dona

Река Конго. Искусство Центральной Африки из собрания Музея Бранли, Париж

c 17 мая по 4 сентября 2016 года

Москва

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Галерея искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина продолжает знакомить зрителей с искусством Африканского континента. В 2011 году в Отделе личных коллекций прошла выставка «Искусство тропической Африки из коллекции М.Л. и Л.М. Звягиных».

Нынешняя выставка «Река Конго. Искусство Центральной Африки», подготовленная парижским музеем на набережной Бранли, более подробно рассказывает о культуре народов, населяющих территории шести стран: южной части Камеруна, Экваториальной Гвинеи, Габона, Республики Конго, Демократической Республики Конго, а также части Анголы.

Маска тайного общества окуйи для погребальных обрядов Габон. Народность пуну XIX век. Дерево, каолин

Маска с закругленными рогами. Конго. Народность квеле Начало XX века.Дерево, каолин

Антропоморфная маска-шлем. Конго. Народность суку XX век. Дерево, каоли

Эти народы, живущие в бассейнах рек Конго и Огове, относятся к языковой группе банту. Но объединяет их не только язык. Их традиционное искусство также представляет собой уникальную систему, все элементы которой взаимосвязаны.

Куратор выставки Франсуа Нейт выделил несколько ключевых элементов, которые легли в основу его прицельного изучения художественной культуры экваториальной Африки. В соответствии с этим видением и были определены основные разделы выставки.

В первом разделе представлены так называемые маски в форме сердца, созданные народами, живущими в тропических лесах Центральной Африки. Лоб, надбровные дуги и щеки лиц, изображенных на этих масках, образуют форму сердца. Этот архетип встречается в искусстве таких этнических групп как квеле, фанг (Габон), лега (восточная часть современной Демократической Республики Конго) и некоторых других. Среди привезенных экспонатов примечательны маски, обрамленные закругленными рогами. Они олицетворяют образ антилопы – животного, имеющего особое значение в культуре народности квеле, традиционно занимающейся охотой. Также здесь экспонируются маски духов-защитников народа фанг, которые называются нгон нтанг и имеют изображения лиц с двух, а в некоторых случаях и с четырех сторон.

Второй раздел выставки посвящен реликвариям и изображениям предков. Представленные произведения традиционного искусства прекрасно иллюстрируют важное значение культа предков для носителей языков группы банту, живущих в Центральной Африке. Несмотря на определенные различия в ритуалах, для многих народов этого региона характерно сохранение черепов и костей почитаемых воинов, вождей, пра-матерей и женщин, достойных особого уважения, а также создание изображений опасных предков и людей, умерших насильственной смертью, дабы предотвратить влияние их негативной энергии. Останки помещали в короба и корзины, которые охранялись специально для этого предназначенными скульптурами (эйма бьери у народности фанг или мбулу нгулу у народности кота). Некоторые народы создавали антропоморфные статуэтки, которые выполняли роль реликвариев для останков почитаемых предков и в то же время являлись их защитниками. Среди экспонатов можно увидеть небольшие статуэтки предков, созданные представителями народности бембе, которые верят в то, что эти скульптуры служат посредниками между людьми и божественными силами. Фигурки украшены резьбой, напоминающей шрамированные узоры, которыми покрывают свои тела бембе.


Метательный нож ондо. Центральноафриканская Республика или Демократическая республика Конго. Народность банда или янгере. XIX век. Металл, растительные волокна
В третьем разделе выставки на примере произведений традиционного искусства раскрывается роль женщины в культуре сообществ, живущих на территориях субэкваториальных саванн Центральной Африки. Женские образы, созданные в этом регионе, имеют символическую связь с жизненными циклами, новолунием, временами года, сельским хозяйством и всеми формами плодородия. Изображение женщины обладает особым значением, ведь именно она, по представлениям местных жителей, соединяет землю и звездный небосвод, является связующим звеном между людьми и потусторонними силами, а также духами самых почитаемых предков. Особое внимание привлекают маски окуйи, созданные мастерами народности пуну. Впервые появившись в Европе, они получили название «японских», благодаря сходству с масками театра Но. Использование таких масок, как ритуального изображения духа прекрасной молодой девушки, было характерно не только для пуну, но и для некоторых других народностей этого региона.

В начале XX столетия африканское искусство привлекло пристальное внимание многих авангардных художников и оказало непосредственное влияние на развитие их творчества. С конкретными примерами подобного влияния посетители смогут познакомиться в четвертом разделе выставки, который называется «Путь к абстракции». В экспозиции представлены ткани народности куба, которые находились в личной коллекции художника Анри Матисса, а сейчас хранятся в собрании музея на набережной Бранли, а также разнообразные типы африканского оружия. Абстрактные орнаменты тканей и извилистые очертания метательных ножей, характерные для Центральной Африки, во многом вдохновили французского мастера на создание его знаменитых декупажей, несколько из которых также будут показаны на выставке. Данный раздел был подготовлен музеем на набережной Бранли специально для ГМИИ им. А.С. Пушкина, собрание которого славится произведениями ведущих мастеров XX века. Поэтому не случайно 190 экспонатов выставки будут представлены именно в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков, в постоянной экспозиции которой находятся работы Андре Дерена, Пабло Пикассо и Анри Матисса, также демонстрирующие влияние африканского искусства.


Табурет в виде женской фигуры. Демократическая Республика Конго. Народность луба. XIX век. Дерево
Куратор данного выставочного проекта – Франсуа Нейт – философ, этнолог, историк искусства и археолог. Член бельгийской Королевской академии колониальных стран, монах бенедиктинского монастыря Святого Андрея (Оттиньи-Лувен-ла-Нёв, Бельгия), почетный профессор Католического университета в Лувене. Родился в Ликаси, где прожил более двадцати лет. После изучения археологии и истории искусств в Европе, вернулся в Африку, где преподавал историю африканского искусства в университетах Бельгийского Конго (с 1971 по 1997 – Заир, ныне – Демократическая Республика Конго). Автор многочисленных исследований и публикаций по искусству Центральной Африки.

К выставке подготовлена специальная образовательная программа «Африканское лето в Пушкинском». В рамках программы будут прочитаны лекции по истории, культуре и искусству тропической Африки (в том числе лекция куратора выставки Франсуа Нейта), состоятся концерты современной африканской музыки и кинопоказ фильма Сергея Ястржембского «Африка. Кровь и красота».

Выставка организована совместно с музеем на набережной Бранли.

Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина

Адрес: город Москва, ул. Волхонка, 12

Проезд: Ст. м. "Кропоткинская", "Боровицкая", "Библиотека им. Ленина"

Телефоны: (495) 697-79-98, 609-95-20

Сайт: www.arts-museum.ru/

EMail: finearts@artsmuseum.ru