Редкая выставка старообрядческой иконописи

«Муж. Мужчина. Воин»

из Белоруссии

  • c 6 июля по 31 августа 2012 года
  • Калининградская область

На выставке в Калининграде Ветковский музей народного творчества имени А.Г. Шклярова представил свой более чем тридцатилетний опыт изучения «мужской» темы в иконописи. Несколько десятков памятников культуры XII – XX веков – все они собраны в одну экспозицию, сомкнутые подобно отряду бойцов. Они решают извечный вопрос: сила мужчины, его честь и достоинство, мужское братство – на языке древних образов и образов – как это понимали наши предки… Слово «муж» прежде означало мужчину. А понятия «мужество», «мужаться» – волевые и нравственные качества. «Муж» в браке – защитник семьи и родного дома.

Много веков энергия патриотизма аккумулируется в образах святых воинов. Отделённые друг от друга сотнями лет и тысячами километров, они соприсутствуют с нами как всё святое воинство. Христианство впитывает древнейшую традицию: содействие предков-воинов своим потомкам, их соучастие в общей битве за вечные идеалы, целостность Рода. Связь между реальным ратником и его небесным воином-заступником – в духовной силе, даруемой земному солдату. Но именно за ним – добровольный, собственный выбор – даже и до крови, готовность к смерти за идею и свободу, одержание победы над духовным врагом, верность данному Слову – оказываются сильнее любого насилия.

В XII – XIV веках возникает целый ряд святых воинов – воителей за други своя. Идея национальной независимости рождается в крови и подвигах. Но для народной культуры победа – преодоление беды. Война как нарушение мирового порядка непременно должна быть уничтожена, а сам мир возвращается в космологический круговорот.

Сотни святых мужей встают в извечное коло-круг календаря земледельческого. Георгий Победоносец отмыкает весеннюю землю. Грозный Илья ведает погодой. Никола – отвращает беды и сам является идеалом мужчины – хозяина, мужа, отца. Скорый помощник Никола, самый близкий живым, ибо ходит по земле, предстаёт и покровителем мастеров – плотников, строителей, мореплавателей. Он – защитник в суде и заступник вдов и детей. Наконец, Никола – идёт рядом с земледельцем и знает, как сеять и полнить неполное. Он, вместе с Зосимой и Савватием – небесный помощник пчеловодов.

Но народная традиция Ветки – и культурная: Иоанну Богослову молятся об овладении искусством иконописания. Врачам-бессребреникам Козьме и Демьяну – об изучении грамоты. Впрочем, они и покровители кузнецов, в чём видят архаичную традицию: выковать голос и научиться владеть поэтическим языком – было равным для прадедов.

В экспозиции также представлены старинные чеканные оклады, тканые рушники и прориси, по которым иконописцы из века в век писали образа. К иконе, покрытой специальным составом, прикладывалась бумага, и после точные контуры таким же образом переводились на новую доску. Иными словами, на выставке посетители увидят и копии произведений безвестных иконописцев, невозможно предположить какой глубины веков. История сохранила мало имён мастеров, творивших в Ветке даже 50-60 лет назад. Создание иконы – жертва Богу, не людям. А Бог знает имя иконописца…

Справка:

Ветка – город в Гомельской области Беларуси. Основан в 80-х годах XVII столетия. С 1695 года – даты освящения здесь Покровского храма и монастыря – становится мощным центром, старообрядческим Иерусалимом. Мнози великороссийстие людие стекаются сюда более чем из 20 губерний России. Среди них – и мастера-иконописцы разных традиций. Их объединяет наследие посадского искусства XVII века, показавшего, что возможности древнерусской художественной системы далеко не исчерпаны. При местных старообрядческих монастырях, скитах, в посадах и слободах развивается иконописание, в результате, в пору своего расцвета иконами и книгами Ветка снабжала весь старообрядческий мир.

В изучении культуры старообрядческой Ветки неоспоримая роль принадлежит Ветковскому музею народного творчества, коллекция которого на сегодняшний день – уникальна, ибо представляет региональное собрание как целостное явление. Именно здесь прозвучал впервые термин ветковская школа иконописи.

Ветковской иконой называют тот широкий круг произведений иконописи, который создавался с конца XVII века до первой половины ХХ века старообрядческими художниками на пограничье России, Беларуси и Украины, в регионе, связанном с Веткой, как историческим центром посадского раскола.

Это явление имеет несомненную культурную ценность уже в том, что оно наследовало древнюю художественную систему, сохраняя ее черты и приемы вплоть до ХХ века. Однако исторический эксперимент Ветки значительно интереснее своим развитием и результатом – порождением оригинального художественного стиля.

Калининградский областной историко-художественный музей

Адрес:Калининградская область, г. Калининград, ул. Клиническая, 21

Проезд:От площади Победы - трамв. №№ 3, 5 до ост. "Дом быта"; все автобусы и троллейбусы, идущие к Южному вокзалу и площади Победы, до ост. "Гостиница "Калининград"

Телефоны:(4012) 453-844, 453-710

URL:www.westrussia.org

EMail:museum_2006@mail.ru