Камни Ики в Дарвиновском музее

c 16 июня по 19 августа 2012 года
Москва

В Государственном Дарвиновском музее впервые в России проходит выставка сенсационных перуанских артефактов, отвергнутых современной наукой, знаменитых камней Ики из собраний частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга.

Более тридцати пяти лет тому назад, в пятом номере журнала Наука и жизнь за 1976 год, состоялась любопытная заочная дискуссия специалистов о феномене камней Ики, ставших известными всему миру благодаря удивительным гравированным изображениям на гладких валунах, где запечатлены сюжеты, противоречащие современным представлениям о хронологии развития мира. Они сочетают в себе архаический характер рисунка и вполне современный, можно даже сказать, постмодернистский сюжет.

Фигуры людей встречаются здесь рядом с изображениями животных как давно вымерших, так и современных, но никогда не обитавших на американском континенте. Хищные и растительноядные динозавры, слоны и кенгуру, летающие ящеры и загадочные птицы — такие странные соседи были у гравированных перуанских человечков. Например, в качестве средств перемещения, если верить сюжетам, использовались как привычные для современного человека лошади, так и ездовые трицератопсы, птеродактили и даже летательные аппараты различных конструкций. Изображения небесных светил и комет, известных и неизвестных материков и планет, подробные описания медицинских операций по переливанию крови и трансплантации органов говорят нам о том, что знания в этой цивилизации (если таковая существовала) были весьма обширны и находились на очень высоком уровне.

Богатая коллекция артефактов была собрана в небольшом музее перуанского города Ика доктором Хавьером Кабрерой Даркеа (1924—2001), практикующим врачом, выпускником медицинского факультета университета в Лиме. Первый камень с рисунком попал в руки Кабреры в 1966 году, а спустя десять лет в его собрании были тысячи валунов с гравированными изображениями.

Внимательно изучив сюжеты и характер гравировок, Хавьер Кабрера оказался перед сложным выбором. Техника и стиль рисунка побуждали считать камни Ики археологическими древностями, но этому противоречил сюжет. Сюжет, в котором множество персонажей было заимствовано из книжной культуры XIX и XX веков, свидетельствовал о современном возрасте находок. Но тогда оставалось неясным, почему гравированные валуны находят в земле и почему авторы рисунков до сих пор неизвестны. Кабрера выбрал первую версию, профессиональные учёные вторую. В печати прозвучало слово подделка. Так камни Ики стали всемирно известны и вошли в плеяду мистических артефактов наряду с хрустальным черепом и молчаливыми каменными статуями Моаи с острова Пасхи.

Сегодня, спустя многие годы, мы наконец-то можем своими глазами взглянуть на то, о чём читателям когда-то рассказал журнал Наука и жизнь. В Государственном Дарвиновском музее впервые в России проходит выставка камней Ики из собраний частных коллекционеров Москвы и Санкт-Петербурга. И оставляя в стороне жаркие споры, которые до сих пор бушуют вокруг происхождения камней, мы предлагаем посетителям музея увидеть в них то, что обычно теряется в пылу словесных баталий — любопытные образцы наивного народного искусства, в которых чудесным образом преобразилась научная информация по палеонтологии, географии, медицине и многому другому.



Государственный Дарвиновский музей
Адрес: город Москва, ул. Вавилова, 57
Проезд: Ст. м. "Академическая", далее пешком по ул. Дмитрия Ульянова до ул. Вавилова; ст. м. "Ленинский проспект" или "Университет", далее - на трамвае № 14 или № 39 до ост. "Ул. Дмитрия Ульянова"
Телефоны: (499) 783-22-53 (автоответчик), 132-1047, 134-6124
URL: www.darwin.museum.ru
EMail: darwin@museum.ru