Народный костюм шокша

Шокша - финно-угорский народ. Проживает шОкша в пятнадцати населенных пунктах Теньгушевского района Мордовии и в пяти - Торбеевского района. Общая численность составляет около десяти тысяч человек.

Кроме Мордовии шокша проживает в Вельском районе Архангельской области, в Сямженском районе Вологодской области и в Прионежском районе Карелии.

Сегодня я встретила замечательную пару представителей этой народности. Бабушка с внучкой были одеты в свои народные костюмы. Их они до сих пор надевают на праздники, свадьбы.

Эта информация и все фотографии - с Валюниного блога.

А вот уточнения по Шокша:

ШОКША, Теньгушевский район

Селу Шокша -1500 лет. Результаты исследований археологов Мордовии говорят о том, что Шокша существовала уже в конце V века нашей эры как населенный пункт с развитой социально-экономической и военной инфраструктурой. В марийском языке слово «шокш» означает «рукав», поэтому предполагается, что сходное значение имеет «Шокша» - «рукав реки», то есть приток более большой реки (Мокши). 

В России немало сел с названием Шокша. Они есть в Карелии, Архангельской, Ленинградской, Новгородской, Вологодской и других областях, где издревле проживали финно-угры и где берет свое начало Русь. Широкое распространение названия объясняется миграцией населения, которое, передвигаясь с одного места на другое, переносило с собой название села, имеющее некий сакраментальный смысл.

Язык

В 2004 году в Шокше работала фольклорно-лингвистичекая экспедиция, участники которой пришли к выводу, что язык, на котором говорит население Шокши, - не рядовой диалект эрзянского языка. Это самостоятельный пласт в составе эрзянского языка. Шокшинские жители родной язык не забыли, говорят на нем в селе все от мала до велика и с удовольствием вступают в полемику с гостями села о самостоятельности языка шокши. 

Мы ближе к эрзе, но словарный запас наш значительно отличается. Язык мокши мы почти не понимаем, - говорит жительница села Наталья Филипповна Шиндакова. – Даже в соседнем селе Сокаево язык уже другой.

Традиции

Самобытность села просматривается практически во всем, что окружает шокшинцев – от внешности, культуры, языка до быта про который мы уже рассказывали в предыдущем материале. Удаленность от крупных городов не дает так активно проходить процессу ассимиляции. Образ жизни из крестьянского плавно перетекает в фермерский. Усадьбы шокшинцев сочетают в себе традиции, передаваемые из поколения в поколение, но трансформирующиеся под веянием времени. Так наряду с компьютером в домах забвению не придаются предметы старины: в красном углу дома стоят иконы, практически в каждом доме стоит русская печь.

Самобытность шокши подчеркивает и национальная одежда. Праздничный костюм женщины-шокши нам продемонстрировала жительница села Мария Федоровна Кабаева. Он включает в себя несколько компонентов: рубаха – панар, жилетка – шубейка богато расшитая тесьмой, блестками, отороченная мехом, головной убор – сорока. Украшение сороки – легкие стеклянные бусы. Одевали костюм по особо торжественным случаям, например, на свадьбу. Мария Федоровна не просто сохранила все его составные части, но и реставрировала. А для внучки Наташи сшила новый. Кстати, шокшинский костюм, в виду его уникальности, представлен в Государственном историческом музее в Москве.

Вера

Главный исторический памятник села – Михайлово-Архангельская церковь. Большая каменная церковь, построенная 180 лет назад (1830 г.), и сегодня является духовным центром села. Церковь неплохо сохранилась, но, к сожалению, действует лишь один этаж. Кстати, строительство велось силами жителей Шокши и на их средства: в те годы это было одно самых больших сел, славившееся торговой деятельностью, были развиты ремесла. 

Еще одно место в Шокше, которое нельзя оставить без внимания, – шокшинский погост. На нем все еще сохранились 3-4-метровые старинные кресты. По рассказам шокшинцев, кресты достигали в высоту 5 метров (часть креста вкапывалась в землю). Это было не только традицией, но и признаком достатка умершего. В советские годы вместо креста (атеистам) устанавливали памятный знак в виде гладко выструганного бревна, заканчивающегося звездой.


Бабушка сначала одела - нарядила внучку, завязала кучу бантиков.

Свои костюмы и кучу аксессуаров к ним они привезли в старинном чемодане.

Вот такая получилась красота.

Потом стала наряжаться сама. Сначала - рубаха.

Потом пояс с разными красивыми штучками.

На голове закручивает рожки под "сороку".

Дальше платок, повязанный не совсем привычным способом.

Необыкновенно яркий, замечательный жилет.

Внучка помогает, поправляет, чтобы все было как надо.

Дальше бусы всякие разные в больших количествах.

Ну, теперь и головной убор можно надеть.

Последний штрих - пуховки.

Все, одевание закончено. Любуйтесь и восхищайтесь красотой и самобытностью народного костюма маленькой народности шОкша.А мне интересно, а как выглядят костюмы шокши из других регионов. Может кто-то знает, покажите.

  • Поразительно до чего человек преображается, надевая такой вот настоящий, старинный, именно свой, костюм! Как будто другой человек получается.

    dona
  • Иван Григорьевич Мельцаев, житель Шокши. Да, прекрасно выглядит Мария Федоровна. Я давно любуюсь на старости лет нарядами эрзянских женщин. В молодости как - будто все это так надо было. Теперь совсем другое. В этом наряде любая женщина становится красавицей.

    Гость
  • я из села Линейка учился в Шокше.

    Гость (Сурнов Николай Иванович)
  • прекрасные люди геннадий

    Гость
  • у моей бабушки был такой костюм -красотища / Геннадий Ершков

    Гость
  • Костюмы, действительно, невероятные - загляденье!

    dona
  • Да действительно очень красивые народные костюмы. Моя бабушка из с. Шокша у неё тоже был такой костюм да ещё сапоги гармошкой. Очень жалко что не сохранилось ничего.

    Гость (Гость)
  • Вообще мало у кого что сохранилось, теперь только в музеи ходить смотреть...

    dona