Экспозиция Мир русской деревни 

(народное искусство в жизни человека: обычаи, традиции, праздники)» (стр. 1)


Экспозиция «Мир русской деревни» знакомит посетителей с одним из самых полных в стране собраний русского народного искусства XVIII - начала XX века. Посетители музея на примере большого круга памятников традиционной культуры имеют возможность получить объемное представление о среде, в которой жили и творили народные мастера, наиболее значимых обрядах, семейных, календарных и трудовых праздниках русской деревни.

Сергиево-Посадский Государственный историко-художественный музей-заповедник

141300, Россия, Московская область, г. Сергиев Посад,
Проспект Красной Армии, д. 144

E-mail: sergiev@divo.ru, sergiev-mus@yandex.ru

Телефоны: (495) 786-27-08, (49654) 0-63-58

Код Сергиева Посада - (49654).

Первый зал экспозиции

Первый зал экспозиции посвящен рассказу об архитектурном наружном и внутреннем убранстве крестьянского жилища конца ХIХ – начала ХХ века. Богатое собрание архитектурной резьбы музея - заповедника свидетельствует о разнообразии и богатстве техник, приемов, композиционно-образных решений памятников народного зодчества Русского Севера и Поволжья. Особую ценность представляет резной фронтон дома, выполненный в 1882 году мастером Михаилом Малышевым из Нижегородской губернии. Свобода творческого мышления, легкость и непринужденность исполнения характеризуют М. Малышева, как одного из самых талантливых мастеров поволжской домовой резьбы. 

Вера крестьян в существование «иного» мира» подтверждается такими, часто встречающимися в народном искусстве добрыми и злыми персонажами, как русалки, водяные, птицы – сирины. Почти весь спектр мифологических образов и мотивов, используемых в архитектурной поволжской резьбе, представлен в наличнике светелочного окна конца ХIХ века из Нижегородской губернии. В нем нашли отражение представления наших предков о древней картине построения мира.

Решение внутреннего пространства жилища, предметов его обстановки было строго установлено традицией и передавалось из поколения в поколение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан интерьер крестьянского дома конца ХIХ – начала ХХ века из Вятско - Вологодского региона. Каждый угол жилой, отапливаемой части дома, имел свое, особое значение и как бы заменял отдельную комнату. Четыре угла избы соответствовали, используя современную терминологию, кухне, передней, гостиной и спальне. Главными для русского крестьянина были печной и «красный» углы дома, представлявшие особые сакральные центры.

Согласно северо-русской традиции «русская» печь располагалась справа или слева от входа. Рядом с ней обычно оставался проход, где помещались кадка или лохань для воды, рукомойник с полотенцем. Сбоку, вдоль печи устраивался голбец – расписная дощатая пристройка, конструктивно связанная с печью. Обстановка дома отличалась простотой и лаконичностью. Древними видами мебели являлись лавки и полки, которые изготавливались из широкого бруса, врубленного одной стороной в стену.

Полки использовались для хранения посуды и различной утвари, а лавки - для сидения и сна, для чего к ним приставлялись скамьи. Убранство комнаты дополняли переносные предметы мебели - столы, скамьи, различные короба. Со второй половины XIX века широкое распространение получают сундуки, шкафы, стулья, кровати, диваны, которыми вначале обставляли только горницы. Нередко предметы имели «рубленные» скульптурные или токарные формы, украшались яркой многоцветной росписью.

Второй зал экспозиции

Второй зал экспозиции знакомит посетителей с кругом произведений, раскрывающих родильно – крестильные, предсвадебные, свадебные и помнально-погребальные обычаи и традиции русской деревни конца XIX – начала XX века. Образцы детской народной одежды редко встречаются в музейных собраниях страны. Большую ценность представляет группа предметов младенческой и детской одежды из Курской и Рязанской губерний: свивальник, детские одеяла, пеленки и изготовленные на Русском Севере золотошвейные наголовники для детских пеленок.

Как правило, в крестьянских семьях детей не баловали. Часто единственным лакомством ребенка и желанным подарком были печатные пряники. Свое название они получили от деревянных резных досок-форм с контррельефным, т.е. углубленным орнаментом. С помощью этих форм хозяйки отпечатывали на тесте изображения с фигурками птиц, рыбок, лошадок и цветов.

Для маленьких посетителей музея по воскресеньям проводится мастер – класс по изготовлению традиционной крестьянской тряпичной куклы. Профессиональная мастерица сопровождает занятие подробным рассказом об истории бытования куклы, а также о ее забытом ныне сакральном значении, отголоски которого встречаются в народных сказках.

Большой раздел экспозиции посвящен свадебному обряду. Создание новой семьи в крестьянском быту никогда не было делом частным, внутрисемейным, оно принадлежало к числу ритуалов общественной важности. Крестьянских детей готовили к будущей семейной жизни с самого раннего возраста. Девочки с 7-8 лет начинали участвовать в приготовлении приданого. Его размеры зависели от уровня материального благосостояния семьи будущей невесты. В экспозиции эта тема раскрыта определенным смысловым комплексом предметов: прялками, вальками, рубелями из северных и поволжских районов, богато украшенных сценами посиделок, сватовства, полотенцами, в орнаментации которых присутствует детородная символика, а также сундуками для хранения приданого.

Согласно установленной традиции, девушка на ткацком стане ткала холсты для свадебных нарядов. Посетитель музея имеет возможность познакомиться с интересным комплексом интерактивных экспонатов начала XX века из Вятской губернии. Они помогут наглядно разобраться с назначением предметов, использовавшихся при изготовлении ткани: трепалом, с помощью которого пучки льна освобождались от внешней оболочки – костры, прялкой и веретеном – предметами для прядения нитей, ткацким станом, за которым опытная ткачиха ткет разноцветный половик.

Деревенская молодежь брачного возраста активно участвовала в посиделках, хороводах, играх. В виде «хоровода» в зале представлена ценная коллекция праздничных, богато декорированных костюмов северо-русских губерний России XIX – начала XX века. Ее дополняют свадебные комплекты одежды из Воронежской губернии начала XX века. Они отличаются от одежды иного назначения своей многопредметностью, насыщенной колористической гаммой и богатым орнаментальным убранством, наделенным особой благопожелательной символикой.

Свадебные костюмы крестьяне бережно хранили всю жизнь. Часто они использовались в качестве похоронной одежды – отсюда поговорка: «В чем венчаться – в том и скончаться». В связи с древними верованиями крестьян в загробную жизнь в экспозиции нашли место предметы, которые по традиции помещались в гроб для того, чтобы умерший мог ими пользоваться на «том свете»: мыло, гребень, деньги. Отдельную группу экспонатов составляют намогильные кресты и полотенца с изображением процветших намогильных крестов, символизирующих веру в бессмертие души.

Третий зал экспозиции

Третий зал экспозиции знакомит с праздничной культурой русской деревни конца XIX – начала XX века. Содержание основных традиционных праздников годового цикла - Рождества Христова, Масленицы, Егорьева дня, Троицы раскрывается через комплексы предметов, являющихся их яркими атрибутами. Уникальное трехстворчатое зеркало ХVII века, выполненное в форме киота ассоциируется с широко распространенным обычаем святочных гаданий, основными темами которого были брак и семья.

Нарядные конские дуги, изящные расписные выездные сани Олонецкой губернии середины XIX века, предназначенные для праздничных прогулок, маленькие саночки Вологодской губернии, на которых, крепко обнимая друг друга, катались с гор в молодожены – с праздником Масленицы.

В Троицу было принято украшать дома и церкви ветками березы, водить хороводы вокруг берез, что имело ритуальное значение. В условно-сценической форме в экспозиции зала воссоздан «троицкий хоровод», который составляют праздничные женские и мужской костюмы южнорусских губерний. Они отличаются подчеркнутой декоративностью, гармоничным сочетанием разнообразных техник, приемов и материалов. Представление о крестьянском костюме дополняет коллекция женских и девичьих головных уборов Европейских областей России.

Важной составной частью праздников были ярмарки, которые устраивались не только в городах, но и в больших селах, куда съезжались крестьяне из окрестных деревень. В ярмарочных рядах шла бойкая торговля различными изделиями известных промысловых центров, в том числе глиняной посудой, которая часто продавалась прямо с телег. В музее экспонируется большая группа традиционных керамических сосудов XIX – XX веков различных по назначению, техникам изготовления, приемам декоративной отделки.

По мнению устроителей, экспозиция «Мир русской деревни» возвращает к истокам национальной культуры, помогает понять оптимистическое мировоззрение народа, его насыщенный образ жизни, представления о добре и красоте.