Бызанчи (пызанчи, хучир) - тувинская музыка

В современном быту тувинцев наиболее распространены два струнных смычковых инструмента: бызанчи и игиль (постепенно вытесняемый в тувинском народном быту монгольским хуром).

Бызанчи (пызанчи) — струнный, смычковый инструмент, распространенный под разными названиями почти во всех странах Дальнего Востока в нескольких разновидностях, отличающихся друг от друга по размеру, по числу струн (двухструнные, четырехструнные) и по материалу, из которого изготовляется корпус (дерево, бамбук, медь).

В Монголии, Бурятии и Туве распространен только четырехструнный вид этого инструмента; тувинцы называют его бызанчи (пызанчи), монголы и буряты — хучир.

Наиболее распространенный вид тувинского бызанчи имеет медный корпус в форме полого цилиндра или деревянный шестиили восьмигранный. Один торец корпуса открыт, другой — обтянут яманьей (козлиной) кожей или кожей марала и является декой. Сквозь корпус перпендикулярно его оси пропущена шейка в виде длинного круглого в сечении стержня, переходящего в головку с 4 колками для крепления струн, изготовляемых из конского волоса. Первая и третья струны настроены в унисон, вторая и четвертая —квинтой (или реже квартой) выше первой и третьей, также в унисон. Все четыре струны продеты сквозь металлическое кольцо, притянутое к шейке веревочкой (или кожаной вязкой), свободно передвигающейся по шейке вверх и вниз, удлиняющей или укорачивающей звучащую часть всех струн одновременно. Приспособление это служит для повышения или понижения строя инструмента, т. е. изменения абсолютной высоты настройки струн в пределах первой октавы (.примерно от до—соль до ми—ей). Смычок имеет форму лука, на котором натянуты два пучка из конского волоса, продетых между струнами (один пучок между первой и второй струной, другой — между третьей и четвертой). Волос смычка касается попеременно либо одной унисонной пары струн..либо другой (обеих пар струн одновременно он не может касаться). Натирается волос смычка смолою лиственницы или кедра.

На фото справа - Чодураа Тумат на бызанчи и Дмитрий Глоба-Михайленко на диджериду, фото с сайта www.newsmusic.ru/news 4 18244.htm.

Во время игры исполнитель держит инструмент вертикально, упирая низ шейки (ножку) о колено. Большой палец левой руки лежит на нижней части шейки, остальные четыре пальца — между шейкой и струнами. Струны прижимаются не к шейке, а от шейки тыльной стороной пальцев.

У тувинского бызанчи и монгольского хучира тембр более мягкий и тусклый, чем у европейской скрипки. По своим размерам тувинские бызанчи несколько меньше монгольских хучиров (общая длина бызанчи около 70—75 см, монгольского малого хучира 75—80 см).

Местные разновидности тувинского бызанчи отличаются от его общераспространенного вида только формой корпуса: бызанчи из коллекции Ф. Кона (хранящийся в Русском этнографическом музее в Ленинграде3) имеет корпус в форме выдолбленного деревянного цилиндра (длиной 13 см., диаметром около 7 см.), бызанчи, Тоджинского района Тувы (описанные С. Ваинштейном) имеют корпус из .коровьего рога, широкое отверстие которого обтянуто кожей (С. Вайнштейн сообщает, что в скотоводческих районах Тоджи инструмент этот называется «бызаанчи», а в охотничьих — «быязанза»).

Из книги: А.Н. Аксенов "Тувинская народная музыка" 1964г. (тувинское горловое пение и народные инструменты).