Лоскутные блоки: их история и названия

Нашла в интернете очень интересную статью по лоскутным блокам, перевод с английского, источник здесь (надеюсь lerusisik не будет возражать за публикацию). Английский исходник - статья Laurette Carroll, создатель, собиратель и историк квилтов.

Очень интересно, если ли исследования русского традиционного лоскутного шитья, стилей и блоков. Если кто знает - пишите.


Итак, статья:

С самого начала моего увлечения лоскутным шитьем мне ужасно понравились живописные и странные названия лоскутных блоков. Позже я с удивлением узнавала другие имена известных мне блоков. Я пыталась найти какой-нибудь блок по названию - и находила совершенно другой узор. (Не хотелось бы говорить здесь о корявых русских переводах английских названий - типа "дрова"). Мне хотелось узнать: что означает название "54-40 or Fight"? Что такое "Shoofly" - в моем словаре этого слова нет! В поисках информации я наткнулась на эту статью. Она не только о названиях лоскутных блоков, но немного касается и истории квилтов в Америке. М.б., она будет интересна не только мне.

Сад Эдем ("Garden of Eden"), Лестница Якова ("Jacobs Ladder"), Плащ Иосифа ("Josephs Coat") - что это? Если вы думаете, что это что-то из Священного писания. вы правы. А еще все это названия лоскутных блоков.

Одна из самых захватывающих сторон собирания и изучения лоскутных одеял-квилтов - проведение параллелей между квилтами и жизнью женщин, которые их сшили. Эта связь ясно видна из названий, которые мастерицы давали своим изделиям.

Кажется, любая сторона жизни женщины нашла в свое время отражение в названии лоскутного блока. Есть названия, говорящие о доме и семейной жизни, а другие навеяны окружением, в котором жили женщины. В названиях блоков увековечены национальные и политические события, религия и даже герои войны не были обойдены вниманием в лоскутных схемах.

Исследование самых ранних названий блоков и их происхождения - занятие не слишком благодарное. В дневниках и старинных журналах упоминаются названия, которые женщины давали своим лоскутным блокам. Но если даже старинные источники упоминают схему, они, как правило, не описывают блок и не дают никакого намека, как же выглядела это схема (не говоря уже о картинках), оставляя нас гадать, о каком же блоке идет речь.

Первой известной напечатанной в Америке лоскутной схемой были соты, или шестиугольники, опубликованные в книге в 1835 г. Хотя некоторые старинные издания и представляли схемы для лоскутного шитья, они редко давали имена для схем, а только описание квилта или указания по работе над ним. Да и немногочисленные названия были обычно описательными, как уже упомянутые соты (шестиугольники), часто работу называли просто "Пэчворк".

В 1850-х тот же издатель продолжает печатать лоскутные схемы для американских квилтеров - под номерами, без названий. В других журналах середины XIX столетия тоже время от времени появляются узоры блоков, квилты и лоскутные схемы упоминаются все чаще по мере роста тиражей.

В 1880-х журналы начали регулярно публиковать статьи о лоскутном шитье, часто с иллюстрациями, и именно в это время издатели стали предлагать своим читателям на продажу схемы квилтов наряду с другими рукодельными схемами. Именно благодаря этим продажам через журналы, а позже - фирмам, высылающим схемы по почте, лоскутные схемы стали регулярно печататься и получили названия. В журналах появились новые рубрики по интересам - специально для увеличения числа женщин-читательниц, женщин поощряли заказывать лоскутные схемы, создавая новые схемы или рассылая лоскутные блоки старым подписчикам.

В продолжение следующих 50 лет число напечатанных схем значительно увеличилось: схемы публиковались в "лоскутных" разделах журналов и рассылались заказчицам по почте, регулярно появлялись новые блоки. В 1920-х искусство лоскутного шитья было подхвачено новым поколением, и в 1920-1930-х пришло возрождение квилта. Журналы приглашали дизайнеров с художественным образованием вести разделы о лоскутном шитье и разрабатывать новые схемы. Эти дизайнеры внесли новую утонченность XX века в репертуар схем, доступных квилтерам. В этот период расцвело и частное предпринимательство, и женщины продавали лоскутные схемы и наборы для шитья, созданные самостоятельно. Лоскутные схемы множились с изобилием газет, журналов и лоскутных дизайнеров.

Нам бы, конечно, хотелось, чтобы у каждой схемы было имя. Однако все еще известны схемы без определенного имени, и у многих схем есть более одного названия. Какое разочарование для владельца лоскутного изделия, который хочет знать, как правильно называется его квилт! Некоторые исследователи истории лоскутного шитья предприняли попытку классифицировать тысячи известных лоскутных схем, и проделали огромную работу в этой области. Эта классификация также подтвердила, что у многих схем есть несколько названий, часто никак не связанных между собой. Флоренс Пето в своей книге "Американские квилты и покрывала" (1949) говорит: "Не стоит ожидать слишком много от названий лоскутных блоков." Барбара Брекман в "Энциклопедии традиционных лоскутных блоков" соглашается: "Не слишком разумно требовать формальных названий, потому что факты весьма расплывчаты. Я, наконец, поняла, что: не у каждой схемы есть название; не для каждого узора найдется правильное имя; многие названия, которые мы считаем частью подлинного фольклора XIX века, на самом деле еще весьма молоды."

Названия лоскутных блоков затрагивают все стороны жизни. Библейские имена отражают веру и убеждение в важности духовной жизни, тогда как более "приближенные к земле", вроде "Hole in the Barn Door" ("Окошко в двери сарая"), напоминают об окружении, в котором жили мастерицы. "Политизированные" названия показывают, что женщин интересовали события общественной жизни, давшие названия блокам. Может быть, женские голоса не очень-то определяли политику в то время, но теперь мы словно видим их запечатленными в квилтах. Вот примеры названий, которые мастерицы давали своим схемам.

К библейским и религиозным названиям относятся Job’s Tears (Слезы Иова), Hosanna (Осанна), Palm Leaf (Пальмовая ветвь), Bethlehem Star (Вифлеемская Звезда), Cathedral Window (Окно собора), Cross and Crown (Крест и корона), Crown of Thorns (Терновый венец) и уже упомянутые Garden of Eden (Сад Эдем), Jacobs Ladder (Лестница Якова), Josephs Coat (Плащ Иосифа), и еще много других.

Схемы, названные в честь известных исторических событий и личностей: Abe Lincoln’s Log Cabin (Хижина Эйба Линкольна), Burgoyne Surrounded (Бургойн в окружении), Capital T (Большое Т) and Goblet (Кубок) - оба времен сухого закона, Dolly Madison’s Star (Звезда Долли Мэдисон), Railroad Crossing (Железнодорожный переход), President’s Wreath (Венок президента), Columbia (Колумбия), Martha Washington Star (Звезда Марты Вашингтон), Fifty-Four Forty or Fight (54°40' или огонь!), и даже Daniel Boone quilt (Квилт Дэниела Буна).

Схемы, отражающие домашнюю жизнь: Broken Dishes (Разбитая посуда), Cake Stand (Стойка с пирожными), Basket (Корзинка), Attic Windows (Чердачные окошки), Baby Blocks (Детские кубики), Tumbling Blocks (Падающие кубики), Puss in the Corner (Кошка в углу), Chimney Sweep (Трубочист), Dove in the Window (Голубь в окне), и Dresden Plate (Дрезденская тарелка).

"Деревенские" блоки: Hole in the Barn Door (Окошко в двери сарая), Shoo Fly (Пирог с патокой), Anvil (Наковальня), Broken Wheel (Сломанное колесо), Carpenter’s Wheel, Windmill (Ветряная мельница), Hen and Chicks (Курица с цыплятами), Churn Dash (Маслобойка), Corn and Beans (Зерно и бобы), Melon Patch (Дыня), и Rail Fence (Железнодорожная ограда).

Среди блоков с романтическими именами: Hopes and Wishes (Надежды и чаяния), Double Wedding Ring (Двойные свадебные кольца), Grandmother’s Engagement Ring (Бабушкино обручальное кольцо), Cupid’s Own (Возлюбленная Купидона), Lover’s Knot (Узелок для любимого), и даже Lover’s Quarrel (Ссора влюбленных.

Блоки с названиями, посвященными природе: Pine Tree (Сосна), Autumn Leaves (Осенние листья), Bears Paw (Когти медведя), Maple Leaf (Кленовый лист), Birds in the Air (Птицы в полете), Blazing Star (Сверкающая звезда), Butterfly (Бабочка), Honey Bee (Медоносная пчела), Clamshell (Чешуя), и Turkey Tracks (Следы индейки). Почти для каждого цветка есть свой блок, например, Tulips (Тюльпаны), Astor(?), Sunflower (Подсолнух), Morning Glory (Вьюнок) и Black Eyed Susan ("Черноглазая Сьюзан" - рудбекия).

Семейная жизнь отражена в названиях Freedom Quilt (Квилт свободы), который дарили молодому человеку по достижении им 21 года, Neck Tie (Галстук) или Bow Tie (Галстук-бабочка), Bachelors Puzzle (Загадка холостяка), Old Maids Puzzle (Загадка старой девы), Grandmothers Fan (Бабушкин веер), и Baby Bunting (Младенец зашевелился).

Во многих названиях увековечены тетушки: Aunt Sukey’s Choice (Выбор тетушки Сьюки), Aunt Dinah’s Star (Звезда тети Дины), Aunt Em’s Pattern (Схема тети Эм), Aunt Lucinda’s Block (Блок тети Люсинды) , Aunt Patty’s Favorite (Любимец тети Пэтти) - только некоторые из них.

Некоторые схемы названы в честь штатов или городов, например Boston Pavement (Мостовые Бостона), St. Louis Star (Звезда Сен-Луиса), California Rose (Роза Калифорнии), New York Beauty (Нью-йоркская красавица), Carolina Lily (Лилия из Каролины), Ohio Star (Звезда Огайо), Washington Pavement (Мостовые Вашингтона), и Arkansas Traveler (Арканзасский путешественник). Для каждого штата есть собственный лоскутный блок, для многих даже несколько.

Точно неизвестно, сколько лоскутных блоков и их имен известно на сегодняшний день. Барбара Брекман в "Энциклопедии традиционных лоскутных блоков" 1993 года представляет более 4000 различных схем. В книге того же автора "Энциклопедия аппликации" перечислено 1795 схем.

С 1970-х началось возрождение лоскутного шитья, которое продолжается и сейчас. Множество людей учат шитью квилтов, пишут книги и создают новые схемы - и число лоскутных схем стремительно растет. Новые компьютерные программы, позволяющие пользователям создавать собственные блоки и целые квилты, тоже значительно пополнили библиотеку лоскутных схем. Было бы интересно изучить названия, которые создатели новых схем давали дают своим блокам в течение последних 20 или более лет.

Квилт с узором Flower Basket (Корзина с цветами) сделан в Пенсильвании ок 1880 г.

Узор Double Wedding Ring (Двойные свадебные кольца) завоевал популярность в 1920-х и все еще один из самых любимых, хотя он и труднее в сборке, чем большинство схем. Этот квилт был сшит ок. 1940.

Honey Bee (Медоносная Пчела) дала название этой схеме для покрывала, сшитого в 1840-х.

Первая схема, упоминаемая в американской прессе - соты, или шестиугольники. Наверное, когда этот квилт (1825) сшили, его именно так и назвали. При таком размещении шестиугольников и ромбов его можно считать предшественником схемы 1930-х "Grandmothers Flower Garden" (Бабушкин сад).

Это одна из самых ранних схем - вариация "Nine Patch" (9 лоскутов). В журнале 1896 г. он назывался Plain Block (Простой блок). В начале XIX столетия, когда было сшито это покрывало из блоков 3 дюйма, блок могли называть просто Nine Patch.

Этот квилт был сшит в 1870 г. в Огайо по схеме Hovering Hawks (Парящие ястребы)

В этом квилте (ок. 1850) использована ранняя версия блока с забавным названием Old Maids Puzzle (Загадка старой девы)

В этом квилте (1880) использован "библейский" блок, Garden of Eden (Сад Эдем)

Схема 1930-х, Grandmother's Engagement Ring (Бабушкино обручальное кольцо) сшита в наше время из тканей- репродукций.

Arkansas Snowflake (Снежинка из Арканзаса) - одно из многих названий схемы, по которой сшито в 1930х это одеяло для куклы.

Покрывало 1930х по схеме Texas Star (Звезда Техаса) сшито из прекрасных тканей того времени.

Современный вариант блока Crown of Thorns (Терновый венец) - одного из многих блоков на религиозную тему.

Пример ранней схемы с описательным названием. Когда этот квилт был сшит (ок. 1840), он, вероятно, назывался Diamond in Square (Ромб в квадрате).

По блоку Friendship Garden была нарисована схема для этого детского покрывала. Сделано в наше время с использованием тканей - репродукций 1930-х.

Современное детское одеяло Pinwheel (Вертушка) веселых цветов и рисунков.

Очень старинная схема Wild Goose Chase (Охота на дикого гуся). Это покрывало было сделано в последнее десятилетие с использованием тканей-репродукций, напоминающих об узорах середины XIX в.

Блок Friendship Garden (Сад дружбы), остаток квилта 1930-х. Возможно, назван так из-за серединки, удобной для вписывания имен друзей.

Чудесный старый квилт сшит по схеме Strawberry (Клубника) в 1850х в Южной Каролине.