История экопоселения Большой Камень

Экопоселение Большой Камень получило свое название летом 2005 года, однако история его развития началась с инициативы в 1992 г., когда семья Кулясовых (Антонина - экономист, Иван - врач и дочь Александра), проживающая в Санкт-Петербурге в доме сквотеров (Гангутская, 8), увидела целесообразность жизни в сельской местности в родовом доме Антонины в деревне Шилыково Сокольского района Вологодской области. При этом они руководствовались идеями экологии и экологической этики, перешли на вегетарианское питание, стали использовать экологически дружественные технологии, оформили 50 соток земли под органическое земледелие и садоводство и застолбили 50 соток сенокосов на чёлме реки, договорившись с другими местными жителями о родовом пользовании. Шилыковский сосновый бор, большое болото Лебяжье, потаённое озеро Глухое, река Кубена в среднем течении и большой заливной луг давали в достатке травы, ягоды и грибы.

В 1993 г. у них родилась вторая дочка Мария (домашние роды в воду) и 2 года они прожили в Шилыково безвыездно. Их инициатива создания экопоселения не была поддержана остальными жителями сквота, который прошел процесс оформления в общественную организацию, противостоял властям и бизнесу до 2000 г., а затем был снесен до основания.

У семьи Кулясовых возникли основные проблемы, характерные для первых одиночных семей экопоселенцев, то есть отсутствие заработка и невозможность полного самообеспечения, отсутствие единомышленников и коммуникации, отсутствие возможности дать полноценное образование детям.

В 1995 г. ими было решено жить в сельской местности и природе 6 месяцев и больше, но не круглый год. Остальное время пришлось заниматься традиционным для сельских жителей отходничеством. В 1996-1997 гг. у них родилась третья дочка Дария (домашние роды в воду). А ещё раньше, в 1994 году они познакомилась с несколькими семьями из Вологды и Череповца с таким же экологическим мировоззрением, также занимающихся домашними родами и народной культурой, вместе стали проводить летний семейный лагерь, где формировались общинные отношения.

С 1997 г. в Санкт-Петербурге Кулясовы стали работать экосоциологами, изучая общественные движения (экологическое, за альтернативный образ жизни - экопоселения и объединения экологической этики, за устойчивое и ноосферное развитие), процессы экологической модернизации бизнеса и экологизации политики, традиционное природопользование. Проводились направленные на сохранение водосборов и лесов исследовательские и практические проекты, организовывались семинары и конференции (www.ecocisr.ru).

Были осуществлены исследовательские экспедиции в экопоселения Нево-Эковиль (Карелия), Китеж (Калужская обл.), Тиберкуль (Красноярский кр.), Атши (Адыгея), Школа (Алтай), Гришино (Ленинградская обл.), "Двойной Дуб" (Виржиния, США). В результате была сделана публикация в EcoNews № 7 2000 г. (www.evol.nw.ru/econews), вышел сборник статей ЦНСИ № 10 "Экопоселения в России и США" (www.cisr.ru).

В 1998-2000 гг. в Шилыково летом и зимой семья Кулясовых с единомышленниками из Вологодского клуба "Здравствуйте!" стали проводить эколого-оздоровительные игры. В 2000-2005 гг. ежесезонно (4 раза в год) при поддержке и участии большого числа заинтересованных из России, стран СНГ и зарубежья лидеры сначала сообщества Здоровая Семья, а затем сообщества Коловрат проводили в Шилыково приуроченные к Солнцевороту этнокультурные встречи и праздники. В 2004 г. совместно с творческой мастерской "Новик" (Вологда) и общиной "Крина" (Санкт-Петербург) провели Дни славянкой культуры в Культурном центре "Чайка" (Вологда). В этом же году участвовали как творческий коллектив в проведении регионального Праздника Бань на Кумозере в деревне Кумзеро Харовского района Вологодской области. В 2005 г. провели выставку своего творчества в Доме творчества "Хорс" в Ростове Великом (Ярославская обл.) - художественных фотографий, народной праздничной и повседневной одежды, предметов быта и травяных чаёв.

С 2005 г. лидеры экопоселения Большой Камень стали регулярно дважды в год выезжать в экопоселение Гришино на семинары (зимние посвящены Рождественской Святочной традиции и летние - экопоселениям (будни и праздники, семья и традиция) в качестве соорганизаторов и передавать там свой опыт экологических практик и понимание народных традиций (www.grishino.ecology.net.ru).

В 2006 г. был проведен семинар в экопоселении Ковчег (Калужская обл.), посвященный праздничной традиции (www.eco-kovcheg.ru). В этом же году в экопоселении Большой Камень во встречах-семинарах участвовали Караван любви солнечных бардов (prokaravan.ru) и экопоселения Свенгард (Ленинградская обл. www.svengard.ru), Никольское (Тульская обл.), Давыдов Конец (Псковская обл.), Ладное (Владимирская обл.), Радужное (Свердловская обл.), Росток - Солнечная Долина (Ростовская обл.).

С 2005 г. экопоселение Большой Камень получило информационную поддержку www.eco-rus.com и kedrovka.ru. Экопоселение Большой Камень в 2005 г. вошло в Сеть российских экопоселений - члена GEN (Global Ecovillage Network - Глобальная сеть экодеревень www.gen-europe.org), а один из лидеров нашего экопоселения, Мирзагитова Ляйсан в 2006 г. на ежегодной ассамблее вошла в Совет GEN от Российской сети экопоселений. В этом же году экопоселение Большой Камень стала членом Общественной палаты Вологодской области (www.sodrugestvo.org).

Лидеры экопоселения Большой Камень, оценив реалии, мировые тенденции и свои возможности, вместо курса на построение экопоселения в виде экодеревни или кохаузинга, состоящего из собственников земли и жилья, круглогодично ведущих творческую аграрно-духовную жизнь и объединенных в местное сообщество прописанных жителей, выстроила новую концепцию того, кто может быть жителем экопоселения.

Ими было отмечено, что большинство экопоселенцев по миру и в России больше 1 и даже 6 месяцев в году живут в городах, селах и других экопоселениях, то есть вне своего экопоселения. То есть мобильность экопоселенцев значительно возросла. Также огромное количество приезжающих в экопоселения на добровольческие программы и семинары заинтересованных людей регулярно сезонно живут в одном из экопоселений, а некоторые в своих странствиях по сети экопоселений больше времени проживают в них, чем в городах.

Они отличаются от дачников тем, что являются носителями экологического сознания и активно участвуют наряду с властью и бизнесом в принятии экологически и социально значимых решений. Таким образом, они являются активными участниками экологического движения и, в том числе, движения экопоселений и претворяют на практике все его идеи там, где находятся в настоящем времени. Теперь у заинтересованных в жизни в экопоселении горожан, дачников и сельских жителей появилась возможность стать регулярно сезонно проживающим жителем любого экопоселения, лидеры которого примут эту новую концепцию.

Лидерами экопоселения Большой Камень было решено считать жителем своего экопоселения всех, кто обладает экологическим сознанием, которое проявляется в ежедневном использовании в языке понятия "экология" и экологичном поведении, когда каждый раз при возможности выбора принимается решение выбрать более экологичное действие. При этом обязательным условием является регулярное сезонное проживание в экопоселении Большой Камень во время добровольческих программ и ежесезонных встреч-семинаров. В 2006 г. экопоселение Большой Камень насчитывало 26 регулярно сезонно проживающих в нем жителей.

Поселение сегодня

В настоящее время экопоселение Большой Камень развивает три направления: 

1. Экологическое: Мы исследуем связь экологии и русской культуры, восстанавливаем традиционные технологии, которые использовались в быту предками, затем их апробируем и создаем рецепты, применимые для современных условий экопоселений, а также сельских и городских поселений. На встречах-семинарах обучаем жизни в сельской местности и дикой природе.

2. Этнографическое: Мы изучаем связь экологии и праздничных обрядов предков, затем проводим праздники Сонцеворота, которые включают, кроме праздничных обрядов, большую работу по подготовке к празднику - изготовление праздничной одежды, оберегов, обрядовых предметов и обрядовой пищи. Большую роль для участия в празднике играет умение петь, плясать, играть и водить хороводы в соответствие со временем года. На встречах-семинарах обучаем подготовке к празднику и праздничным обрядам. 

3. Просветительское: Мы делимся опытом жизни в экопоселении и пониманием народных традиций с теми, кто приезжает к нам на встречи-семинары и добровольческие программы, выезжаем в другие экопоселения и культурные центры для проведения своих программ.

Все три направления соединяются во время проведения встреч-семинаров и праздников Солнцеворота в деревне Шилыково Сокольского района Вологодской области. Для этого у семьи Кулясовых есть 4 участка и сенокос (всего 1га), деревянный родовой дом со старинной утварью, русской печью и сараями, баня, 2 летних дома, палатки, лодки, походная кухня, инвентарь, оргтехника, электричество, мобильная связь. Мы можем принять до 20 человек в зимний и весенний период, а летом и осенью до 80 человек. Питание вегетарианское, основанное на продуктах органического земледелия и собирательства. 

Приглашаем стать участниками наших встреч-семинаров и регулярно сезонно проживающими жителями экопоселения Большой Камень! У нас по-прежнему остается надежда на то, что экопоселенцы-единомышленники поселятся недалеко от семьи Кулясовых и Большого Камня. Мы готовы им в этом помогать.

Пишите oko@eco-rus.com