Фотограмма

Автор - Парфенова Светлана Ивановна, учитель ИЗО

“Благодаря восприятию в природе и искусстве, человек открывает прекрасное в самом себе”.В.А. Сухомлинский.

Природа всегда была добрым другом человека. Ее красота вдохновляет на создание величайших произведений. Кто из нас хотя бы раз не замирал от восторга, любуясь березовой рощей или одинокой сосной, бурным водопадом или величавой спокойной рекой, нежным изящным цветком или гроздью рябины.

Умение видеть и чувствовать красоту родной природы - большое счастье. Развивать это умение у детей нужно как можно раньше, так как чувства прекрасного, простой человеческой доброты закладываются именно в детстве. Общение с природой, знакомство с произведениями искусства, с изделиями из природного материала положительно влияют на формирующуюся личность. Кроме того, дети должны быть не просто пассивными наблюдателями, но и творцами, участвующими в процессе превращения природных материалов в прекрасные произведения, которые послужат оригинальным украшением интерьера жилого помещения или станут приятным подарком для друзей.

Природный материал - кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления из него поделок не только положительно скажется на развитии эстетических чувств, пополнит навыки, умения, необходимые детям, но и разовьет воображение, внимание, интеллектуальную и творческую активность.

Я познакомлю с увлекательными занятиями, где использую природный материал, для изготовления фотограммы.

Ушло время, когда мы занимались фотографией, проявляя и печатая все сами. Трудоемкий процесс создания фотографии отнимал много времени, и не всегда получались желаемые результаты, так как это были любительские съемки. Теперь эту работу выполняют специалисты за считанные минуты.

Наверняка, у многих любителей фотографии еще остался запас проявителя и закрепителя, а может, и фотобумаги.

Вот с помощью этих материалов мы и создаем произведения искусств в нашей школе.

К старым, вышедшим из пользования фотоматериалам добавляем немного флористики и фантазии - вот что нужно для прекрасной фотограммы, которая украсит любое помещение и принесет немало радости от ее изготовления.

Искусство получения фотограммы является одной из тем, входящей в цикл факультативных занятий по проектированию современного интерьера. Желательно привлечь детей старшего возраста (7-11 классы).

Организация внутреннего пространства зданий - это дело не только архитекторов и художников, но и каждого человека, поскольку все мы хотим сделать обстановку труда, отдыха максимально приятной и эстетически выразительной.

“Современному школьнику нужно знать, как оформляются помещения самого разного назначения. Эти сведения помогут не только разобраться в особенностях формирования пространства, но и самим, в меру возможного, делать повседневную обстановку более удобной, красивой. Полезно не только уметь правильно расставить мебель, осветить рабочее место, но и подобрать по цвету и фактуре обои, отделку, выбрать и удачно поместить произведение искусства, предметы собственного творчества. Однако есть одно непременное условие - все должно быть интересно по форме и содержанию, исполнено со вкусом и, обязательно, - современно. Этому искусству надо учиться. Каждый может приобщиться к организации внутренней среды, общественных зданий, своей школы, своего дома.

Подростки, усвоив первые эстетические понятия, начинают анализировать и оценивать внешность людей, убранство жилища. Как раз здесь, своевременной, закономерной становится углубленная работа учителя над формированием культуры быта. Нужно помнить, что культура жилища определяется, прежде всего, общей внутренней культурой человека, хозяина этого жилища” [2].

Я работаю над циклом факультативных занятий “Дизайн интерьера от прошлого к будущему”. Эти занятия можно вводить в уроки при изучении интерьера в архитектуре.

Цель данного цикла занятий - научить учащихся самостоятельно мыслить при решении задач по оформлению интерьера помещения. Идея опыта состоит в том, чтобы не давать детям готовых рецептов, а стимулировать их мыслительную деятельность посредством проблемных ситуаций и творческих задач. Одной из тем занятий по проектированию современного интерьера и является “Фотограмма”.

Через искусство икебана я подхожу к искусству по составлению фотограмм для оформления интерьера любого помещения. Тема фотограмм подбирается в зависимости от назначения помещения.

Принцип получения фотограмм

Принцип получения фотограмм заключается в последовательном засвечивании черно-белой бумаги, на которую положены те или иные предметы. Но сказать так - значит посчитать, что и рисунок получается лишь от прикосновения карандаша к бумаге. Между тем произведение искусств рождает фантазия, чувство композиции, наконец, вкус. Как добиться графического эффекта, построенного на резких контрастах черного и белого? Из технических средств потребуется контрастный проявитель и контрастная бумага. Если же фотограмма решается в полутонах, берутся соответственно мягкая бумага и слабый проявитель.

Один и тот же предмет на фотобумаге можно засвечивать несколько раз, перемещая его по поверхности. Меняя экспозицию, можно получить эффект полутонов, самые различные варианты контуров.

Оптимальный размер фотобумаги – А4 (18х24). Хорошо проработанные отпечатки получаются на тисненой основе. Глянцевые менее эффектны – они отражают свет.

Засвечивать бумагу проще под увеличителем со снятым объективом. При экспонировании выдержку определяют опытным путем.

Предлагаем выполнить композицию из листьев и трав, они укладываются на стекле на 2 - З см больше выбранного формата бумаги. Когда посчитаете, что сюжет закончен, аккуратно перенесите его прямо на стекле на фотобумагу. Такой способ позволит сделать несколько одинаковых отпечатков.

Прижимать элементы при экспонировании другим стеклом не рекомендуем - растения потеряют естественные изгибы линий, исчезнет неповторимая прелесть жизни. Но, если необходимо иметь изображение резко контрастное без переходных полутонов, можете воспользоваться вторым стеклом.

У фотограммы есть правило “золотого сечения”: произведение эффектнее смотрится с небольшим количеством растений.

Не спешите выбрасывать или уничтожать неудачные, с Вашей точки зрения, позитивы. Немного терпения да акварельные краски, и неудачные фотограммы могут приобрести совершенно иное восприятие. Работать красками советуем после глянцевания бумаги.

Готовую фотограмму можно назвать плоскостной икебаной. Наклейте ее на паспарту или вставьте в рамку.

Какие принадлежности потребуются для работы

Лабораторные принадлежности:

  • Лабораторный фонарь с темным защитным светофильтром (красного цвета), при котором можно открывать пакеты с фотобумагой.
  • Ванночки из пластмассы, в которых обрабатываются фотографическими растворами фотобумага:
  • две большого размера (в зависимости от размера бумаги) - закрепитель, вода;
    две поменьше - проявитель, вода.
  • Емкости (банки) для разведения растворов (проявителя и закрепителя). На каждую емкость обязательно наклеить этикетки с точным обозначением содержимого - “П” и “3”.
  • Воронка для фильтрования и сливания раствора.
  • Зажимы для сушки отпечатков.
  • Пинцеты для держания отпечатков.
  • Фотоувеличитель - прибор, проецирующий на фотобумагу увеличенное световое изображение негатива.
  • Резак для обрезки отпечатков.
  • Полотенце для рук.
  • Фартук или халат для предохранения одежды от брызг растворов.
  • И обязательно иметь темное помещение для печати.

ПРАВИЛА получения раствора

Посуда, вода и химикаты должны быть чистыми. После каждого раствора мойте руки и посуду. Лучше воду подогревать до 50 градусов или немного ниже. Вещества растворяют в неполной банке, а потом доливают воду. В начале наливают воду, а затем растворяют порошок. Если раствор мутный, его нужно профильтровать. На банках обязательно прикрепляют ярлычки с указанием содержимого.

ПРОЯВИТЕЛЬ

Налить отмеренную воду и всыпать меньшую часть препарата, а когда он раствориться - остальной белый порошок. Если использовалась нагретая вода, то после растворения поставьте проявитель остыть до комнатной температуры.

ЗАКРЕПИТЕЛЬ (фиксаж)

Готовый сухой закрепитель растворить согласно указаниям на упаковке. Растворение закрепителя сопровождается заметным понижением температуры раствора, поэтому желательно использование нагретой воды.

ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ

Когда проявитель и закрепитель растворены и охлаждены до комнатной температуры, расставьте на столе четыре ванночки в следующем порядке (справа налево): малая ванночка для проявления, малая ванночка для промежуточной промывки, большая ванночка для закрепления и (позади нее) большая ванночка для окончательной промывки негативов.

Позади ванночек поместите лабораторный фонарь. На переднем ребре стола повесьте полотенце.

Когда все готово, погасите белый свет, еще раз убедитесь в полном затемнении помещения и включите лабораторный фонарь.

Во время обработки не забывайте покачивать ванночки: проявочную и для промежуточной промывки - непрерывно, закрепительную и последнюю промывочную - время от времени.

При работе с растворами все находится под строгим контролем учителя. Главное правило – чистота рук! Следить, чтобы при попадании на руки растворов, руки обязательно сразу ополаскивались.

Не стремитесь сохранять использованный раствор, он может оказать вредное воздействие на обрабатываемые поверхности.

Наборы с растениями и дополнительным материалом для составления композиций фотограмм, лучше всего разложить по коробкам из-под конфет, желательно отобрать материал по темам. Так легче отбирать нужный материал . Растения отбираем и высушиваем в течение летних каникул, затем собираем вместе накопленный материал и отбираем по темам: листья, цветы, перышки, семена и т. д. При составлении композиции используем и живые растения. Часто добавляем вырезанные из бумаги контуры животных или литературных героев. Работать в этой технике очень увлекательно.

Процесс составления композиции аранжировки на стекле для получения фотограммы

Цели:

  • Познакомить с процессом составление композиции аранжировки на стекле для получения фотограммы.
  • Познакомить с процессом лабораторной обработки фотобумаги для получения фотограммы.

Задачи:

  • учить составлению композиции из цветов и природного материала на стекле для последующего изготовления фотограммы, переносить аранжировку со стекла на фотобумагу способом проявления.;
  • формировать художественный вкус, чувство гармонии, художественного восприятия;
  • развивать творческое воображение, фантазию.

Для работы используется оборудование для учащихся (раздаточный материал):

  • Стекло 30 х 36 (обработанное скотчем по краям для безопасности);
  • Бумага А4 (с рамкой любого нужного размера);
  • Цветы, трава, растения (живые и сухоцвет);
  • Мелкие игрушки (или вырезанные из бумаги контуры животных, предметов).

В классе подготовлена выставка готовых работ фотограмм

Принадлежности для обработки фотобумаги (для учителя):

  1. Четыре ванночки.
  2. Мензурка.
  3. Лабораторный фонарь с безопасным фильтром.
  4. Фотоувеличитель.
  5. Обрабатывающие растворы: проявитель, закрепитель.
  6. Глянцеватель.
  7. Валик.
  8. Полотенце.

В начале занятия знакомлю учащихся с исторической справкой “Из истории клуба фотолюбителей”

“В архиве общества французских фотографов хранится позитив, сделанный, ... сто шестьдесят лет назад! “ Не может быть?! - удивится читатель, - Ведь тогда и фотоаппарата не существовало!”. Химикам в ту пору уже было известно свойство некоторых солей изменять цвет под действием яркого света. Этот “химический фокус” и лег в основу изготовления позитива. Луч света вырисовал на нем ажурные, будто кружевные листья с просвечивающими прожилками...

В то время подобная техника широкого применения не нашла. Но в 20-е годы нашего века профессиональные фотографы как бы открыли ее вновь, назвав ФОТОГРАММОЙ, подчеркнув тем самым особый вид фотоискусства” [3].

Готовую фотограмму можно назвать плоскостной икебаной. Вспоминаем с учащимися, что такое икебана, и, в сравнении, демонстрируются работы плоскостной икебаны - аранжировки на стекле. Сразу объясняю правила составления аранжировки.

Правила составления аранжировки:

  • Определись в положении листа для композиции (вертикальная или горизонтальная);
  • Подбери материал, в зависимости от будущей темы;
  • Помни главное правило - не перегружай аранжировку.

Объяснение принципа получения фотограммы:

Рассматриваем лабораторные принадлежности, выясняем предназначение каждого предмета. По ходу демонстрации объясняю сам негативный процесс: “Когда во время съемки световой поток падает на фотослой, в последнем возникает скрытое изображение снимаемого предмета, реально существующее, но невидимое. Оно очень слабое. Если бы скрытое изображение было в десять тысяч раз сильнее, мы его отлично видели бы. Скрытое изображение появляется путем химической обработки. Для этого достаточно обработать светочувствительный слой особыми растворами, в частности проявителем.

Негативный процесс состоит из нескольких этапов:

  1. Собственно проявление.
  2. Промежуточная промывка.
  3. Закрепление.
  4. Окончательная промывка.
  5. Сушка.

До тех пор, пока фотобумага не обработана закрепителем, она должна тщательно оберегаться от белого света.

Для коллективной работы по фотограмме обычно выбираем общую тему. Например: “Нежность”, “Улыбка”, “Счастье”, “Полянка”, “Северные просторы”, “Открытка”, “Зима”, и т. д. Зависит тема и от назначения фотограммы

При получении конечного результата, фотограмму можно оформить в цветном изображении, используя акварель или гуашь. Окончательный вариант фотограммы оформляется в паспарту или рамку. Такая работа послужит не только прекрасным дополнением в интерьере комнаты, но и подарком друзьям.

Задачи уроков по фотограмме - это развитие творческого воображения и фантазии на основе реальности. Умение составлять аранжировку из природного материала и оформлять ее в фотограмму.

Проводя данный цикл занятий фотограммой, наблюдала, как дети заинтересовались необычной техникой исполнения работы. В начале не у всех хватало терпения сделать композицию аранжировки по правилам. Но после анализа готовых фотограмм, убеждались, что от начальной стадии работы зависит ее окончательный результат.

Первые работы были слабые, но интерес к созданию фотограмм заставил учащихся более тщательно готовится к составлению работы на стекле-аранжировке.

Сейчас ребята делают интересные композиции, включая свои образы. Приносят различные игрушки, природный материал и включают в аранжировку. Подсказывают друг другу, как будет лучше смотреться тот или иной предмет в оформлении.

Уже собралась целая коллекция фотограмм по отдельным темам, которые можно использовать для оформления интерьера. Темы разные: “Нежность”, “Улыбка”, “Счастье”, “ Полянка”, “Летний денек”, “Северные просторы” и т. д.

Литература

  1. Никулин В.П. 25 уроков фотографий. Гос. изд-во “Искусство”. 1955.
  2. Глинкин В.А. Искусство современного интерьера - школьнику. М.: “Просвещение”. 1984.
  3. Кузьмичева Н. Икебана на листе бумаги.