Поэтика узоров чеканки Содика Мусинова

Бухарская чеканка по меди наряду с керамикой является одной из известных у нас и за рубежом видов народного творчества. Изделия чеканки весьма разнообразны по формам и функциям. Это всевозможные чаши, сосуды для воды и других жидкостей. Также сюда входят котлы для приготовления пищи, жаровни, вазы, медные шкатулки, приборы для курения (чилим), разнообразные светильники (чирок) и др.

Один из потомственных мастеров чеканщиков Бухары, талантливый мастер педагог – чеканщик Содик Мусинов, племянник знаменитого мастера – чеканщика Салимжона Хамидова, основоположника восстановившего Бухарскую традиционную чеканку в 60 годы XX века. Дед и отец Салимжана Хамидова, усто Хамид и усто Салом, также были знаменитыми мастерами чеканки, работы которых имеются во многих музеях стран мира, который основал мастерскую в заброшенном доме Кози Калон недалеко от минарета Калян. изделия создавались мастерами трёх специальностей; медники (мискор) изготовливали формы из красной и жёлтой меди, а также из латуни, покрывали сосуды полудой; литейщики (рихтагар) отливали отдельные части форм (ручки сосудов, куполки на крышках (қубба), кончика носика (санула), шарниры (часпак) и др.; чеканщики (кандакор) украшали изделия чеканкой и ажурной гравировкой и прорезной техникой (шабака).

В отличие от Кокандской, Ташкентской, Хорезмской и Каршинской, Бухарская школа медночеканных изделий отличается простотой и строгостью форм. Относительно свободный фон обрабатывается штрихом или точками. Особую выразительность бухарскому орнаменту придают гладкие, широкие контурные линии – полосы, так называемые кундал.

Пластически чёткий растительный орнамент (ислими) очень изящен и красив. Иногда бухарские мастера украшали свои изделия каллиграфическими надписями, стилизуя их под растительные узоры. В редких случаях фон подкрашивался в разные цвета, но делалось это всегда с большим вкусом.






Пластически чёткий растительный орнамент (ислими) очень изящен и красив. Иногда бухарские мастера украшали свои изделия каллиграфическими надписями, стилизуя их под растительные узоры. В редких случаях фон подкрашивался в разные цвета, но делалось это всегда с большим вкусом.

Бухарская чеканка, является весьма тонким и кропотливым искусством, она выполняется с помощью – пулат калама (железный карандаш) и молотка.

Мусинов Содик. Лаъли – поднос. Медь. Чеканка. Кандакори d-20 см.

Бухара. 1993 год.

Пулат калам может быть нескольких типов; например, для того чтобы отчеканить цветок орнамента у инструмента должен быть толстый конус, если нужно сделать фон (заминбардори) конус инструмента должен быть тонким. Украшение цветов (пардозлаш) инструмент без конуса бывает толстым и тонким.

Из инструментов также необходимы молоток, точильный камень и железный циркуль. Современные инструменты почти не отличаются от инструментов мастеров прошлого. В основном, мастером используется наполненный специальной смолой (мум) сосуд. Его используют для того чтобы чеканка в процессе работы не сдвигалась и не амортизировала. Если посуда глубокая её наполняют песком или тряпками и хорошо прессуют.

Мастер держа левой рукой инструмент правой приударяет молотком. Иногда до 600 раз на один квадратный сантиметр. Работа чеканщика начинается с того, что он рисует на бумаге композиционный рисунок. После рисунок переносится на кальку и с помощью иглы протыкаются дырочки вдоль контура всего рисунка. Графитом (или порошком угля) посыпается на кальку после чего через дырочки в контуре графит просыпаясь создаёт контур рисунка (накш). Дальше с помощью чекана наносится рисунок, даётся фон штрихами (заминбардори) и украшается (пардоз). После вынимают его из посуды со специальной смолой (мум) при помощи огня (сосуд нагревают с помощью горелки или газа). Следующий этап заключается в том, что работу полируют. Для этого используется пастагой и намат (кигиз). Делается это вручную или на станке.

Если металл жёлтый то он сияет как солнце если красный горит как огонь как впрочем и все работы известного мастера – чеканщика из Бухары Содика Мусинова.                                                             

Мусинов Содик. Лаъли – поднос. Латунь. Чеканка. Кандакори d-50 см.

 Бухара 2002 год.

Современные мастера медники и чеканщики создают лаъли – подносы, многообразные блюда для воды – офтоба, косметические сосудики – сурмадон, всевозможные по форме шкатулки – сандикча, декоративные сосуды которые кроме украшательских, декоративных функций в последние годы возвращаются к утилитарному (практическому) использованию в быту.

Мусинов Содик. Лаъли – поднос. Латунь. Чеканка. Кандакори d-30 см.

Бухара 1994 год.

Один из потомственных мастеров чеканщиков Бухары, талантливый мастер педагог – чеканщик Содик Мусинов, племянник знаменитого мастера – чеканщика Салимжона Хамидова, основоположника восстановившего Бухарскую традиционную чеканку в 60 годы XX века. Дед и отец Салимжана Хамидова, усто Хамид и усто Салом, также были знаменитыми мастерами чеканки, работы которых имеются во многих музеях стран мира, который основал мастерскую в заброшенном доме Кози Калон недалеко от минарета Калян. Со слов самого мастера Содика, был очень строг к своим сыновьям и племянникам. К остальным ученикам, а их к концу жизни знаменитого мастера было шестьдесят три человека проявлял мягкость и доброту. Он был одним из первых мастеров, кто обучил искусству чеканки девушек впоследствии, многие девушки получили звание мастеров и достигли очень хороших результатов. Участвовали со своими работами на международных и республиканских выставках. Одной из первых была мастер Гулчехра Тошева, а также Саидова Нурхон, Рахимова Дилбар Мусинова Махбуба, Жумаева Зебо, Рахимова Адолат, Тошева Холида, Курбонова Мунира, Каримова Фарогат, Каримова Фазолат, Файзиева Мунира, Махмудова Музайям, Гаффорова Шамсия, и Жумаева Раъно. А ведь до этого времени искусство чеканки считалось исключительно мужской прерогативой.

Четвёртое поколение потомственных мастеров чеканщиков Бухары Содик Мусинов является талантливым племянником Салимжана Хамидова. Он родился 28 июня в 1955 году в городе Бухаре. С 1968 года был одним из первых учеников своего дяди.

После службы в Армии в 1976-1980 году окончил Бухарский педагогический институт, факультета художественной графики.

С 1980 года – преподаёт в Бухарском государственном университете, на кафедре искусства по предмету чеканки.

Он является, членом Академии Художеств Узбекистана с 1993 года.

Мусинов Содик. Лаъли – поднос. Медь. Чеканка. Кандакори d-25 см.

Бухара 1994 год.

В данное время усто Содик работает на латуни (биринжи). В большинстве случаев мастер использует комбинированную технику, используя в работе старинные орнаменты, например бодом, занжила, зеб, куш бодом и др. при этом создавая новые композиции. Изделия в большинстве случаев лаъли – подносы круглой или эллипсообразной формы. Украшенные геометрическими фигурами, разнообразными фризами и каймовыми полосами. Геометрический орнамент носит вспомогательный характер. В основном работы отчеканены накшем (ислими). Зооморфные изображения, встречаются редко. Это в основном лишь изображения частей животных: чашми буль-буль (глаз соловья), кучкорак (рога барана), пушти балык (рыбья чешуя) и др. Иногда чеканщик пытается ввести в центр работы архитектурные памятники Бухары. В некоторых работах в центре чеканки портреты людей.

Работы мастера отличаются пластической выразительностью форм, классической уравновешенностью пропорций и устойчивостью орнаментальных мотивов, выполняющихся в технике глубокого чекана кандакори

Даря людям красоту и эстетическое наслаждение, являясь продолжателем высоких канонов и художественно – эстетических идеалов мастеров – чеканщиков прошлого, мастер имеет более 16 учеников среди них его сын Акмаль который пошёл по стопам отца и уже успел овладеть многими секретами его мастерства.

Содик Мусинов за работой.

Мастер неоднократно участвовал на республиканских и международых выставках, на конкурсах Ташаббус и занимал почётные места. Его работы выставлялись во многих городах Ташкенте, Алма - Ате, Санкт Петербурге, Москве, Париже, Берлине, Вене, Santa - Fe и др.


  • Кружево в металле - потрясающе красиво, слов нет! Очень радостно, что есть такие мастера!

    dona