Русские кружева

Плести кружева нелегко, это занятие очень кропотливое. Но при всей сложности плетеных узоров научиться делать кружева может каждый — вы убедитесь в этом, если захотите. 

РУССКОЕ НАРОДНОЕ КРУЖЕВО — вид русского народного искусства, имеющий многовековую историю. В 12 веке мастерицы кружевоплетения в России создали самобытное направление, вошедшее в историю культуры под названием «русское кружево».  Слово «кружево» впервые появляется в летописи XIII века.

Когда речь заходит о кружевах в специальной литературе, «настоящими» считаются кружева, выплетенные на коклюшках. Коклюшечные кружева разделяют на сцепное, многопарное и численное (бессколочное и безбулавочное). В отличие от других видов кружев, эти плетутся не одной, а сразу несколькими нитками, намотанными на специальные приспособления — коклюшки.

Кружево — декоративные элементы из ткани и ниток. Общим признаком всех видов кружева являются дыры - просветы - разных диаметров между нитками, которые и образуют узор. Кружево используется в оформлении одежды, а также в оформлении интерьера в виде декоративных панно, скатертей, тюлей, покрывал. Оно используется также для украшения женского нижнего белья.

Что нам понадобится:

ПОДУШКА. Сшейте из плотной ткани нижнюю наволочку и набейте опилками, чтобы получился ровный валик. Верхнюю наволочку придется почаще менять, так как изготовление кружев требует исключительной чистоты. Подушку с начатым кружевом вы потом будете накрывать белой салфеткой. Подушка кладется на деревянную подставку высотой около 75 см.

КОКЛЮШКИ — это деревянные палочки, утонченные в шейке. Длина коклюшки 170 мм, шейки — 40 мм, диаметр коклюшки — 10 мм, шейки — 5—6 мм. Нитки и можете брать хлопчатобумажные с № 10 до 80, в зависимости от назначения, размера и плотности изделия. Нитку наматывают на две коклюшки — сначала на одну, затем, не отрывая, на другую. Закрепляют нитку на коклюшке петелькой так, чтобы во время работы нитка свободно сходила с коклюшки. Коклюшки без заусенцев — залог комфортного плетения.

СКОЛОК — рабочий рисунок. Делается он на плотной бумаге или картоне голубого или зеленого цвета. Основа рисунка — точки, куда нужно будет вколоть булавки. Точки соединены тонкими линиями, нанесенными тушью: они показывают расположение нитей. Если узор повторяется, в сколке достаточно показать его линиями один раз, а остальной участок сколка обозначить только точками для булавок.

Булавки желательны латунные, но подойдут и обычные. Техника плетения кружев заключается в основном в переборе и перекладывании в определенном порядке коклюшек с намотанными на них нитками. Коклюшки берите за середину нижней части, не касаясь пальцами ниток, и навешивайте парами на булавки, с которых начинается плетение. Плетите одновременно двумя парами коклюшек — одна пара в правой руке, другая — в левой.

Простейшие операции — перевив и заплет.

ПЕРЕВИТЬ — значит коклюшки в одной руке поменять местами с помощью большого пальца той же руки. В зависимости от рисунка перевив делают до трех раз. 

СПЛЕСТИ — внутреннюю коклюшку правой руки подложить под внутреннюю коклюшку левой руки (ползаплета), затем повторить это переплетение с наружными коклюшками (полный заплет). Основные элементы кружева — плетешок, полотнянка, насновка, сетка.

ПЛЕТЕШОК выполняется двумя парами коклюшек и часто украшается отвивными петельками. Отвивную петельку можно сделать парой коклюшек с помощью булавки. Булавку пропускают под крайнюю нитку, захватывают ею вторую нитку и вытягивают петлю. Затем ставят булавку в точку накола, после чего коклюшки осторожно утягивают и продолжают плести дальше.

ПОЛОТНЯНКА выполняется несколькими парами коклюшек. Принцип переплетения ниток в ней тот же, что и в ткани полотняного переплетения — отсюда и название. Пары, идущие вдоль рисунка, называются долевыми, а пара, переплетающая их, — ходовой. После сплетения ходовой пары с крайней долевой ставят булавку, ходовую пару огибают вокруг булавки и перевивают два раза. Затем снова переплетают ходовую пару последовательно со всеми долевыми в обратном направлении.

НАСНОВКИ — овальные или прямоугольные элементы кружева. Плетутся они очень плотно. Выплетают насновки двумя парами коклюшек, навешенными на одну булавку. Из четырех ниток три продольные служат основой, а четвертая переплетает их. Последовательность плетения овальной насновки показана на рисунке. Чтобы получить правильную форму насновки, в начале и конце плетения разводите крайние коклюшки на малый угол, а в середине — побольше. Нитки нужно держать натянутыми, особенно крайние, а ходовую утягивать осторожно, чтобы она ложилась свободно, создавая необходимую плотность.

СЕТКА — более прозрачное плетение, чем полотнянка, хотя выполняется она по тому же принципу. Нитки в сетке располагаются по двум диагоналям, пересекаясь по горизонтали одной из коклюшек ходовой пары, которая последовательно сплетается в ползаплета с перевитыми долевыми парами и только с обеими крайними — в полный заплет. Набив немного руку на основных элементах, можно переходить к плетению кружеве, которое будет сочетать в различных вариантах эти элементы. Начнем с так называемого парного кружева. Обычно оно состоит из кромки, основного узора и фестона. Кромку, как и полотнянку, выплетают из нескольких долевых пар и одной ходовой. Варианты кромки отличаются друг от друга главным образом количеством долевых пар, перевивов и переплетений.

Основной узор расположен в центральной части кружева и состоит из различных геометрических фигур — квадратов, треугольников, ромбов. Заполняются эти фигуры в основном описанными нами элементами — плетешком, полотнянкой, насновкой, сеткой. Фестон — нижняя зубчатая кайма кружева. В ажурном кружеве фестон может состоять из одних плетешков. Может быть фестон и в виде непрерывной извитой ленты из сетки или полотнянки, оканчивающейся округлыми зубцами. Можно выплести фестон из зубцов, соприкасающихся в одной точке.

При плетении парного кружева количество пар коклюшек от начала и до конца не меняется. Булавки, закрепляющие сплетение двух пар нитей, ставятся точно и прямо в точку накола. Наклонное положение булавок может исказить узор. Подушка находится на подставке все время в горизонтальном положении. Для начала попробуйте сплести плетешковое кружево пико, которое выполняется восемью парами коклюшек. Оно состоит из кромки с тремя долевыми парами и одной ходовой и простейшего фестона из четырех пар, которые образуют два ряда плетешков, пересекающих Друг друга. Для этого кружева можно взять нитки № 40.

Кромка выплетается одновременно с фестоном. Плетешки внутреннего ряда фестона сплетаются с ходовой парой кромки через одну точку накола в полный заплет. Таким же образом сплетаются с внутренними плетешками плетешки наружного ряда фестона. Плетешки дополняются отвивными петельками. Таким кружевом можно украсить, например, воротничок и манжеты школьного платья.

Овладев парной техникой плетения кружев, вы можете попробовать свои силы в сцепной технике. Но сцепная техника достаточно сложна, и заниматься ею нужно очень серьезно.

В полной мере овладеть сцепной техникой сможет, наверное, только тот, кто изберет кружевное дело своей профессией.

Фламандское и русское кружево

Во фламандских провинциях Бельгии распространены две основные техники кружевоплетения. Шитое иголкой кружево (одна из техник) до сих пор производится в Аалсте, Бельгия. Это кружево называют «брюссельским», так как продается оно в основном в Брюсселе. Кружево второго типа, бобинное кружево, производят в Брюгге (т. н. «брюггское кружево»). Производство брюггского кружева обходится слишком дорого, поэтому брюггское кружево больше не делают в коммерческих целях, а вяжут только на заказ.

Традиционное русское кружево отличается от фламандского не только внешним видом, но и технологией изготовления.  На Руси издревле кружево создавалось двумя различными по технологии способами, а именно парным и сцепным способом. Для изготовления кружева необходимо оборудование: коклюшки, на которые наматывается нитка, «подушка» и подставка, — для плетения сцепного кружева помимо традиционных булавок требуется крючок. Чаще всего кружево плетётся по заранее отрисованному рисунку — сколку. В России до сих пор есть несколько действующих кружевных центров, из них самые известные — Вологодский, Елецкий, Вятский (Кировский), Михайловский, Белевский, Кадомский вениз. Отдельные мастерицы сохранили производство кружева в бывших промысловых центрах — Балахне и Кирише. Кружева каждой местности отличаются друг от друга стилистикой рисунка и различным сочетанием элементов кружева — плетешков, насновок, паучков, полотнянок разных видов.

По технике исполнения кружево бывает:

  • на коклюшках/плетеное
  • фриволите/плетеное челноком
  • игольное/шитое
  • хардангер/шитое
  • макраме/узелковое
  • на спицах/вязаное
  • крючком/вязаное


  • Видела набор открыток с фотографиями новгородских кружев. Очень все понравилось. У меня большое желание приобрести воротник вашей работы. С уважением Лидия.

    Гость (Кузнецова Лидия Алексеевна)
  • И еще. Как с вами можно связаться. Мой тел. 89277437363.

    Гость (Кузнецова Лидия Алексеевна)
  • Супер

    Гость (Nfyz)