Рисование схем

При слове “схема” многие вязальщицы бледнеют от страха, совсем как школьники-первоклашки, ещё не умеющие читать, при виде страниц учебника. А вы видели когда-нибудь в нашей стране хоть одного ученика второго класса, не научившегося этому делу? Думается, что такие вам не встречались. Так почему же вы боитесь читать схемы узоров? Уверяю вас – это гораздо проще, чем читать этот текст, ведь букв-знаков в схемах примерно столько же, сколько и букв алфавита, а “слов”, составленных из этих букв, на порядки меньше, чем слов в руском языке, даже в той малой его части, какой мы пользуемся в повседневном общении. Так давайте отбросим необоснованные страхи и попробуем не прочесть, а сразу нарисовать схему, и начнём с последней темы – рельефных столбиков.

Узоров с рельефными столбиками можно составить множество, ведь чередований и возможных сочетаний их не счесть. Если вы хотите, чтобы узор был просто рельефным, а не стягивался, как резинка, составляйте его так, чтобы выпуклые и впуклые элементы уравновешивали друг друга. Самый простой из таких узоров – шахматка. Выглядит он как рельефная шахматная доска. Думаю, вы уже догадались, как его связать. Но прежде, чем мы начнём рисовать, давайте изобретём (или выучим уже готовый) алфавит.

пример условных знаков

Начнём с петли. Как думаете, как проще её обозначить? Конечно же, точкой. Возьмите блокнот и записывайте сразу в двух столбцах обозначение и название элементов. А как столбик без накида обозначим? Вы уже немало связали разных столбиков – на что он похож? Вообще-то на треугольник вершиной вниз, так его иногда и рисуют. Но можно немного проще – плюсиком или просто вертикальной палочкой. Решено, пусть палочка будет обозначать на нашем языке столбик. Но столбики бывают разной высоты – смотря сколько в них накидов, верно? А как обозначить количество накидов? Удобнее всего – маленькими поперечными чёрточками на палочке: сколько накидов, столько и чёрточек. Рельефные столбики везде рисуют по-разному, но удачных обозначений немного. Проще всего выделить их разным цветом, но это не годится для цветных узоров. Какова главная черта этих столбиков? Она отражена в их названии, и в обозначении лучше всего тоже отразить именно её. Что такое выпуклость или впуклость на рисунке? Горка или впадинка, верно? Нарисуйте их так, как вы себе представляте (а если не получается, позовите на помощь маленьких детей и попросите нарисовать для вас горку). Эти наглядные картинки можно рисовать вместо чёрточки, обозначающей накид, правда ведь?

А теперь можно приступать к рисованию шахматки. С чего начать – как думаете? Конечно, с начала! А начало – это цепочка, на нашем языке – ряд точек. Над каждой петлёй (кроме петель подъёма) мы вязали столбик с накидом – рисуйте. А как нарисовать петли подъёма? А посмотрите, где они расположены в вязании, как легли? Они поднялись и встали рядом со столбиками – так их и нарисуйте. Дальше, думаю, справитесь сами. Не забудьте только, что схема повёрнута к вам всё время только одной стороной, а вязание вы ряд от ряда переворачивали, поэтому на схеме рисуйте ряды то справа налево, то слева направо – через один. А чтобы не запутаться, показывайте направление вязания стрелочками у начала ряда. Нарисуйте ещё несколько подобных узоров, а потом свяжите по ним образцы – лоскутки вашего одеяла. Рельефные столбики могут быть и с несколькими накидами. Попробуйте – ваше одеяло станет ещё разнообразнее.

Очень полезно зарисовать все связанные вами узоры, ведь их накопилось уже достаточно много. Для этого не хватает ещё нескольких обозначений, чтобы различить на бумаге заднюю и переднюю полупетли, а ещё полустолбики. Предлагаем полустолбик обозначить просто овалом – это петля, нарисованная с натуры. А полупетли – горизонтальными половинками овала (тоже с натуры): нарисованные отдельно, они могут обозначать полустолбики, связанные на задней или передней полупетле, а поставленные внизу любого столбика покажут, на какой полупетле вязать этот столбик. Пока этих знаков нам хватит, ведь и первоклашки не учат все буквы сразу.

Когда вы будете вязать узоры по разным книгам, внимательно проглядите условные обозначения, потому что не только обозначения элементов, но даже их названия могут различаться.

  • По схемкам очень понятно, немного запомнить, и вязать эти элементы научиться, и проблем не будет. По крайней мере пока так кажется, пока мне до схем ещё далеко. :-)

    dona
  • Всё правильно, это на самом деле очень просто :)

    кельт
  • Очень рада, Спасибо Вам, Раньше не допонимала я этих зарисовок и условных знаков.. Теперь все понятно!

    Гость