Выставка «Искусство буддизма» из собрания Государственного Эрмитажа в Минске


c 10 сентября по 9 ноября 2016 года

Санкт-Петербург

10 сентября 2016 года в Национальном художественном музее республики Беларусь начала свою работу выставка «Искусство буддизма» из собрания Государственного Эрмитажа.

На ней представлено 170 произведений буддистского искусства – скульптура, живописные произведения (тангка) и ритуальные предметы.

Выставку открыли Светлана Адаксина, заместитель Генерального директора Государственного Эрмитажа, главный хранитель, и Владимир Прокопцов, Генеральный директор Национального музея. В церемонии открытия также приняли участие представители Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь и сотрудники Эрмитажа. «Нас связывают уже очень тёплые дружеские и творческие профессиональные контакты. И открытие этой выставки – это очередное подтверждение наших плодотворных связей», – подчеркнула Светлана Борисовна.


Основу собрания тибетского искусства Эрмитажа составляют коллекции, сформированные в начале XX века выдающимися исследователями Центральной Азии Э. Э Ухтомским, Ю. Н. Рерихом, П. К. Козловым и другими. В целом эрмитажное собрание насчитывает более 3500 экспонатов.

Тибет считается местом, где пребывает Авалокитешвара, бодхисаттва милосердия. Согласно легендам, именно под его покровительством здесь была создана особая духовная культура, а сам Тибет стал своего рода «обителью милосердия», центром буддийской культуры для всего мира.

Буддизм начал распространяться в Тибете в VII веке и проникал сюда через Непал, Индию, Китай и Восточный Туркестан. Искусство этих регионов оказало значительное влияние на формирование художественных традиций Тибета – буддизм принес новые представления о совершенной красоте божеств и строгие иконографические каноны изображений. Но мастера, соблюдая иконометрию, по-своему переосмысляли образы божеств, вводили этнические черты в лики и добавляли национальные особенности в декоративные детали.

В тибетском искусстве божество, цвет его тела, поза, жесты и украшения – все имеет определённое значение, понятное каждому адепту и предписанное иконографическими и иконометрическими канонами, а также структурой буддийского пантеона. Зачастую тибетская живопись и скульптура создавались и для простых неграмотных людей, но которым был понятен этот набор символов.

В настоящее время Тибет является автономным районом Китайской Народной Республики, и мастера до сих пор изготавливают буддийские памятники, следуя средневековым канонам.

Куратор выставки – Юлия Игоревна Елихина, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Отдела Востока Государственного Эрмитажа.

Выставка в Минске продлится до 9 ноября 2016 года, после чего отправится в Дворцово-парковый ансамбль Румянцевых-Пасквичей, Гомель.

Смотрите каталог: Культура и искусство.

Государственный Эрмитаж

Адрес: город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2, Эрмитаж

Проезд: Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; наземным транспортом до ост."Государственный Эрмитаж"

Телефоны: (812) 571-34-65

Официальный сайт: www.hermitagemuseum.org/

EMail: visitorservices@hermitage.ru, press@hermitage.ru