Медночеканное искусство Бухары

Исследования ученых свидетельствуют о высоком уровне развития искусства чеканки по меди на территории нынешнего Узбекистана. Оно имеет многовековую историю.

Бухара. Жгучее солнце и цветущие сады, песчаные пустыни и зелёные долины. И чем дольше вы здесь, тем сильнее охватывает вас чувство какой – то особой праздничности. Все вокруг украшено многоцветными узорами – здания, одежда, утварь. А уходящие в лазурное небо величественные башни минаретов и голубые купола древних памятников погружает вас в призрачный мир средневековья. И не забудьте посетить музеи народного искусства – Ситораи Мохи Хосса, Арк, Музей искусства, Музей имени знаменитого потомственного Бухарского чеканщика Устозода Салимжона Хамидова. В них вы окунетесь в атмосферу самобытной культуры нашего народа.

Народное прикладное искусство окружит вас ажурной резьбой и росписью по ганчу и дереву, яркими красками сюзане и ковров, ослепительным блеском золотого шитья, великолепными образцами керамики и терракоты… И несомненно, залюбуетесь вы причудливой орнаментальной вязью медночеканных изделий. Тут и чойджущи (кувшины для кипячения воды), офтоба и дастшуи (сосуды для умывания), подносы и блюда самой разной формы…


Хамидов Салом, Лаъли – поднос с ручками. Мельхиор. Чеканка. Бухара 1931 год.

Раньше изделия из меди были в каждом узбекском доме. С развитием фабричного производства металлическая посуда почти утратила свое хозяйственное назначение, потому медночеканные изделия теперь чаще встречаются в музеях, а в домах они обычно служат для украшения.

Исследования ученых свидетельствуют о высоком уровне развития искусства чеканки по меди на территории нынешнего Узбекистана. Оно имеет многовековую историю. Судите сами: некоторые свои находки археологи датируют IV тысячелетием до н.э.! Мастера седых времен украшали чеканкой оружие, бытовые и ювелирные вещи. Их изделия были известны далеко за пределами Средней Азии. Так, в 1867 году в Вятской губернии (ныне Кировская область) найден серебряный кувшин из Ферганы, изготовленный в VIII веке! В 1896 году в Пермской губернии обнаружена чеканная чаша из Хорезма примерно того же времени с изображением всадника, а в Тобольской (ныне Ямало – Ненецкий национальный округ) – серебряный чеканный поднос XI – XII веков, с именем Хорезм – шаха Абу Ибрагима. Хорошо знали узбекскую чеканку и в Древней Руси. Так, один из летописцев среди даров, поступивших ко двору московских государей из Бухары и Хивы, упоминает шоломы и сабли булатные, навожены золотом, оков серебряный, а также тулунбасы (барабаны) булатны и медяны…

Примерно в VIII – XIV веке из произведений бухарских мастеров ушел реалистический образ. Видимо, это было связано с воцарением на территории Средней Азии религиозно – философского учения ислама, хотя традиции орнаментальных форм существовали в доисламское время. А вскоре исчезли и изображения мифических существ и животных, полностью уступив место орнаментальным ям. Теперь мастера могли выражать окружающий мир только стилизованным языком. Но вот удивительно – именно эта замена изобразительности декоративностью подняла искусство бытовой вещи на новую высоту!

Орнаментальная композиция

Тогда же определились основные центры производства; Бухара, Самарканд, Коканд, Хива… До XV века чеканные изделия представляли собой семисплавный металл

хафтджуш

(сплав серебра, железа, красной меди, цинка, свинца и олова), имеющий звучный золотисто – кофейный цвет. Но…в XVI – XVIII веках семисплавы перелили в монеты –

хафтджуш

уступил место красной и желтой меди, которая применяется до сего дня.

Монгольское иго вызвало временный упадок в искусстве чеканки. Однако к XIV – XV столетиям оно вновь набрало силу и до наших дней существует в художественных формах XV века. Среди других центров особенно славилась Бухара, в большей мере сохранившая старинные формы и традиционный орнамент.

В центре города, недалеко от знаменитого минарета Калон, где выстроились ряды медников, с утра до захода солнца слышался звонкий перестук молоточков кандакоров - чеканщиков. Преображая простую бытовую утварь причудливой вязью орнамента, сами они жили зачастую очень трудно.

В 30-х годах 20го столетия народные мастера объединились в артели и цеха, что вызвало определённую нивелировку и отход от традиционных форм медночеканного искусства.  

Работа Усто Салимжона Хамидова. Арк 1963.

Картина резко изменилась с 90-х годов, когда независимость создала условия для всплеска народного творчества. В бывших медресе – Нодир Девонбеги, Гавкушон и других местах древней Бухары работают целая плеяда

шогирдов

- учеников усто (народного мастера) Салимжона Хамидова - лауреат премии Республики Т. Касымов, первые женщины – чеканщицы Д. Халимова, Г. Тошева, члены ассоциации ремесленников Республики С. Мухсинов, Р. Кулиев, А. Хамидов и многие другие, сами ставшие известными мастерами. Тут же учатся искусству чеканки юные школьники, перенимающие у наставников

секреты

мастерства.

Традиционно бухарская чеканка выполняется в двух техниках: кандакори - глубокой и накшкори - плоскорельефной, напоминающей гравировку. Инструменты просты и совершенны – время не изменило их формы и назначения. Мастер обычно пользуется специальным циркулем, который называется паргол, закаленными стальными зубилами разных размеров – пулат - калам, небольшим молоточком со слегка изогнутой и утолщённой на конце рукояткой – болтача и оселком для заточки и правки инструментов.  

Ведущим орнаментальным мотивом в бухарской чеканке является ислими - растительно – цветочный узор со множеством разновидностей. Геометрический орнамент встречается реже. В основном это двойные и тройные полосы, пояски, каемки, разделяющие и окаймляющие растительно – цветочный узор. Названия разных элементов геометрического орнамента связаны с архитектурным декором: хишт - кирпич, мадохиль - треугольная фигура, напоминающая арку, занджира - цепочка и т.п. А растительный узор? Целый сказочно – поэтический мир заключен в его образах, которые, как правило, обозначают конкретные предметы и явления.

Мусинов Содик. Лаъли – поднос. Медь.

Чеканка. Бухара. 1993 год.

Например, чашми – буль - буль - глаза соловья, хуршид - лучи солнца, маджнун - тол - плакучая ива… Гармонично переплетаясь, они пышным ковром покрывают все изделия. Неповторимая красота!

Современные мастера, помимо традиционных узоров, нередко вводят в композицию подносов изображения архитектурных памятников и портреты людей. Такое сочетание очень эффектно.

Украшая медные кувшины, узбекские мастера применяли и прорезную технику шабака, при которой крышки и подставки сосудов покрывались ажурным прорезным орнаментом. Древние мастера выполняли даже двухслойные кувшины, в которых внешняя стенка имела прорезные узоры! В свое время много сделал в этом направлении выдающийся бухарский мастер чеканки усто Салимжон Хамидов. Он же обогатил традиционные орнаментальные мотивы новой эмблематикой, ввёл портрет. За свою короткую, но яркую жизнь усто создал немало замечательных произведений и воспитал целую группу талантливых учеников, продолжающих его дело. Санта-Фе (США), Вена (Австрия), Париж (Франция), Мехико (Мексика), Москва (Россия) – вот далеко не полный перечень городов мира, где побывали выставки работ чеканщиков Бухары.

Ученики Мастера часто вспоминают желание незабвенного устоза о необходимости постоянной заботы о развитии и продолжения этого древнего ремесла в Бухаре. Пожелание это в наши дни исполняется. Дивная мелодия, словно бы врезанная в медь, продолжает звучать с новой силой!

Абдуллаев Сухроб - преподаватель Бухарского государственного университета, Узбекистан.

  • Большое спасибо вам за материал - работы на фотографиях потрясающие!!

    dona