dona

Няньхуа

Картины Старого Китая

Няньхуа (новогодняя картина) — это китайские народные лубочные картины.

В нескольких городах Китая — Вэйфане (провинция Шаньдун), Уцяне (провинция Хэбэй) и Мяньчжу (провинция Сычуань) — функционируют музеи няньхуа.

Крупнейшая зарубежная коллекция няньхуа находится в Эрмитаже: около двух тысяч листов из этой коллекции было собрано синологом Василием Алексеевым. В Озоне можно купить редкую книгу - о коллекции Няньхуа (издание Эрмитажа). Книга дорогая, но это совершенно уникальное издание.

В старом Китае в канун Нового года в домах крестьян и горожан развешивали дешевые картины, которые в XIX веке получили название няньхуа - новогодние. Они выполнялись в мастерских в технике ксилографии с раскраской от руки или в цветной печати. Картина няньхуа прошла долгий путь развития: от дешевых печатных икон, изготовлявшихся в буддийских и даосских монастырях в V -VI веках, до полнокровного народного искусства, сформировавшегося в первой половине XIX века. 

В няньхуа в своеобразном преломлении, присущем только этому виду искусства, отразился весь комплекс духовной культуры старого Китая. Вот почему сюжеты няньхуа очень сложны для понимания не только европейцев, но и современного китайского зрителя. 

При отборе материала авторы отдавали предпочтение листам более высокого художественного уровня, стараясь показать не только разнообразие сюжетов, но и различную трактовку одних и тех же сюжетов разными печатнями.

Формат: 25,5 х 28,5 см.

Виды Няньхуа (китайский лубок)

Из-за использования в различных художественных контекстах одних и тех же мотивов и образов няньхуа с трудом поддаются жанрово-тематической классификации; таковая в научной литературе носит условный характер.

Согласно энциклопедии Духовная культура Китая, по темам и объектам изображения няньхуа подразделяются на две группы — повествовательные и неповествовательные.

К первой относятся лубки на литературно-фольклорные и театральные сюжеты, а ко второй — различные охранительные, календарные, заклинательные, благопожелательные, бытовые и пейзажные картины, изображения птиц, цветов, орнаментов.

Китаевед М. Кравцова выделяет 8 жанрово-тематических групп:

  1. картины на религиозные темы;
  2. картины благопожелательного содержания;
  3. картины на историко-литературные темы;
  4. театральные картины;
  5. картины познавательно-назидательного характера;
  6. картины бытописательного характера;
  7. видовые картины;
  8. картины на политические темы.

По мнению большинства исследователей, истоки няньхуа относятся к культовому буддийскому искусству — изготовлению бумажных икон с изображениями буддийских божеств и молитвенными текстами — уже существовавшему при династии Тан (618—907).

Прототипом няньхуа также являются картины-гравюры чжихуа, массово изготовлявшиеся в X—XI веках.

В.М.Алексеев первым из синологов обратил серьезное внимание на эту, казавшуюся всем ремесленной, продукцию и увидел в ней сложившуюся, полную своеобразия область народного искусства с многовековыми традициями, корни которой нужно искать в толще китайской культуры. Путешествуя по Китаю в 1906-1909, 1912 и 1926 годах, ученый собрал большую - около 3000 - коллекцию няньхуа и на ее материалах проводил исследования китайского фольклора. Ценнейшим результатом работы В.М.Алексеева в Китае стали Объяснения к грубым картинам (рукопись на китайском языке, хранится в Эрмитаже), содержащие расшифровку содержания около 500 картин.

Накануне китайского Нового года — праздника Весны — везде и всюду в гостиницах и магазинах, ресторанах и чайных, в метро и общественном транспорте появляются картинки няньхуа. Каждая семья украшает свой дом огромным количеством разнообразных няньхуа — они помещаются в окнах домов, на дверях, в подъездах и дворах.

Издревле китайцы наделяли няньхуа особой магической силой, которая может помочь человеку в будущем, счастливо и удачно изменить его судьбу. Поэтому няньхуа имеют самую разнообразную тематику и, в представлении китайцев, большое влияние на будущее.

Няньхуа (китайские лубочные картины)