававшим секреты мастерства китайцам, стал Килиан Штумпф (умер в 1720 г.). Он показал, как надо моделировать формы, окрашивать материал. Первоначально китайские мастера подражали европейцам, их прозрачному стеклу, которое подвергалось строгой огранке, позволявшей усиливать игру цветов, преимущественно голубого и белого.

В правление Юнчжэн (1723 — 1736) стали производить рубиновое стегаю на основе введения золота при варке, которое давало изысканные оттенки, варьировавшиеся от нежных розовых до глубоких пурпурных и темно-рубиновых. Известное с давних времен в Венеции, оно было возрождено в 1679 году немецким мастером Кюнкелем. Это совпало с появлением розовых и фиолетовых эмалей в декорировке фарфора в колористической гамме «розового семейства». Наряду с прозрачным стеклом появляется белое опаковое, декорированное цветными эмалями. В означенный период довольно часто в изделиях проявляется несовершенство неотработанной технологии — заметны небольшие вмятины, пузырьки воздуха, появившиеся при варке стекла и т.д. Но именно эти производственные дефекты стали впоследствии воспроизводиться на основе точного расчета. Так, уже во второй половине 18 века появляется стекло, которое при варке насыщается многочисленными пузырьками, получившими название «снежные хлопья». Это произошло в период правления императора Цяньлуна, который собрал уникальную коллекцию венецианского стекла в своей загородной резиденции Юаньминюань. Именно сюда в 20-е годы 18 века переместилось производство, в котором уже работали первые отечественные стеклодувы. В Пекине в это время мастерские переносятся в район ворот Сяньмэнь (после землетрясения в 1730 г.), которые стали называться «европейскими».

  • Где можно купить современные изделия?
    Валентина

    Гость