Высшая школа народных искусств (институт)

ГОУ ВПО - Высшая школа народных искусств

Высшая школа народных искусств (институт) является первым в истории мировой художественной педагогики государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования в области традиционного прикладного искусства. Школа создана по распоряжению Правительства Российской Федерации, ее учредителем выступает Министерство образования и науки РФ. Школа имеет лицензию и свидетельство об аккредитации.

Материальная и научно-методическая база Высшей школы народных искусств (института) формировалась более ста лет. Школа наследует традиции и опыт двух учебных заведений.

Первое из них существовало под покровительством императрицы Александры Федоровны. Сначала оно называлось Школой народных ремесел, затем Школой народного искусства. Для нее, как любимого детища императрицы, в 1911 г. построили прекрасное величественное здание в центре Петербурга. Вторым учебным заведением стала открытая в 1938 г. Московская школа художественных ремесел (МШХР). Деятельность школы состояла в профессиональной подготовке кадров для предприятий народных художественных промыслов Российской Федерации. Педагогический коллектив МШХР впервые в истории отечественной художественной педагогики создал не имеющие аналогов учебные программы, по которым сейчас учатся студенты Высшей школы народных искусств.

В Высшей школе народных искусств воплощена уникальная система непрерывного профессионального образования в области традиционного декоративно-прикладного искусства. Школа представляет собой многоуровневое образовательное учреждение высшего профессионального образования, реализующее программы основного общего образования (средней общеобразовательной школы-интерната) с углубленным изучением декоративно-прикладного искусства, программы среднего профессионального образования по специальности Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы, программы высшего профессионального образования по специальностям и направлениям Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы. Школьные классы ориентированы главным образом на прием учеников из регионов России.

На всех трех ступенях обучения в Высшей школе народных искусств (институте) ведется обучение таким важнейшим видам традиционного прикладного искусства, как: художественная вышивка, художественное кружевоплетение, художественная резьба по кости, художественная роспись по металлу и папье-маше, художественная роспись ткани, ювелирное искусство, лаковая миниатюрная живопись и др.

На базе Высшей школы народных искусств ежегодно проходит международная научно-практическая конференция «Традиционное прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития».

  • АСПИРАНТУРА
  • Факультет Декоративно-прикладного искусства (ДПИ ВПО)
  • Факультет Народных художественных промыслов (НХП СПО)
  • ШКОЛА (8-9 классы)

Основная общеобразовательная школа с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства(далее ОШ ДПИ) является структурным подразделением государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования – Высшей школы народных искусств (института), осуществляет образовательную деятельность в сфере основного общего образования с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства. Основными целями деятельности школы декоративно-прикладного искусства являются:

  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения основного общего образования с углублённым изучением народного декоративно-прикладного искусства;
  • воспитание гражданственности, патриотизма, трудолюбия; уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; привитие интереса и уважения к народным традициям, национальной и мировой культуре;
  • формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ основного общего образования, углублённых и специализированных образовательных программ, соответствующих профилю школы;
  • создание условий для формирования у обучающихся высокого уровня образованности в различных областях художественных, гуманитарных, общественнои естественнонаучных знаний;
  • создания основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ.

В ОШ ДПИ реализуется государственная образовательная программа основного общего образования. Образовательной программой предусмотрено углублённое изучение народного декоративно-прикладного искусства.

Учебный план ОШ ДПИ полностью реализует Федеральный (базовый) и вузовский (вариативный) компоненты образовательного стандарта, гарантирующие овладение выпускниками основной школы необходимым минимумом знаний, умений и навыков, которые обеспечивают продолжение обучения по программам среднего профессионального при ВШНИ (институт) и на III ступени обучения (средняя школа) ОУ города. 

Учебным планом предусмотрена реализация школьного компонента содержания образования, личностно-ориентированного подхода и решения основных задач концепции и образовательной программы школы. 

Школьный компонент содержания образования предусматривает введение в области «Изобразительное искусство» таких предметов, как «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции», в области «Технология» введён предмет «Художественный труд». «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции», необходимы для овладения профессиональным мастерством на второй ступени обучения (программы среднего профессионального образования). Предметы в области «Изобразительное искусство» прививают первичные профессиональные навыки будущих художников. «Технология» является практическим курсом ознакомления с основными видами народных ремёсел и промыслов (ювелирного искусства, росписи ткани, металла, папье-маше, вышивания, кружевоплетения) и приобретения учащимися начальных профессиональных навыков будущих мастеров конкретных ремёсел. 

Преподавание предметов «Рисунок», «Живопись», «Основы композиции» ведётся по типовым учебным программам для средних художественных школ, предмет «Технология» осуществляется по экспериментальным программам, утверждённым Учёным советом ВШНИ (институт), что соответствует специфике ОП школы. 

Личностно-ориентированный подход осуществляется через создание для каждого учащегося ситуации выбора индивидуального образовательного маршрута, который определяется не только спецификой реализуемой в школе ОП, но и системой дополнительного образования, которая включает в себя занятия по программам художественно-эстетической и культурологической направленности через систему кружков, спецкурсов, помогающих раскрытию способностей учащихся, удовлетворению их индивидуальных потребностей. Система кружков, спецкурсов также предполагает углубление знаний и умений по отдельным предметам (включая профильные), даёт возможность ориентироваться и интегрироваться в предметных областях, что способствует дальнейшему осознанному выбору профиля обучения и предполагает раннюю профилизацию. В этом учебном году в школе проводятся спецкурсы по рисунку, живописи, основам композиции, английскому, немецкому, русскому языкам, оздоровительные занятия по ЛФК, занятия в бассейне. В школе реализуется «Музейная программа», предполагающая ознакомление учащихся с музейными экспозициями города. 

В учебно-воспитательный процесс используются современные методики и технологии обучения, воспитания и диагностики уровня усвоения знаний, сформированности общеучебных умений и навыков. В школе работает высококвалифицированный педагогический коллектив, привлекается интеллектуальный потенциал научных лабораторий и вузов города и страны. 

В школе существуют следующие формы аттестации: текущая, промежуточная, итоговая. Учащиеся аттестуются по четвертям и за год. Итоговая аттестация в переводном 8 классе проводится в форме контрольных и тестовых работ, дифференцированных зачётов. Итоговая аттестация в выпускном 9 классе проводится в форме экзаменов, тестирования, защиты рефератов в соответствии с Положением об итоговой аттестации выпускников школы. 

Максимальная наполняемость классов – 10 человек. Учебный процесс строится по классно-урочной системе. Для преподавания английского языка, информатики предполагается деление классов на 2 группы, для занятий в мастерских определяются группы не менее 4 человек в группе.
Организация учебно-воспитательного процесса предполагает шестидневную учебную неделю. Продолжительность учебного дня соответствует санитарно-гигиеническим нормам: начало занятий в 9.30. Продолжительность уроков 45 минут. В школе существует большая перемена – 60 минут. Организовано горячее питание. 

Приём в школу осуществляется на конкурсной основе. Право участвовать в конкурсе имеют учащиеся, принимавшие активное участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах, турнирах, проводимых ВШНИ (институтом), проявивших интерес и способности в области декоративно-прикладного искусства и демонстрирующие стабильно положительные знания по базовым предметам.

В ВШНИ действуют подготовительные курсы.

О Школе Народного Искусства, основанной императрицей Александрой Федоровной в г. Санкт-Петербурге

Александра Федоровна Романова, последняя русская императрица, осуществляла широкую благотворительную деятельность, в том числе с помощью Женского Императорского Патриотического Общества. Среди учреждений этого общества числилась Школа Народных ремесел, основательницей которой считалась Александра Федоровна. С 12 октября 1912 года официальным названием учебного заведения становится "Школа Народного Искусства", а с декабря 1913 года название меняется на "Школа Народного Искусства ея Великой Государыни Императрицы Александры Федоровны". Учебное заведение просуществовало 6 лет.

Главной причиной основания Школы Народного Искусства явился ощущаемый в то время недостаток "в знающих свое дело и художественно образованных мастерицах-инструкторшах по разнообразным отраслям кустарной художественной промышленности" (извлечение из "Временных правил" Школы Народного Искусства). Здесь необходимо сделать маленькую историческую сноску. Со второй половины Х1Х века общественность и государство российское стали всячески поддерживать и развивать народное искусство. Большую роль в возрождении, сохранении и развитии народных ремесел сыграла деятельность С.Т. Морозова, С.Т. Мамонтова, выдающихся представителей русской художественной интеллигенции: Поленовых, Васнецовых, С. Малютина и др. Значительную работу по поддержке народных промыслов выполняло русское земство организацией разнообразных кустарных мастерских и ремесленных училищ. 

Именно для них и готовила Школа Народного Искусства инструкторов (учителей) по различным видам народного декоративно-прикладного искусства. Подготовке опытных и профессионально знающих свое дело мастериц был подчинен весь учебный процесс: из 24 часов в неделю, непосредственно посвященных ремеслу, 22 часа приходились на практические занятия. Остальное время отводилось на рисование, беседы по общеобразовательным предметам, счетоводство, хоровое пение и гимнастику. 

Обучались в Школе Народного Искусства ученицы из самых разных губерний России. В 1912 году в Школе числилось 23 ученицы, из которых только одна - из г. Санкт-Петербурга. По окончании Школы выпускницы получали аттестат на звание мастерицы-художницы по изученным "производствам". Они умели проектировать и высокопрофессионально исполнять изделия народных ремесел, а также учить этому других. Школа Народного Искусства имела печать с изображением Государственного Герба и являлась профессиональным учебным заведением.

Сайт школы -www.vshni.ru/.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования -
Высшая школа народных искусств (институт)
ГОУ ВПО - Высшая школа народных искусств (институт)

191186, Санкт-Петербург, наб. канала Грибоедова, дом 2, лит. А
Телефон/факс: (812) 710-42-54, www.vshni.ru/, e–mail:vshni@mail.ru

  • Поразил уровень работ школы, особенно по кружевоплетению и художественной вышивке, резьбе, лаковой миниатюре... Давно такого не встречала! Просто слов нет. Счастье, что есть такое учебное заведение. Думаю, что народное искусство с обучением на базе института - это подготовка талантливейших мастеров, работы которых будут известны по всему миру.

    dona
  • Скажите пожалуйста, со скольки лет принимают в это учебное заведение? Мне 12 лет, у меня 6-ти летний опыт по кружевоплетению. Я очень хочу туда поступить после 9-ого класса.

    Гость
  • Вы им напрямую напишите, контакты есть в статье, они точнее ответят.

    dona
  • Скажите пожалуйста, я хочу поступить на факультет ДПИ декоративная роспись по металлу, я с техническим образованием по этой профессии, возможно ли попасть на бюджет?

    Гость
  • Настоятельно не рекомендую связываться с этим институтом. Есть куча других мест где можно с большим интересом посадить себе нервы, угробить зрение и потерять кучу времени.

    Гость (Студент вшни)
  • Точно, таких мест сегодня много ))

    dona