Программа по технологии в начальных классах "Текстильные материалы"

Бурганиева Альфия Рафисовна, учитель математики
Хузина Таскира Хамзовна, учитель начальных классов

Содержание курса “Текстильные материалы. Обработка шерсти. Получение пряжи. Вязка” направлено на овладение младшими школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной обработки шерсти, получение пряжи, вязки, знакомство наиболее распространенных в быту и хорошо известных текстильных материалов. 

Программа содержит примерный перечень практических работ, наблюдений. Учитель вправе с учетом региональных особенностей, национальных традиции, возможностей школы вносить коррективы в порядок изучения учебного материала, в перечень изделий и практических работ. При этом нельзя забывать о доступности и посильности для младших школьников. 

Приобретение навыков культуры труда учащихся – одно из основных требований программы трудового обучения в начальных классах: как ученик готовит рабочее место, соблюдается ли порядок до конца урока, правильно ли использует инструменты, рационально ли расходует материал и время при изготовлении изделия.

Учитель сам решает, какие приемы и методы применить на уроке, какую выбрать форму обучения для успешного развития трудовой активности и самостоятельности учащихся. 

Использование технологических карт увеличивает время практических работ, позволяет самостоятельно решать практическую часть урока.

Цель обучения - подготовка учащихся к самостоятельной жизни.

Задачи обучения по данному курсу:

  1. Передача опыта взрослых детям, усвоение детьми определенных знаний об обработки шерсти и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда, дальнейшее совершенствование умений работать по технологической карте.
  2. Формирование у детей обще трудовые умения, культуру труда, активного творческого отношения к труду, самостоятельность в труде, трудовую дисциплину, планировать и организовать свою работу, работу товарищей, осуществляет самооценку и самоконтроль в труде.
  3. Воспитание трудолюбия, коллективизма.

Содержание программы

4–й класс

Бытовой труд (10 часов)

Правила безопасности труда и личной гигиены при работе с шерстью, прялкой спицами.

Технико–технологические сведения.

Текстиль. Текстильные материалы.

Текстильные волокна. Природные волокна – Хлопок волокна хлопка. Лен. Пенька. Кенаф. Кендырь. Джут. Шерсть. Шелк натуральный – 1 час.

Химические волокна – Искусственные волокна. Стеклянное волокно. Синтетические волокна – 1 час.

Вата. 

Прядение. История прядения. Пряжа. Прядение – 1 час.

Получение шерсти. Стрижка. Очистка. Прядение – 1 час. Получение пряжи. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок – 1 час. Вязание. Набор петель – 1 час. Лицевая петля – 1 час. Изнаночная петля – 2 часа.

Тема для бесед: “Из чего делается пряжа?”. “Натуральные и химические волокна”.

Опыты и наблюдения. “Моя бабушка прядильщица”. “Шерсть это тепло и здоровье”.

Практические работы. Дома участвовать при стрижки овец (осенью, весной). Очистка шерсти. Получение из двух ниток шерсти пряжу. Скручивание. Обмотка. Стирка. Сматывание в клубок. Набор петель. Лицевая петля. Изнаночная петля. Разные узоры.

Примерный перечень изделий: варежки, носочки. Одежда для моей куклы:  накидка для кровати, одеяло и т.д.

Перспективное тематическое планирование по технологии

  • № п/п; Кл.; Кол–во ч.; Тема; Знания; Умения и навыки; Упражнения, технологические задания; Техника безопасности
  • 1; 2; 3; 4; 5; 6; 7; 8
  • 1; ; 1; Работа с текстильными материалами Текстиль, текстильные материалы. Текстильные волокна. Природные волокна. Химические волокна.; Понятие о текстиле. Волокна и их разновидности: текстильные, природные, химические. Получение и назначение, свойства волокон.; Различать и выбирать волокна. Запомнить их разновидность составление ряда композиции из волокон (аппликация); Изготовление аппликационной работы из материала текстиль; 1. Подготовка рабочего места. 2. Держи рабочее место в порядке. 3. Закончил работу, убери рабочее место быстро и аккуратно. 4. Главное правило “Работать надо дружно!”.
  • 2; ; 1; Вата (волокна хлопка, шерсть животных, искусственные и синтетические волокна). Прядение (краткая историческая справка). Пряжа (натуральная, искусственная – по материалу) по выработке, по способу отделки. Прядение. Получение пряжи. Скручивание.; Использование и применение ваты. История о прядении. Получение пряжи. Прядение (Прядильщица, прядильные машины, прялка, пряжа); Очистка шерсти (практическая работа, прядение (наблюдение за работой), получение пряжи, скручивание (практическая работа); Участие при очистки шерсти. Наблюдение за прядением. Получение готовой пряжи. (из 2–х ниток получение одной нитки – пряжу) скручивание.; 1. Одежда для очистки: рукавички и фартуки. 2. Самостоятельное соблюдение правил гигиены и безопасности в рабочем месте с острыми вещами.
  • 3; ; 1; Вязальные нитки Шерсть. Скручивание. Обмотка. Отглаживание.; Шерстяные, полушерстяные, шелковые нитки, искусственные и синтетические волокна.; Скручивание шерсти. Обмотка. Стирка.; Выполнение скручивания шерсти и обмотка. Стирка шерсти t° + 40°, +30° не допускается отглаживанию или допускается слабо нагретым утюгом.; 1. Безопасность работы с острыми вещами. 2. “Работать надо дружно!”
  • 4; ; 1; Сматывание шерсти клубок. Вязание.; Сматывание. Понятие петля. Материал и инструменты для вязания.; По технологической карте выполнение набора петель; 1. Начало вязки, состояние нитки в руке. (схема). 2. Состояние спицы при снятии первой петли (схема) 3. Набор других петель (схема); 1.. Расстояние между руками и глазом 35–40 см. 2. Клубочки с правой стороны в ведерке. 3. Спина прямая. 4. Осторожная работа со спица ми те же, что в др.
  • 5; ; 1; Вязание; Лицевые петли; Обыкновенная платочная вязка (схема); Получение платочной вязки: 1-й ряд – набор петель 2-й ряд – все остальные лицевые петли; Те же.
  • 6; ; 1; Вязание; Изнаночные петли; Обыкновенная чулочная вязка; 1-й ряд – набор петель 2-й ряд – вязание лицевых петель до конца ряда 3-й ряд – вязание изнаночных петель до конца ряда 4-й ряд как 2-й ряд 5-й ряд как 3-й ряд; Те же
  • 7. 8.; ; 2; Вязание; Лицевые и изнаночные петли; Выполнение изученных петель; ;
  • 9. 10.; ; 2; Обобщающий урок; Технология обработки натуральной шерсти в домашних условиях; Получение пряжи: очистка шерсти, прядение, получение пряжи, скручивание, обмотка, стирка. Вязание: набор петель, лицевые и изнаночные петли; Составление технологической карты получение пряжи вязки; Осторожная работа со спицами те же что и др.

Схема классификации волокон, идущих на изготовление пряжи и ткани.

Из этого следует, что значительная часть волокон относится к натуральным.

Литература

  1. Программа. Начальные классы 1–4. Просвещение, 1999 год.
  2. А.М. Гукасова. Работа с тканью на уроках труда в начальных классах.
  3. Н.Е. Цейтлин, А.П. Демидова. Справочник по трудовому обучению.
  4. В.И. Романина. Дидактический материал по трудовому обучению.
  5. В.Г. Машинистов. Дидактический материал по трудовому обучению.