Китайские кисти и рисунок тушью

Недавно попробовала рисовать тушью - китайский рисунок кистью, возник большой вопрос по поводу того, какие кисти использовать. Какое-то время рисовала простыми привычными нам кистями, но штрих не тот, и например бамбук просто не получается нарисовать. По крайней мере мне как очень начинающему, у мастера наверное любой кистью получится.

Есть у меня и набор китайских кистей. Они совсем другие. Намного длиннее ручка и щетина немного другая, штрих получается другой. Да и держать её нужно иначе.

Китайская каллиграфия и живопись берут свое начало от древней китайской письменности, здесь те же самые кисть, тушь, бумага и тонкий шелк.

Каждая кисть с учетом волоса, формы, размера и длины ручки имеет свое назначение. Качественная кисть обладает свойством держать форму в течение срока службы, волосяной пучок такого инструмента ровный, без обломков, торчащих и выпадающих волосков, обойма плотно охватывает ручку. Наиболее важная часть кисти – рабочая, которая должна хорошо набирать краску и дозированно отдавать ее. Материалом для создания рабочей части (выставки) является натуральный или синтетический волос. 

Говорят, что китайская писчая кисть существует уже 2000 с лишним лет. Еще в неолитическую эпоху, свыше 2500 лет тому назад, люди уже умели использовать в рисунке черный цвет в качестве декора. При династии Хань человек по имени Цай Лунь изобрел "бумагу Цай Луня", сырьем для которой служило простое растительное волокно. А позже его ученик сумел произвести белую бумагу " сюаньчжи".

В древности китайская краска готовилась из смолотых цветных камней. Такая краска никогда не выцветала. Посмотришь-ну как будто сегодня нанесена. Так прочен китайский черный цвет.

Китайская национальная живопись родилась именно благодаря этим уникальным принадлежностям. Нарисовав картину, на ней выводили ее название, имя автора, иногда еще писали стихотворение и ставили печать. Картина считается завершенной, когда она наклеена на бумагу-основу — а именно, обрызгав водой обратную сторону картины, жидким клейстером наклеивают эту сторону на бумагу "сюаньчжи". Такая обработка оттеняла дух и черный цвет картины. Древние художники видели в наклейке картины на бумагу завершающий аккорд творческого процесса.

По технике китайские художники не отличаются от каллиграфов по работе с кистью и тушью. И те, и другие стремятся главным образом к тому, чтобы одухотворить каждую черту, благодаря чему все полотно произведения наполняется жизнью. Линии являются "козырями" китайской живописи. Они не служат очертаниями и контурами предметов, а выражением чувства художников к предметам.

Потому-то китайская национальная живопись уделяет исключительное внимание работе с кистью, полагая ее в качестве азов мастерства. Каждая черта и линия в китайской каллиграфии и живописи исполнены жизни.

В них недопустима ни одна "мертвая" черта, даже для простой точки не существует исключения из общих правил.

Фото детских работ по китайскому рисунку здесь, там же - немного о кистях.

Китайский рисунок тушью - принадлежности

Основными принадлежностями китайской живописи являются бумага, тушь, кисть, тушечница и краски. Принадлежностями каллиграфии тоже являются кисть, тушь, бумага и тушечница, которые в Китае называются четырьмя драгоценностями рабочего кабинета и испокон веков очень любимы всеми литераторами и ученьши. Кроме практического применения эти принадлежности ценились как предмет высокого наслаждения. За свою давнюю историю и в результате длительного изучения и улучшения появляется все больше и больше их разновидностей.

Кисти для китайского рисунка и живописи, и для каллиграфии

Кисть является самой важной принадлежностью для письма и рисования. Кисти бывают с разным волосом:
1) кисть из конского волоса.
2) кисть из заячьего волоса.
3) кисть из хорькового волоса.
4) кисть из хорькового волоса с примесью овечьей шерсти.
5) кисть только из овечьей шерсти.
6) кисть только из крысиного волоса.

В соответствии с размером выводимого иероглифа выбираются и кисти соответствующих размеров.

По своему характеру кисть принципиально делится на два вида— мягкую и твердую. От различных свойств изменяется и эффект применения кисти. Кисть из овечьей шерсти сравнительно мягкая, а кисть из заячьего волоса слишком твердая. Поэтому при рисовании в большинстве своем используется кисть из хорькового волоса, которая отличается умеренной твердостью и упруга. Такая кисть годится и для каллиграфии, и для рисования. 

Китайские художники пользуются самыми разнообразными кистями. С их помощью можно написать что угодно, от самой мелкой детали до широкого свободного мазка. Кисть для каллиграфии должна быть упругой, гибкой, чувствительной к каждому движению руки художника. Китайские кисти принято разделять на три основных типа в зависимости от вида использованного для их изготовления волоса животных. Кисти бывают мягкими, жесткими и комбинированными. 

Мягкие кисти (янхао). Такие китайские кисти для каллиграфии делают из волоса козы. Они хороши для работы в свободной, широкой манере. Мягкие волоски такой кисти способны удерживать большое количество туши, краски или воды.

Жесткие кисти (ланхао). Эти кисти для каллиграфии часто называют "волчьими",но на самом деле "волчьи" кисти делаются из меха колонка или собаки (по-китайски, буквально, «желтый волк»).Более дорогие китайские жесткие кисти делают из барсучьего, оленьего, медвежьего и конского волоса. Эти кисти хороши, чтобы писать ими тонкие линии или мелкие детали рисунка, незаменимы для традиционной китайской живописи в стиле гунби, ими прорисовываются волоски на мехе животных. Так же, если вам потребуется нарисовать холмы, горы или скалы, возьмите одну из жестких кистей. 

Комбинированные кисти (цзяньхао) делают из смеси мягкого и жесткого волоса. Например, кисть может состоять на 30% из кроличьего и на 70% из козьего меха или наоборот. Такими кистями очень легко и удобно писать, поскольку они позволяют проводить четкие и легкие линие, но при этом удерживают много жидкости. Так же встречаются редкие, экзотические кисти для каллиграфии(из меха тигра, лебяжьего пуха и т.п.), обычно изготовляемые в очень малых количествах и, как правило, на заказ.

Каллиграфы предпочитают мягкую и нейтральную кисти, с помощью которых можно выводить крепкие, изящные и энергичные иероглифы. Если можешь твердой кистью писать мягким нежным почерком, то твое умение незаурядное. Иначе твердой кистью писать сильным почерком без мягкости или нежным почерком без силы, тогда иероглифы теряют свое изящество и энергию и не имеют аромата интеллигентности, приобретая "топорный стиль" .

Рисовальные кисти различных названий и материалов отличаются и неодинаковым эффектом в рисовании. Так, например, для рисования пейзажа требуются пейзажная кисть, кисть среднего размера из оленно-хорькового волоса и кисть из леопардово-хорькового волоса.

Рисовать человека нужно кистью "Ивэнь", "Мяньсян", "Сяоцзингун" и т. д. Есть кисть орхидеи и бамбука, которой очень хорошо рисовать орхидею и бамбук. Кистью " Байюнь" из овечьей шерсти с примесью заячьего волоса можно рисовать цветы или использовать ее в качестве красильной кисти.

Хорошая кисть, конечно, очень дорога. Для начинающих в живописи и каллиграфии вполне достаточно будет, если волос кисти обладает умеренной упругостью.

Китайские кисти бывают маленькие, средние и большие по размеру. В основном на самой кисти пишут тип иероглифов или стиль, для которого она предназначена, а также из каких материалов сделана, процентное соотношение ворса.

По пропорциям рабочей части кисти разделяются на имеющие удлиненный ворс, средний ворс, короткий ворс и множество прочих разновидностей.

Процесс изготовления кисти невозможно механизировать полностью: некоторые операции имеют уникальную специфику, которую может почувствовать только человек. Так, например, волосяной пучок собирается вручную. Чтобы окончательно сформировать достаточно округлый и упругий пучок, его берут в рот и, сжав губами, вращают языком.

Ручка кисти изготавливается обычно из бамбука или недорогих пород дерева, однако у драгоценных «мастерских» кистей встречаются ручки из фарфора, нефрита, дорогих пород дерева, кости, рога и прочих редких материалов.

На конце ручки у кисти часто имеется специальная петелька, за которую её подвешивают для просушки. Кисти для каллиграфии при продаже часто снабжают особым колпачком, надевающимся на ворс, чтобы не повредить рабочую часть кисти при транспортировке.  У моих кистей из набора есть и петелька, и колпачок (который правда теперь дома не одеваю). Колпачок после транспортировки кисти не следует снова надевать, так кисть не сможет просохнуть до конца. Новая кисть пропитана крахмальным раствором, который нужно удалить замачиванием в воде на 5-10 минут перед первым её использованием. Рабочая часть кисти, как правило состоит из двух частей-внутренней "сердцевины" и внешней.

При выборе кисти следует обратить особое внимание на то, чтобы волоски в каждой из двух частей были ровно острижены.

Старайтесь хранить кисть в подвешенном вертикальном положении, так влага будет постепенно стекать к кончику кисти и она сможет основательно просохнуть. Застой влаги губителен для кисти! Хорошо промывайте кисть после каждого использования теплой водой, а кисть держите кончиком вниз под небольшим углом, держа кисть пучком вверх вы нарушите целостность рабочей части. После промывки легкими надавливаниями пальцев отожмите кисть, не нажимайте слишком сильно, так вы повредите ворс.

При транспортировке всегда заворачивайте свои кисти в бамбуковый пенал, который поможет избежать деформации рабочей части кисти.

Китайская тушь

У китайской туши есть одна особенность — ее черный цвет не снимешь никаким отбеливающим химическим средством. Особенно трудно это сделать на бумаге и шелке. Так что если собираетесь работать с детьми - подумайте. С детьми можно попробовать, наверное, и обычной тушью, жидкой, которая у нас продаётся в канцелярских магазинах.

Тушь делится на три вида — тушь из сажи, тушь из соснового угля, тушь из лакового пепла.

Тушь из сажи готовится из смеси сажи от тунгового, рапсового и кунжутного масла. Цвет этой туши черен и глянцевит. Эта тушь придает написанным ею иероглифам особую одухотворенность и выразительность, подходит и для каллиграфии, и для живописи, особенно для пейзажа.

Тушь из соснового угля приготовлена из сгоревшего соснового угля. Цвет этой туши черный и густой, использумый каллиграфами и живописцами, особенно хорош для рисования волос человека и оперения птицы.

Тушь из лакового пепла приготовлена из пепла от старого лака. Свойства этой туши почти такие же, что у туши из сажи.

Отличить хорошую тушь от плохой очень просто, только всего и запомнить: "тонкий пепел, легкий клей, черный цвет" — и этого уже достаточно .

Из китайских тушей всего более славится "тушь из провинции Аньхой".

У меня есть несколько брусочков туши, пробовала ею рисовать всего один раз (пока только учусь на черновиках обычной тушью и чернилами), очень понравилось, кончик размачиваешь в тушнице водой, растираешь. Сам процесс уже вдохновляющий.

Бумага - тема отдельная. В китайской живописи и каллиграфии и бумага особая, но у меня такой нет, рисую на простой, обычной, которая пачками в магазинах продаётся.

  • Спасибо за такую статью, очень интересно!

    кельт
  • Картинки добавила ещё. Сама много нового узнала пока изучала. :-)

    dona
  • А ещё на сайте была статья про китайские печати - здесь
    www.hnh.ru/culture/2010-11-07-6

    dona
  • Фото моих печатей (и кистей) для каллиграфии и рисунка тушью здесь:
    www.hnh.ru/culture/2011-04-19-2

    dona
  • Качественные принадлежности для китайской живописи и каллиграфии по разумным ценам baimao.ru/index.php?option=com_virtuemart&Itemid=219

    Гость (Алиса)
  • Очень интересно и показательно, спасибо.

    Гость