dona

Резьба по дереву и кости - история

При раскопках археологи нередко обнаруживают отходы костерезного производства, а также инструменты для резьбы по дереву: тесла, скобели, буравы и резцы-ложечники. Ничего особо удивительного в таких находках нет, учитывая, что резчики по кости и дереву обитали в Великом посаде с самого начала его существования. Из дерева ремесленники мастерили посуду (миски, ковши, черпаки, ложки и т.д.), гребни, крестики, игрушки и т.д. Из кости вырезали миниатюрные ложечки, пуговицы, орнаментальные накладки, шахматные фигурки и печати. Сначала все это резалось от руки, позднее отдельные вещи (круглую посуду, шахматные фигурки и пр.) стали изготавливать на токарном станке. Образцами высокого искусства резьбы по кости и дереву являются найденные в Зарядье костяной нательный крест и иконка-мощевик. Обе вещи изготовлены предположительно в конце XV века. Кроме перечисленных ремесел процветали в Московском Зарядье плотницкое и бондарное ремесло, работали портные, оружейники и другие мастера.

Настоящее, русское касалось не только резьбы дереву и камню, но и многих видов художественных ремесел. Утонченные украшения, настоящие шедевры создавали древнерусские ювелиры - золотых и серебряных дол мастера. Они делали браслеты, сережки, подвески, пряжки, диадемы, медальоны, обрабатывали золотом, серебром, эмалью, драгоценными каменьями посуду, оружие.

С особыми старанием и любовью мастера-умельцы украшали оклады икон, а также книги. Примером может служить искусно обработанный кожей, ювелирными украшениями оклад "Остромирова евангелия", созданного по заказу киевского посадника Остромира во времена Ярослава Мудрого.

До сих пор вызывают восхищение сделанные киевским ремесленником сережки (Х -Х вв.): колечки с полукруглыми щитами, к которым припаянные по шесть серебряных конусов с шариками и 500 колечками диаметром 0,06 см из провода диаметром 0,02 см. На колечках закрепленные малюсенькие зернышки серебра диаметром 0,04 см. Как делали это люди, не владея увеличительными приборами, вообразить себе тяжело.

Составной частью искусства Руси было музыкальное, певческое искусство. В "Слове о полку Игореве" упоминается легендарный сказитель-певец Боян, который "напускал" свои пальцы на живые струны и они "самые князьям славу рокотали". На фресках Софийского собора мы видим изображение музыкантов, которые играют на деревянных духовых и струйных инструментах - лютнях и гуслях. Из летописных сообщений известный талантливый певец Митус в Галиче. В некоторых церковных произведениях, направленных против славянского языческого искусства, упоминаются уличные шуты, певцы, танцоры; существовал и народный кукольный театр. Известно, что при дворе князя Владимира, при дворах других видных русских властелинов во время банкетов присутствующих развлекали певцы, сказители, исполнителе на струнных инструментах.

Из истории российского предпринимательства

История русского предпринимательства охватывает более тысячи лет. Его летопись — это, прежде всего, летопись становления русской государственности, поскольку политическое освоение гигантских территорий Российским государством шло параллельно с их экономическим освоением русскими предпринимателями.

Дворянское предпринимательство в России в XVIII веке

Львиную долю дворян - предпринимателей составляли ближайшие соратники Петра I . Именно Петр энергично втягивал в производственную деятельность своих царедворцев и дворян, которым по достижении 40 - летнего возраста было разрешено заниматься торгово – промышленным промыслом.

Купечество и Православие

В последние годы отечественные ученые большое внимание проявляют к быту семьи, ее роли в экономической и духовной жизни общества. При этом быт купечества вызывает особенный интерес, в силу специфического социального, правового и экономического положения этого сословия.