Мола индейцев Куна (аппликация)

По подсказке от кельта делаю такую статью - про искусство, о котором до сих пор не знала.

В своих работах индейцы отображают тот мир, который их окружает – рыб, птиц, раковины, экзотические цветы. Но какая потрясающая стилизация, как талантливо подобраны цвета и орнаменты. Нельзя обнаружить ни одного повторения.

О Кунах на английском и немецком можно почитать здесь - www.panama-mola.com/?gclid=CJXZ eS86pcCFUcJ3wodSXH4DA. Molas are part of the traditional dress of Kuna Indians of Panama and are worn by the women on the back and on the front side of their blouse. As an inspiration for their designs the Kuna first used the geometrical patterns which have been used for body painting before. In the past 50 years they also started to depict realistic and abstract designs of flowers, sea animals and birds.

In some literature about the Molas, the word Molakana (Молакана) is mentioned as the plural form for Mola. The Kuna always use the Spanish plural formmolas. The Kuna-Spanish dictionary Hable Kuna does not list the word Molakana either. Actually, the word mor, a term I often heard in Kuna Yala, is being used. Interestingly the word Molakana is mostly found in German language literature. I cannot say whether Molakana is the actual correct word or if it has simply emerged by mistake and has been copied ever since.

Далее информация отсюда: iterra.org.ua/ru/pehchvork-kvilt/applikacija-mola/.

На островах Сан Блас в Карибском море, недалеко от берегов Панамы проживают индейцы Куна. Это самые необычные индейские племена, единственные сохранившие и по сей день древние традиции и культуру. Острова Сан Блас и часть материковой территории Панамы входят в автономную республику Куна Яла.

Красота окружающей природы: нетронутые тропические леса, многообразие птиц и животных, первозданные пейзажи и раздолье для рыбалки и подводной охоты — это мир индейцев Куна.

Индейцы Куна – невысокого роста, лишь немногим выше Африканских Пигмеев; хорошо сложены, с прекрасным здоровьем и неиссякаемой жизненной энергией. Это миролюбивый, доброжелательный народ, лишенный агрессии.

Общее количество индейцев Куна – чуть больше 50 тысяч человек.

Женщины Куна зарабатывают деньги продажей «мол». Именно женская блуза на языке индейцев называется мола. Блуза для повседневной носки, состоит из 2 мол – передней и задней части. Хоть мотивы частей аналогичны друг другу, но они уникально отличаются. Сегодня молами называют лоскутную аппликацию, которую изначально использовали для украшения женской одежды. Технология ее изготовления достаточна сложна.

Мастерицы пользуются только нитками, иголкой и ножницами. Несколько слоев однотонной цветной ткани вручную сшиваются мелкими стежками. Прорезая, ножницами слои, создаются сложные узоры. Метод прорезной лоскутной аппликации требует большого мастерства.

То, как профессионально и легко подбирают мастерицы цветовую гамму мол, применяя в тон ткани нитки, удивляет и поражает. Обычно это стилизованные мотивы из повседневной жизни, некоторые на основе легенд или выражают гнев, радость, печаль автора. Они могут быть абстрактными или геометрическими, изображать фигуры животного и растительного мира.

Интересны и орнаментальные рисунки молов.

Как правило, размер мола - 16 х13 дюймов каждый.

Впервые я увидела эти аппликации в 1993 году на Андреевском спуске в Киеве, а до этого пыталась рассмотреть маленькие картинке в книге. Я с любопытством вертела работы — все так просто и одновременно сложно! Но больше всего захватывают сюжеты и краски. Мое восхищение вылилось в серию работ из бумаги, со временем они воплощались в керамической плитке, может со временем отобразятся в ткани. Желаю и Вам свежих идей и вдохновения!

Герасимова София..

И дополнения к этой информации из разных источников.

В Москве с 17 января по 18 февраля 2007 года прошла выставка работ индейцев Куна в музее современной истории России (Москва, Тверская 21).

Автор фотографий и текста дальше - Римма Быбина , источник www.quilters.ru/events/events detail.php?ID=1227, там фотографий больше.

Панама - государство в Карибском бассейне, находящееся на перешейке между Южной и Северной Америкой. Один из крупных островных архипелагов, принадлежащих Панаме, называется Сан Блас. Именно на этих островах и живут индейцы племени Куна. 

На Сан Бласе около 340 островов. Большинство из них совсем крошечные и необитаемые . На них нет электричества и других благ цивилизации . Нет водопровода . Куны собирают дождевую воду в резервуары и используют для питья.

На островах есть колодцы, где вода не самая чистая, но все же не соленая и пригодна для мытья и стирки. Жилища кунов - это дома из тростника с крышами из пальмовых листьев, с земляным полом и развешанными гамаками для отдыха и сна. 

До недавнего времени главным эквивалентом стоимости служил кокосовый орех, они в больших количествах растут на островах Сан Бласа . Причем каждая пальма закреплена за членом племени или семейством, даже если пальма растет на необитаемом острове.

Индейцы сдают кокосы на торговые Колумбийские суда или обменивают у торговцев на соль, консервы, одежду, ножи, канаты, рис и сахар."Предметом экспорта" для Куна также являются лобстеры, королевские крабы и осьминоги, которых во множестве добывают со дна морского искусные индейские ныряльщики.

Не найдется двух мол с одинаковыми рисунками. Как правило, они изображают абстрактные рисунки, фигуры, птиц, животных, морских обитателей. 

Индейцам Куна официально запрещается заключать браки с представителями других народов. Нарушение закона карается изгнанием из племени. Такая ситуация ведет к вырождениюпри сравнительно малой численности населения, и среди индейцев немало альбиносов - странных созданий с бледной кожей, светлыми волосами и чувствительными к свету красными глазами.

Индейцы Куна - невысокого роста, лишь немногим выше африканских пигмеев. Очень красивый народ, хорошо сложенный, с прекрасным здоровьем, доброжелательный и лишенный агрессии.

Впечатления:

"Несколько слоев гладкокрашеной ткани. Верхние слои прорезаны в соответствии с замысловатым рисунком или узором. Края обратной аппликации прошиты через все слои ткани (получается и подгибка края и простежка) мельчайшими стежками. Увидеть стежки можно только вплотную приблизившись к работе. Именно эти стежки потрясли меня больше всего!

В некоторых местах могут быть аппликации — но их размер настолько крошечный, что я не могу понять — как можно удержать в руках такую маленькую тряпочку — размером с ноготь — и пришить ее крошечными стежочками!

Кроме этого — рисунки на молах не повторяются! А это значит, что у рукодельниц есть изначальное видение того, как будет выглядеть работа, после ее окончания.

...стежки настолько мелкие, что их можно увидеть только если просто носом уткнуться в панно. А сами панно — небольшие, все примерно одного размера: примерно 45 на 25 см (померила по себе), а на самом деле они, скорее всего, еще меньше. На сайте ассоциации есть фото молов — но узоры такие повторить — на мой взгляд проблематично.

Нужно очень много смотреть на эти работы и делать их, чтобы начать чувствовать, именно чувствовать — как именно прорезать слои ткани, чтобы получить нужный рисунок и эффект, чтобы сочетание цветов было ярким, но гармоничным. Ведь при всей яркости цветов на этих молах, они не выглядят аляписто, "по-деревенски". А на одном моле может быть и 5 и 7 цветов. Возможно у этих женщин чувство цвета врожденное, а возможно — опыт свое дело делает. Ведь если с утра до вечера только молы и шить — можно "пристрелять" глаз. "


Кокосовые орехи

Далее фотографии - с сайта на ангглийском, там продаются молы, которые здесь на фото, и другие:www.panama-mola.com/index-en.htmЭто молы не на продажу, а такие, которые делались для себя.Rooster2008-115€ 75,--

Different to many professional Mola dealers we do not buy the Molas “by the bulk” but carefully select the most beautiful works directly. We do not buy Molas which have been crafted for the tourism market, but choose only those which the women have made for their personal use. School Uniform, red2008-152€ 75,--

After some time of wearing them and after finishing a new blouse, the Kuna offer those traditional worn Molas to collectors. Two Birds (две птицы)2008-165€ 95,--

It has always been important to us to buy the Molas directly in the Indian communities. We believe that thereby it is possible to give the most direct financial support to the women who make them and at the same time it is possible to learn more about the meaning and the symbolism of the Molas.Fruits2008.242€ 75,--

Mythical Creature2008-254€ 95,--

Two Pairs of Trousers (две пары штанов)2008-317€ 75,--

  • Очень красивое искусство, с тех пор, как увидела, не устаю восхищаться! Сидя в городской квартире, такого не создашь. Мы тоже наткнулись на них не очень давно и совсем случайно - что-то искали по географии в интернете :)

    кельт
  • Здесь что поражает - в отличие от нашего "городского" искусства - ну невозможно сказать, какая из мол нравится больше, нет ни одной посредственной среди них. Какие-то могут быть ближе, больше подходить по состоянию души, и только - но нет ни одной, которая оставила бы равнодушным. То же самое могу сказать об искусстве инуитов. Наверняка есть ещё огромное количество таких людей и племён, о которых мы ничего не знаем и узнаём только случайно...
    Наверно, народное искусство должен делать народ, народ, живущий на природе. Так трудно нам, детям городов, в полной мере ощутить ту разницу в восприятии мира, которая есть между нами и теми, кто много поколений живёт среди реального мира природы, и живёт не наездами с возвращением домой=в город, а просто не знает другой жизни... поэтому наверно во всех наших "общенародных" попытках возродить исконное искусство нашего собственного народа рождается столько пустого... Технологии древние есть, а искусства - нету. К огромному огорчению, исключений немного... И часто это просто отдельные вещи, а не пласт..

    кельт
  • Современные поиски и творения - действительно в основном просто отдельные вещи, редко что-то больше чем это. Время покажет, что пустое, а что нет: если люди повторять что-то будут и оно распространится - и продержится долго, а не мимолётным общим увлечением пролетит, значит оно значимое. Остальное останется в прошлом.

    Что поделать - только в поиске можно что-то найти, а во время поисков разгребать приходится много. :-)

    Искусство малых народов поражает своей, если можно так сказать, неторопливостью. Пожалуй, никто из цивилизованных людей сегодня не будет месяцами сидеть с одной тряпочкой, расшивая её вручную с таким терпением и старанием.
    Хотя нет - есть такие. Знаю мастериц, кто занимается народным костюмом - и ткут всё вручную, и вышивают вручную, и ручным швом шьют. Просто таких людей немного. Но с их помощью и сохраняется культура.

    dona
  • Неторопливость - это верно, но разница в том, что неторопливость - у них в душе, поэтому им совсем не жалко времени, которое тратится на что-то хорошее. Другие ценности совсем. Если время потрачено на искусство, оно живёт в сердце и не проходит даром. Человек, ТАК использующий время, очень хорошо помнит свою жизнь чуть ли не день за днём. А для большинства из нас фраза "время-деньги" определяет всё мировоззрение, и нам не жалко только того времени, которое потрачено на зарабатывание денег, большого количества денег, потому и спешим.
    А если сравнивать, то ручная работа технически далеко не всегда так много времени занимает, как кажется тем, кто берётся за неё впервые в жизни.
    Людей, не жалеющих времени на ручной труд, немного, и это, как нам кажется - камень преткновения в вопросе о нашем искусстве. Именно об этом речь - некому пока возрождать его, единицам это не под силу, а для подавляющего большинства до сих пор время - это деньги. Даже если бы мы потеряли все накопленные веками техники, но сохранили бы то отношение к собственной жизни, какое было у древних мастеров, не торговавших своим делом и не разменивающих себя на дешёвку, то очень быстро мы создали бы искусство не менее великое.

    кельт
  • Всё верно, но мне вот интересно - в старину настоящих мастеров, за счёт которых и создавалась культура и искусство, много ли их было? Может быть тоже - в основном сельским хозяйством люди занимались, коровами и т.п., а мастеров может тоже не так уж и много было?..
    Делали конечно всё для себя сами, но и сейчас таким много, только это не ремеслом обычно тогда называют, а рукоделием. Рукоделий сейчас очень много, и очень многие ими занимаются, самыми разными, и много встречается потрясающих работ.
    А настоящих мастеров - может их всегда немного?..
    Интересно, у малых народов многие ли занимаются вышивкой и т.п.?
    Просто они многие вещи - как молы - для себя делают - вот оно и сохраняется, и то стали уже и чисто для продажи готовить работы тоже.
    У нас просто сегодня почти ни у кого нет необходимости вручную что-то делать для себя. Но многие всё равно рисуют, вышивают, шьют, ткут, кукол делают, занимаются резьбой и росписью, плетением... Может и не умирает культура вовсе, просто количество почитателей уменьшается, потому как немодно и необходимости нет?..

    dona
  • Конечно, настоящих мастеров - великих художников было во все времена немного, просто когда все занимались рукоделием, было на порядок больше тех, кто подхватывал и сохранял созданное мастерами :) А вот то, что немодно это стало, и говорит об уходе культуры.
    Но мне хочется немного о другом сказать: искусство всегда отражает тот мир, который родной для того, кто создаёт искусство, ведь именно мир - главный источник ощущений для человека, а искусство - по сути переработка этих ощущений и затем материальное их воплощение. Так вот - в искусстве народов, живущих на природе, просвечивает мир природы - источник этого искусства. А в том, что создаём сейчас мы, несмотря на то, что создаётся много потрясающих работ - это безспорно, но в наших работах проглядывает мир города, убогий по сравнению с миром природы, потому что именно такой мир - источник наших впечатлений. И в искусстве это очень заметно. Попытки изобразить мир природы, не живя с ней одной жизнью, безплодны и напрасны, а созданное таким способом - мёртвая имитация, пластиковый цветок, часто очень яркий и красивый, кстати :) Но плохо ещё и то, что перейти в мир природы из города очень трудно, хоть и возможно. Человек очень привыкает и приспосабливается к тому миру, в котором родился. Как-то в одной повести попался мне эпизод: парень из деревни полюбил девушку из глубоко интеллигентной семьи, и повёл её на природу. Показывает он ей куст можжевельника (который она раньше не видела), а она и говорит:
    "я увидел во сне можжевеловый куст,
    я услышал во сне металлический хруст,
    аметистовых ягод услышал я звон..." и далее по тексту :)
    А парень смотрел на эти тёплые ягоды и не видел, хоть убей, в них ничего аметистового. Т.е. она не увидела живого можжевельника, который ЕСТЬ, он был заслонён для неё образами из её мира, которых НЕТ.
    Можно, конечно, создать нечто очень красивое, взяв источником звон аметистовых ягод, но это произведение не будет иметь ничего общего с настоящим, живым можжевельником...
    И наше искусство - искусство просто другого мира. Плохо, что мир этот выдуманный.
    Я уже писала, кстати, что твои куклы отличаются от большинства других прекрасно сделанных и красиво оформленных кукол именно тем, что в них просвечивает мир природы, и присутствие настоящего мира очень заметно.

    кельт
  • Действительно, у нас штампами восприятие замылено очень сильно - и стихотворными, и фото, и картинами, и книгами, часто совсем не хорошими, и фильмами-мультиками. После мультика попробуй-ка отправь малыша цветочками любоваться, не сразу он их воспримет, особенно если малыш городской и уже не очень маленький. Маленькие больше камушки-палочки любят, постарше - уже нет, они уже многое видели, можно сказать что восприятие у них уже не то, ведь чувствуешь-то именно то, что постоянно вокруг и рядом. Если вокруг - стены квартиры и телевизор, к ним привыкаешь и интересное ищешь именно там. И работы у такого человека, когда он вырастет и если вдруг займётся искусством, будут соответствующие. Чтобы делать что-то иное, природное, и жить надо на природе, и знаю что многие мастера, кто сегодня ткёт-шьёт, живут за городом или очень часто на природе бывают, ездят и т.п., или выросли в деревнях.
    Моим работам далеко до мастерских... Потому как природа всё-таки ещё не так близка, какой она, знаем, может стать. Наверное поэтому многие свои работы удовлетворения не приносят. Интересно как свои работы чувствуют мастерицы малых народов, у тех же инуитов например. Вызывают ли они у них счастье и ощущение прекрасного, или всё это ерунда, и они просто делают необходимые им вещи, которые приятны глазу и удобны в быту. И делают не для любования, а потому что надо, а раз надо, можно и красиво сделать. И нет там стремления создать произведение искусства. Или есть, и я ошибаюсь?

    dona
  • Нам кажется, что дело не в мастерстве, точнее, не в том, насколько работа технически совершенна. И дело даже не в знании природы, а в отношении к ней. Ты вот не можешь уже жить в городе, и в двух мирах (ездить туда-сюда) тоже. Значит, природа уже для тебя родная, а близость придёт со временем и со знанием, так мы думаем :) Нам тоже ещё узнавать и узнавать..
    А насчёт удовлетворения от работы, думаю, оно есть на самом деле. Бывает, когда у меня что-то удаётся действительно хорошо, то такие вещи как будто обретают свою самостоятельную жизнь, а я просто счастлива, что они появились :) А необходимость и искусство - вещи вполне совместимые, вот та же японская вышивка (сашико) появилась из-за строгих запретов, наложенных на одежду простолюдинов в эпоху Эдо - можно было носить одежду только серого или синего цвета и стежки вышивки должны были быть не больше рисового зерна. Из этих жёстких правил родилось прекрасное искусство. Стремление к творчеству выражается во всём, что ты делаешь, просто потому, что по-другому не можешь. Те же японцы вышивали сашико тряпки для уборки :) У ненцев нет ни одного некрасивого предмета одежды... И т.д.

    кельт
  • Вообще, кажется, ограничение - того или иного рода - условие появления чего-то нового и часто - прекрасного. Потому как без ограничений очень сложно поставить самому себе рамки и не переборщить, не переделать. Как у маленьких детей - надо вовремя лист с картиной забирать, пока они эту свою же картину не замазали полностью. А самые знаковые и интересные вещи - они очень простые. Как синее на белом в гжели, или вышивка белым по синему сашико, или китайские картины тушью - просто ветвь бамбука или сливы, всего-то 2-3 цвета. Вычурные и сложные вещи не приносят такой радости, как простые и гармоничные. И королевская резьба - произведение искусства, но над ней работали настоящие Мастера с большой буквы, и в ней тоже нет лишнего. А вот пафосные и вычурные изделия часто пустые, основы в них не чувствуется.
    Одежда ненцев, кстати - отдельная тема, там действительно каждым предметом любоваться можно. Мы таким сегодня похвастать не можем, с тех пор как с нашей одежды ушла вышивка, набойка и нарядные народные ткани, они ведь не только однотонным льном были. А уж что касается тряпок и т.п. бытовых мелочей ... сложно в наших домах прекрасные половые тряпки найти. :-)

    dona
  • Совершенно верно! Нам очень нравится такая же простота в украшении русской народной керамики, хотя эту простоту часто пытаются выдать за бедность :) Безупречная форма, несколько точек, пара линий, простая полива или вообще обварка - и всё. И глаз не отвести.
    А сейчас.. Я показывала свой коврик, вышитый сашико, некоторым людям, реакция была интересная - это что, под ноги? жалко ведь. Или - это ж сколько ниток-то надо!.. :) Т.е. для большинства из нас вышитые половые тряпки - признак безумной и ненужной расточительности. У тех же ненцев почему одежда такая красивая? Да просто потому, что они её не делят на нарядную и рабочую, нарядная - просто та, что поновее. А у нас - если всё равно может запачкаться, то и украшать никак не надо, вот и ходит весь народ сейчас в чёрном, нам в последние годы жизни в городе аж страшно делалось при входе в метро - сплошное чёрное море, особенно если метро далеко от центра. А какие одежды носили наши предки ещё совсем недавно! Пусть и не расшитые и не из браных тканей, но какие яркие и красивые.. теперь можно ими только на старых картинах полюбоваться.
    :) а половая тряпка у меня раньше была вязаная, ажурная. Пол мыть - одна радость, никогда бы не подумала раньше, что такая вроде бы мелочь может простое и скучное занятие превратить чуть ли не в праздник. Сейчас таких пока не делаю, потому что пол плохой - много чем порвать можно, чаще просто полынным веником прибираюсь.

    кельт
  • Раньше, когда такие одежды наши предки носили, они не ездили на метро. :-) И на машинах. Там и грязь-то другая совсем была... не грязная. А сейчас, если в толпе, то и выделяться никому не хочется, потому как нервы у всех на пределе и срываться конечно будут при любом удобном случае, в том числе и на тех, кто не в серо-чёрном. :-) Летом повеселее, но не намного.
    А по дому когда красивости в быту - и правда приятнее намного домашние дела делать.

    и делить одежду по нарядности только в зависимости от её новизны - тоже разумно очень. А то получается, что каждый день - то есть почти всегда - ходим неприглядные, наряжаемся несколько раз в году по праздникам. И лежит вся красота в шкафу никому не нужная. А ведь и правда - гораздо веселее носить то, что красиво и нравится, каждый день.
    Проблема ещё в том, что сегодня нарядное - как правило синтетика, в которой и ходить-то больше пары часов невозможно. А настоящее нарядное - для меня тканями отличается, расцветками, вышивкой, я сейчас так и ношу - каждый день то что нравится. :-) Остальное теперь как совсем рабочая одежда воспринимается - даже грядки копать в ней скучно и неинтересно. :-))

    dona
  • Мы в последнее время прятались от городской грязи в охотничьи костюмы с очень красивой расцветкой, и эмоции у разных людей по отношению к нам были только положительные, наверно потому, что такая одежда не только красива сама по себе (относительно чёрного и серого), но и более-менее естественна, а у людей, какими бы они ни были, и в каких бы условиях ни жили, всё равно остаётся в глубине души тяга к красоте. Негатив вызывает только явный выпендрёж, когда внешность не соответствует внутреннему содержанию, а это всегда заметно людям, даже если они не понимают, в чём именно дело, а просто чувствуют необъяснимое раздражение. Это раздражение вызвано именно несоответствием, разладом в том человеке, который одевается не так, каков он внутри :) В последнее время появилось к сожалению много людей, старающихся стать другими насильно - они носят русскую или любую другую заметную одежду, но выглядит эта красота на них демонстративно и неестественно, к большому огорчению или даже раздражению окружающих. Это правда грустно.. Потому, что они не поняли ещё, что попытка изменить себя, копируя старое, безплодна и безнадёжна. Мы в семье давно носим русскую одежду, но русская она не по виду, а по сути. Я стараюсь брать из старого кроя то, что действительно в нём удобно и хорошо, а ошибки исправлять по возможности. А их достаточно много, и многие из них народ сам исправил, что выразилось в разных нетрадиционных покроях, о которых известно меньше. И конечно ткани и вышивки тоже выбираю те, которые мне нравятся - сейчас очень много замечательных тканей :)
    А старую одежду и правда даже на огород носить не хочется - только на лоскутки :) она совсем не для жизни сделана. И вот подумалось - разве ту жизнь, которой живут люди, в городах особенно, можно назвать настоящей? На что уходит время их жизни? На дела и занятия, в большинстве не нужные ни им самим (только как средство заработка), ни другим людям, ни природе... Такую жизнь только в такой одежде и можно проводить... Как грустно от этого.. Хорошо, что всё больше становится тех, кто так жить больше не может :) Именно не может, потому что не хотят многие, но не хотят пассивно, а действовать, искать выход начинают тогда, когда больше не могут по-старому :)

    кельт
  • Вот муж подсказал хороший пример: он свои длинные волосы заплетает в две косы, и эта причёска выглядит на нём настолько родной, что встречные люди не только не оборачиваются, но часто даже не замечают такую неожиданность :))

    кельт
  • Наверное да, действительно то, что естественно, вызывает только положительные эмоции, или не замечается теми, кто занят другим делом, своими мыслями и т.п. Но естественно сегодня для большинства - джинсы да костюмы, хоть они и неудобные. Отвыкли многие носить что-то другое, и от цветного и радостного отвыкли. А в природе ярких красок очень много. Всё цветное: и цветы, и птицы, а уж небеса да трава какого яркого цвета, удивляешься только. Одни закаты чего стоят. Куда все эти цвета из жизни человека поисчезали?.. Зимой серое да чёрное, ну пастельное максимум. Правда, по городу помню - светлую куртку приходилось стирать через день: вся полностью пачкается после общественного транспорта, как пылью или копотью, ничего не поделаешь, проще в тёмное переодеться. Так что от места обитания тоже зависит очень многое.

    dona
  • Да, это и грустно, что люди переселились в такое место обитания, где только серо-чёрное выглядит естественно и удобно, и от радостного, светлого и цветного отвыкли постепенно.. Хотя в глубине душе все по нему тоскуют, потому что именно природное богатство красок для нас - родная среда, именно это мы должны каждый день вокруг себя видеть.. чтобы быть радостными :)

    кельт
  • И вот ещё муж снова подсказывает - грязь-грязью, но сейчас чёрное почти всё, вплоть до нижнего белья :) И в посёлках все тоже в тёмное оделись.. Видимо, здесь причин много, и не последняя из них та, что жизнь людей стала такой - серо-чёрной, и этот цвет выглядит естественным, многие его очень любят и всячески хвалят.. Вот английская королева часто в голубом ходит :)) Красиво. Многие считают тёмные расцветки старушечьими, это ещё давно началось, и вроде подходит, но ведь бывает, что так не вяжутся эти чёрные платья с серебряными волосами и светлым обликом некоторых стариков, для которых старость - просветление и мудрость, а не мрак и тоска по ушедшей молодости... Какое-то неблагоприятное для народной души состояние вызвало эту повсеместную любовь к чёрному цвету..

    кельт
  • Выставка работ индейцев иногда проводится и в России:
    www.hnh.ru/culture/2011-02-07-6

    dona