Памятники мастеровым русской школы и их изделиям

Появление в последние годы в больших городах и даже в небольших посёлках нашей страны скульптур мастеровых людей за работой (а часто и готовых изделий этих мастеров) в самых неожиданных ракурсах – явление не случайное. Этим в России пытаются отдать должное тем, кто стоял у истоков многих отраслей промышленности. Внимание уделяется мастерам, которые превращали предметы быта в произведения искусства. Или тем добросовестным труженикам, работа которых необходима обществу, как воздух.

В 2000 году город Семёнов Нижегородской области обзавёлся фигурой «Семёна-ложкаря». Мастеровой, облаченный в рубаху, штаны и лапти, сидя на низенькой скамеечке, с ложкой и инструментом в руках, сосредоточено занимается своей работой.

Со дня своего основания (1779 г.) город известен расписной деревянной посудой, коллекция которой представлена в Семёновском историко-художественном музее и Нижегородском музее истории художественных промыслов. В сёлах Ковернинского района (Сёмино, Хохлома и др.), как и в самом городе Семёнове, мастера-умельцы еще во второй половине XVIII века создали особый русский стиль декоративной росписи деревянных изделий (ложки, шкатулки, посуда, мебель) – «золотая хохлома». Этот стиль отличается сочетанием золота с красным и чёрным (иногда зелёным) цветами. Рисунок росписи состоит из растений, ягод, плодов и птиц.

Справедливости ради скажем, что и при советской власти нечто подобное возводилось в городах страны. Так в середине ХХ века, композиция «Каменный цветок» (по произведению П.П. Бажова), изображающая Медной горы Хозяйку и Данилу-мастера была сооружена на территории курортного парка города Железноводска. Этот факт вызывает удивление, так как Железноводск расположен на Северном Кавказе, на южном склоне горы Железная. А русский писатель Павел Петрович Бажов свои произведения, в том числе и известное сказание о суровой Хозяйке Медной горы, написал по мотивам и образам уральского фольклора.

В Екатеринбурге фонтан «Каменный цветок» – символ города появился в 60-х годах ХХ века. Фонтан зеленого цвета, под малахит, спроектирован по мотивам сказов Бажова.

В Челябинске на Привокзальной площади в 1967 году был установлен памятник «Сказ об Урале», изображающий Данилу-мастера. «Сказ об Урале» считается визитной карточкой города, так как приезжающие в город, при выходе из вокзала видят именно этот памятник. Да и на многих открытках с видами Челябинска он присутствует.

В Пермском крае скульптуры по мотивам произведений Бажова появились лишь в 2008 году. Это событие было приурочено к открытию фестиваля деревянной скульптуры «По сказам П.П. Бажова» в Краснокамске. Темой фестиваля стали персонажи и предметы сказов писателя: Медной горы Хозяйка, Данила-мастер, Дед Кокованя, Каменный цветок и др.

В Челябинске, на улице Кирова, установлена бронзовая фигура Левши, который блоху подковал. Опять возникает вопрос – почему в Челябинске? Ведь Левша, герой сказа Н.С. Лескова, был тульским оружейником.

В Санкт-Петербурге установлен памятник «Царь-мастеровой», посвященный Петру I. Царь изображён за работой. Стоя у носа лодки, он что-то делает инструментами плотника.

Известны в России и примеры увековечения домашних животных. Так, в Урюпинске (Волгоградская обл.), в центре города, в 2000 году установлен памятник козе. Двухметровый памятник сделан из светло-дымчатого гранита. Изображена коза с козлёнком, потому что это «коза-кормилица». Для жителей Урюпинска коза не только «символ города», но и основной источник дохода. Изделия из урюпинского козьего пуха (платки, шали, свитера) известны по всей России. А сам пух является «урюпинской валютой», которую в народе называют «фунт пуха».

Недалеко от Архангельска, в городе Каргополе, родине каргопольской глиняной игрушки, установлен памятник русской мастерице - игрушечнице Ульяне Ивановне Бабкиной – одной из старейших мастериц народного промысла. Памятник символичен и посвящён, конечно, не только «бабе Уле», а всем мастерам каргопольской игрушки. Каргопольская земля славится своей игрушкой с XIX века. Эта игрушка сегодня известна не только в России, но и далеко за её пределами. Изначально игрушку лепили вместе с посудой, затем продавали на базарах и ярмарках. Техника изготовления каргопольской игрушки до сих пор остаётся неизменной.

В иных населённых пунктах считают нужным увековечить даже рядовых тружеников – водопроводчиков (Красноярск, Омск), чистильщиков обуви (Челябинск, Нижний Новгород), дворников (Ростокино, Нижневартовск), колхозниц (п. Тросна, Орловская обл.), художников (Нижневартовск), фотографов (Нижний Новгород, Пермь, Санкт-Петербург), фонарщика и водовоза (Санкт-Петербург) и др. В Ставрополе в начале XXI века сооружён монумент Первой учительнице, вызывающий до сегодняшнего дня споры своими художественными особенностями.
Для некоторых монументов характерна добродушная ирония, но есть и экзотические памятники. Так, большие бронзовые домашние тапочки, установленные у входа в одну из гостиниц города Томска свидетельствуют о доброжелательности и юморе инициаторов создания подобных малых архитектурных элементов. Надпись возле тапочек гласит: «Будьте как дома».

И это не единственный в России памятник обуви. В июле 2006 года в Великом Устюге (Вологодская обл.), в «резиденции российского Деда Мороза», прошёл праздник русского лаптя. Во время проведения праздника был открыт памятник лаптю. На празднике присутствовал и Дед Мороз, встречавший гостей в летнем костюме и лаптях. Памятник представляет собой лапоть высотой 2,5 метра, вырезанный из осинового бревна. По-мнению администрации области, такая необычная достопримечательность привлечёт в город больше туристов. Предполагается, что «Лапоть» станет местом чествования супругов, отмечающих «лапотную» свадьбу (три года) .

В сентябре 2007 года, к 150-летию со дня рождения Константина Эдуардовича Циолковского, в Боровске (Калужская обл.) был установлен памятник «Циолковский в валенках». Российский учёный-затворник, основоположник теории межпланетных сообщений представлен в валенках, задумчиво смотрящим в небо. И как оказалось, таких памятников в мире два. В том же году, в рамках «Дней России в Австралии» копия памятника была установлена в австралийском городе Брисбен, около входа в Обсерваторию на горе Кутта.

В Улан-Удэ, столице Бурятии, хотят установить памятник валенкам. Это будет трёхметровое сооружение, выполненное из искусственного камня. Концептуально памятник валенкам уже оформлен, сейчас идет работа над эскизом статуи. Возле памятника установят бронзовую табличку с благодарностью валенкам за заслуги перед российским народом. Автор памятника – художник В. Дашиев, считает, что валенки – «часть нашей культуры и достойны увековечения» .

Воспитание патриотизма начинается со знания наших корней, того, как жили наши предки. Для того чтобы возродить интерес к нашему прошлому и народному творчеству мастеров русской школы, стоило бы разработать и воплотить в жизнь маршруты не только по местам боевой славы, чего у нас предостаточно, но и по городам, сёлам и посёлкам, с которыми связано наше культурное наследие.

На сегодняшний день такие специализированные туристские маршруты разработаны в Московской, Владимирской, Ярославской, Нижегородской и некоторых других областях. Самый известный маршрут «Золотое кольцо России». Так, например, в Московской области экскурсии организуются на ряд предприятий народных художественных промыслов – «Объединение Гжель», «Синь России», Жостовскую фабрику декоративной росписи, Федоскинскую фабрику лаковой миниатюры, фабрику деревянной игрушки «Богородский резчик», «Павлопосадскую платочную мануфактуру» и т.д. Во время экскурсии на «Объединение Гжель» можно познакомиться с традициями изготовления знаменитого промысла, посмотреть мастерские художников русской школы, посетить музей, фирменный магазин предприятия и даже попить чай из гжельской посуды.

В Нижегородской области разработаны специализированные туристские маршруты по местам бытования народных промыслов. Прежде всего, туристам предлагается отправиться в города Семёнов и Городец, известные всему миру своим «брэндом» – хохломской и городецкой росписью. Далее в Павлово, Ворсму и Казаково, где сосредоточено изготовление изделий из металла – знаменитые Павловские и Ворсменские ножи, Казаковская филигрань.

Многие туристские маршруты сегодня определяются географией народных промыслов. В качестве примера можно привести мотивацию при выборе некоторых маршрутов. Желание познакомиться с красотами природы древнего Урала сочетается с возможностью приобретения в городах (Екатеринбург, Челябинск, Пермь, Кунгур и др.) изделий из поделочных и полудрагоценных камней, изделий художественного литья из чугуна (Касли, Челябинская обл.) и т.п. Города Вологда, Елец, Киров привлекают возможностью купить уникальные кружевные изделия, выполненные вручную. Дагестан влечёт туристов не только природными объектами, памятниками старины, но и возможностью приобрести такие сувениры, как кубачинское чернение по серебру, унцукульская резьба по дереву, балхарская керамика и др.