Игрушка-лошадка

Эту чудную лошадку мы купили на ярмарке в Александро-Невской Лавре. Конь – самый любимый образ народного искусства, начиная от древних оберегов и росписей и заканчивая детскими игрушками. И сама изба тоже – подобие коня: четыре угла – четыре ноги, стены – тело, а голова стоит на крыше, замыкая всю постройку, и эта часть так и называется – конёк. Но эта тема для большого отдельного разговора, а здесь хочется рассказать о тряпичной игрушке-лошадке.

Общая фотогалерея лошадок (где вы можете добавить свои фото).

Шить её очень просто, как и все народные игрушки:

1. сложить ткань вдвое изнанкой наружу, сгиб должен быть внизу (сгиб – живот лошадки), нарисовать на ней лошадку (можно предварительно сделать выкройку на картоне), вырезать и сшить по изнаночной стороне, оставив отверстие для набивки и маленькое отверстие для хвоста.

2. вывернуть лошадку, набить (лучше всего шерстью, но можно ватином, обрезками ниток или любым другим подходящим материалом), зашить отверстие потайным швом.

3. пришить уши – квадратный лоскуток свернуть кулёчком, прошить его нитками в тон, чтобы не разворачивался, и пришить к голове лошадки. Можно сделать уши и из треугольного лоскутка, присборив одну из его сторон.

4. пришить глазки-бусинки.

5. пришить ноги – четыре шнурка, на концах завязать узелки или привесить бусины, это будут копыта.

6. сделать хвост. На нашей лошадке видно, что хвост сделан таким способом: в оставленное заранее (или проделанное потом) отверстие вставляется пучок ниток и прошивается для закрепления. Но можно пришить хвост и во время сшивания основной детали: когда строчка дойдёт до места хвоста, остановитесь (иголку оставьте в работе), вложите пучок ниток (хвост) внутрь между деталями (туда, где лицевые стороны тканей) и шейте дальше. Для крепости можно прошить это место несколько раз. Когда вывернете, хвост будет уже готов.

7. пришить гриву – пучок ниток приложить к шее и прихватить в нескольких местах, начиная с головы. Не забудьте оставить чёлочку.

8. вокруг туловища пришейте тесьму, она и скроет места пришива ног, и украсит лошадку.

9. наша лошадка грызёт яблоко, слепленное из солёного теста, испечённое и раскрашенное, но можно обойтись и без него, а можно придумать что-то другое.

Вот и всё. Лошадка готова. Пусть она поселится в вашем доме и приносит вам радость.

  • Попробую сшить на днях!

    dona
  • Лошадка ваша на мезенскую роспись похожа очень... чёрная, ножки тоненькие, летящая! Пока думаю из чего бы сшить, столько вариантов!
    А она у вас большая?..

    dona
  • А набивать мне кстати больше всего старыми тряпками нравится - игрушки тяжёленькие получаются, плотные, приятно в руках держать!
    А вы шерсть где берёте?..

    dona
  • Любуюсь на лошадку. Очень её яблочко украшает. :-)

    dona
  • Да, вариантов очень много, мы на выставке чуть все не купили и очень жалели, что не было с собой фотоаппарата, лошадки там были и в яблоках, и из разных и по цвету, и по узору лоскутков, а одна вся белая и в кружевах - прямо лебедь, а не лошадка! А шеи у них у всех лебединые. Может, прародителем этих лошадок был самый распространённый оберег, который называют утко-конь, по внешнему виду нечто среднее между конём и лебедем.
    Лошадка довольно крупная: 24см от чёлки до копыт и 14см шириной (без хвоста).
    Мы шерсть сейчас нигде не берём, осталось немного старых запасов, но бережём их для валяния, а вообще надо спрашивать у тех, кто держит коз или овец, только эту шерсть надо обязательно вымыть и лучше расчесать: длинные тонкие волокна пойдут для прядения или валяния, а коротенькие и толстые - очёс - для набивки. Мы сейчас набиваем обрезками ниток и тканей, собираем их в отдельную коробку - очень удобно. Просто выбрасываешь это всё не в мусорное ведро, а в специальную тару, и постоянно готов прекрасный материал для набивки, и резать не надо :)

    кельт
  • А давно такие лошадки продавались? Почём, интересно?..
    Свою дошила, позже выложу. Очень нравится!! И размер получился примерно такой же, может чуть мельче.
    Шерсть будем искать, сложно это. Мало кто овец держит, если только у коз...
    А для обрезков у меня тоже пакет. И правда очень удобно для набивки. Точнее, 2 пакета - в один - то что пригодится может, мелочь разная, в другой - то что только для набивки. :-)

    dona
  • Лошадка у нас давно, года 3-4 уже, насчёт цены точно не помнится, но недорого, рублей 150-200 где-то... У нас для лоскутков коробок очень много, и не сосчитать - по сортам и по цветам, очень удобно сортировать сразу, потом просто берёшь готовое :)

    кельт
  • Интересно, просто таких лошадок раньше не встречала, интересно народная она или чья-то авторская?..

    dona
  • Судя по облику, скорее народная, вполне в русском духе. Вообще-то народная в любом случае, даже если авторская - ведь народную культуру и составляют авторы, творящие в её настоящем духе...

    кельт
  • Просто если она авторско-народная - было бы интересно автора знать и другие его/её работы. А вообще народная или авторская - вопрос непростой. Конечно всё народное изначально авторское, просто некоторые сегодняшние авторы очень ратуют за то, чтоб их обязательно указывали...

    dona
  • Люди, обеспокоенные этим, вряд ли смогут создать что-то хорошее..

    кельт
  • На удивление - не совсем так, знаю мастеров, которые удивительных кукол делают, при этом технологию и т.п. держа чуть ли не в секрете. Проблема в том, что для них это - заработок. Потому и не делятся. Успеют ли они всё-таки передать своих кукол - неизвестно... бывает очень грустно от понимания того, что так вот часть кукол может просто пропасть, кануть в лету.

    dona
  • если человеку ТАК важны деньги - он несвободен, а несвободный человек творить не может, максимум, что он может - придумать что-то необычное, опять же для денег, но это не творчество, и его шедеврами можно восхищаться даже, но их нельзя полюбить, они не станут родными... по крайней мере, для нас :) У испанского поэта Антонио Мачадо есть стихотворение:
    монета в руке испарится, если её не хранить,
    монета души испарится, если её не дарить.
    Многие это вроде как понимают, но жить так не могут, а жаль...
    А кукол таких наверняка в будущем изобретёт кто-то другой, кто захочет подарить их всем :) и будут другие хорошие куклы.

    кельт
  • Дело мне кажется не в том что они не готовы делиться. Многие, знаю, готовы. НО! Перестают делиться довольно быстро. Оказывается очень скоро, что их кукол начинают другие люди выдавать за своих, вести по ним мастер-классы вообще без упоминания о том, кто придумал или передал всем (некоторые мастера - как хранители - им знания достались по наследству от бабушек и т.п.). Представляю насколько это обидно - когда твоим творчеством начинают пользоваться и торговать. Может это и есть конечно распространение информации по миру - но как-то грязно и нечестно получается. Потому знаю мастеров, которые обижены таким потребительским отношением и преподают очень выборочно, а о том чтоб в интернет и тп выложить и речи нет никакой...
    Кто-то потом может и придумает. А может и нет...
    Времена такие... несправедливые... но пока есть такие вот люди, которые просто "хапают" и хамят - будет так как есть сейчас.
    Одна из мастеров рассказывала, что передавала на занятиях кукол своих, годами вынашиваемых, а потом одна из учениц имела наглость её же пригласить на свой "мастер-класс" за 700 по-моему рублей, где давала одну из этих кукол. Я не знаю как к этому можно относиться...
    Дарить очень хочется... но оказывается - надо знать кому дарить. :-(

    dona
  • Да понятна эта ситуация, противны конечно, те, кому их нравственный уровень позволяет воровать... У Бажова есть сказы о таких случаях, и он тоже жалел, что многие чудные секреты утрачены, потому что мастера не смогли смириться с тем, что дело их жизни продадут по дешёвке, а продадут обязательно, потому что дрянных людей много... Но мы говорили о тех, кого волнует именно то, что будет забыто его имя. Это совсем другой мотив: кого беспокоит дело, а кого слава... И потом очень трудно держать в голове имена всех, кто что-то изобрёл, да настоящим мастерам и не нужно, чтобы помнили именно их, им важнее, чтобы помнили их дело. А дело, если оно хорошее, в конце концов дойдёт до хороших душ, даже проходя через грязные руки - к чистому грязь не липнет. Пусть есть уроды, но следы людских дел расходятся в мире, как волны от брошенного в воду камня, и обязательно пересекутся с дорогой того, кому они нужны. кстати, это сравнение придумали не мы и чьё оно, мы не знаем, но благодарим этого неизвестного нам человека каждый раз, как пользуемся его хорошим и нужным словом :)

    кельт
  • Хорошее сравнение. Образно и суть точно отражает. Я тоже так именно и думаю - что может и не очень чистые руки распространяют то, что наработано, но они делают главное - распространяют. Потому что их много. :-) Именно они, как ни странно, разносят и доносят информацию в самые дальние уголки. Главное при этом - чтобы не искажали, а то и такое бывает. Потом сложно понять, что же было истоком.
    В основном мастера переживают именно за это - что уносят неизвестно куда и перевирают, искажают, возможно и портят.
    Есть те кто за имя переживает - но таких знаю всего несколько человек, и они имеют право за имя переживать - куклы хорошие и их авторские - они в них свою свою жизнь вложили. Лет через 50 наверное не будет иметь особого значения, кто был автор, но пока...

    dona
  • Пьер и Мария Кюри не стали патентовать своё открытие, хотя имели полное право. Не стали потому, что эманация радия, как тогда называли радон, приносила много пользы в медицине, а патент сделал бы невозможным её повсеместное использование. А могли бы заработать на этом большие деньги и обеспечить будущее своих детей. А в открытие своё они не только жизнь вложили, но и отдали в буквальном смысле, умерев от лучевой болезни (Пьер, правда, погиб рано от других причин). Вот это - настоящие люди.
    А искажений тоже не надо бояться, когда дойдёт дело до хороших рук, оно очистится в этих руках. Человек хороший и творческий интуитивно уберёт все эти искажения, а возможно, добавит что-то хорошее от себя. Так уже не раз бывало. А к тому же авторская вещь останется ведь неискажённой, и хорошие люди всегда смогут заметить разницу. А если кто-то сделает лучше, честь ему и хвала. Как бы то ни было, это нежелание делиться всё равно подпитывается тщеславием и корыстью или непониманием ситуации. Мы так думаем.
    Вчера показала своих лошадок соседке, она сказала, что точно таких отец привозил им в детстве из города, только они были красными. Подольше поговорить не успели, на днях расспрошу её подробнее :).

    кельт
  • Я с вами согласна. Всё это "крохоборство" выглядит очень грустно - особенно на фоне великих примеров безкорыстия. А куклы... ими и заработать-то невозможно, как бы кто ни пытался. Это именно дело для души, для развития... но никак не ради денег.
    А соседке сколько лет? Пожилая уже? Интересно, может у неё какие игрушки остались? У нас пробовала спрашивать - ни у кого ничего нет уже...

    dona
  • Да под семьдесят уже. Игрушек не осталось - спрашивала :) Она очень интересно рассказывает, всегда удовольствие её послушать :) Но она жила в то время, когда деревенский быт оценивался уже как нечто отсталое, тяжкое и тёмное, и рано уехала в город, так что воспоминания о деревне у неё из детства, и многое она помнит очень смутно, т.к. не сама делала, а видела между делом, как это делают родители. Жаль, конечно, но хоть что-то. Трудность ещё в том, что хоть язык малограмотных людей часто очень яркий и образный, обобщённые понятия им объяснять очень сложно. Раньше ведь учили больше показом. А показать сейчас уже нечего...

    кельт
  • Расспросила соседку - увы! Она говорила, оказывается про леденцы, которые были такими же только по форме..

    кельт
  • Да, леденцы не игрушки конечно. :-) Хотя тоже интересно - леденцы как игрушки по форме.

    dona