Игиль - тувинская музыка

В современном быту тувинцев наиболее распространены два струнных смычковых инструмента: бызанчи и игиль (постепенно вытесняемый в тувинском народном быту монгольским хуром).

Игиль (пишется — игил; у -хакасов — ыых, у алтайцев - икили) по. тембру звучания напоминает казахский кобыз, узбекский кобуз, киргизский кыяк.

Тувинский игиль имеет корпус из цельного куска древесины (сосны, лиственницы или кедра), выдолбленного в форме заостренного книзу овального ковша, обтянутого козлиной (яманьей), реже оленьей кожей. Головка шейки с двумя колками для крепления струн пропущена сквозь колковую коробку (в ней хранятся запасные подставки и смола). На колках натянуты две струны из конского волоса, настроенные в квинту или кварту, в пределах малой октавы (иногда на границе малой и большой октав). Общая длина инструмента обычно чуть меньше одного метра (в разных экземплярах она "колеблется от 87 до 108 см.) '.

Смычок в форме лука имеет тетиву из конского волоса; натяжение регулируется исполнителем во время игры пальцами правой руки. Исполнитель, сидя на полу, держит, инструмент вертикально (заложив ножку за голенище левого сапога) и водит смычком по струнам. Пальцы левой руки не прижимают струны к шейке, а касаются их , слегка, вызывая мягкий звук (напоминающий фляжолеты альта или виолончели). Играют на игиле по преимуществу в высоких позициях (в диапазоне первой октавы, при настройке — на октаву ниже).

Обе струны игиля звучат по большей части одновременно: низкая служит для мелодического голоса, высокая — для выдержанного звука, образующего чаще всего квинтовый бурдой" к тонике напева .

В Туве под названием игиля бытует не только описанный национальный тувинский инструмент, но и другой также двухструнный смычковый инструмент — монгольский хур.

Хур имеет корпус трапециевидной формы с деревянными боковыми стенками, чаще всего обтянутыми с обеих сторон кожей (в некоторых экземплярах дека и дно деревянные) 4. Шейка пропущена сквозь корпус чаще всего со стороны меньшего основания трапециевидной коробки, но в отдельных местных видах инструмента — с большего. Головка шейки (с двумя колками для крепления струн) заканчивается чаще всего резной головкой лошади, выдающейся вперед (инструмент с такой головкой называется «мориенхур»). Но встречаются и инстументы с плоской загнутой назад головкой без резных украшений.

Хур в большинстве случаев ярко окрашен в зеленые, красные и оранжевые тона и изукрашен национальным орнаментом. Струны из конского волоса настроены в квинту или кварту в пределах малой октавы, как и на игиле; техника игры на хуре тождествена технике игры на игиле.

Из книги - А.Н. Аксенов "Тувинская народная музыка" 1964г. (тувинское горловое пение и народные инструменты)