dona

Геледе - маски церемоний

Бенин. The Oral Heritage of Gelede

«Геледе» – традиционная церемония народности йоруба с танцами и песнопениями в масках.

Церемония геледе проходит у народов йоруба и наго после сбора урожая. Это карнавал, в котором ведущую роль играют пожилые женщины. Исполнители поют и танцуют в особых деревянных масках. Действо прославляет мифическую Праматерь мира и женщин - "великих матерей", которые порождают в этом мире всё сущее. В прошлом во время этой церемонии жрицы геледе короновали нового вождя племени. Современные йоруба опасаются выхолащивания церемонии, её превращения в аттракцион для иностранных туристов.

ГЕЛЕДЕ – одно из могущественных тайных обществ йоруба (Экваториальная Африка), членами которого являлись мужчины, а во главе обычно стояла женщина-ийяляше, обладавшая большой властью и принимавшая участие в церемонии возведения на престол нового правителя. В далеком прошлом целью ритуальных церемоний геледе были умилостивительные обряды, посвященные женщинам – «Великим Матерям», или адже, которые рассматривались как потенциальные колдуньи.

Для этих обрядов специально создавались многочисленные маски со сложным навершием.  Особенно разнообразны маски Африки, призванные явить подлинные качества и символизировать внутренние. Весьма реалистичны маски тайных мужских союзов Геледе в Нигерии и Мукуи в Конго.

Маски используют также в церемониях инициации, изгнания злых духов, ритуалах отправления культа, перехода человека на следующую ступень жизни, в праздники урожая, при вынесении приговора и даже для развлечения, когда носитель маски выступает шутом, не отделяя себя при этом от мира духов.

Геледэ - маска, имеющая большое значение в религии Вуду и предназначенная для ритуального танца членов древнего общества Геледэ. Данная маска посвящена женщинам. Ее структура представляет собой два уровня. Нижний уровень всегда демонстрирует женское лицо со шрамом, похожим на образ Юруба. Верхний уровень варьируется в зависимости от темы, которую необходимо развить, от сообщения, которое требуется передать народу. Это развлекательная маска, имеющая и коммуникативное, и обучающее значение. Геледэ танцуется и днем и ночью. Днем танец является зрелищным, а ночью он приобретает церемониальный смысл.

Цель танцев Геледе — «умиротворение колдуний», так говорит каждый танцор Геледе. Во главе общества стоят женщины, однако все танцоры — мужчины. Они называют Геледе «секретом женщин». «Мы, мужчины,— говорят они,— просто их рабы. Мы танцуем, чтобы умиротворить наших "матерей", колдуний. Колдуньи могут убивать во тьме, и от их могущества нет защиты, потому что бог дал им разрешение убивать. Бог не возражает против убийства, потому что за каждого умершего мужчину он может создать нового».

Вот еще два характерных высказывания танцоров Геледе. Один из них сказал: «У меня уже есть трое детей, и я не вижу причины, почему бы мне не расстаться с жизнью. Ничто не мешает мне умереть хоть завтра. Но так как я член общества Геледе, колдуньи пощадят меня». Другой танцор пытался объяснить возникновение Геледе следующим образом: «Бог отдал мир колдуньям. Им было разрешено убивать. В старые времена они причиняли много зла нашим отцам. Наши отцы долго думали, пока им удалось найти способ умиротворить их и завоевать их благосклонность — так начались танцы Геледе. Страх смерти заставил нас вступать в это общество. Потому что колдуньи не могут причинить зла тому, кто состоит в обществе».

Понятие «колдуньи», или «матери», не совсем совпадает с тем, что мы привыкли в них вкладывать. Колдуньи (английское witch, на языке йоруба aje) в представлении йорубов имеют нечто общее с европейским средневековым понятием колдунов: они выступают, как правило, только ночью, умеют поддерживать связь между собой на огромных расстояниях, могут быть одновременно в нескольких разных местах, владеют секретами многих зелий и трав. Но их сердца — птицы, и это уже чисто африканское представление, связанное, по-видимому, с пережитками тотемизма. Наиболее частая форма обращения к ним«наши матери», полная титулатура, которой начинаются молитвы и песнопения, обращенные к колдуньям,— «Всемогущая мать» (awon ija wa — на языке йоруба).

В отличие от средневековых колдуний «матери» не только воплощение зла: женщины нередко обращаются к ним с молитвами за детей, живущих и будущих. В принципе каждая женщина может рассматриваться как «адже» (йорубское «колдунья»), поскольку «матери» контролируют месячные, способны остановить их или, наоборот, вызвать обильные кровотечения, задержать развитие ребенка в чреве или дать согласие на его рождение.

Отсюда необыкновенное могущество и власть, которыми наделены «матери» в представлении верующих. Одна из Ийяляше (глава общества Геледе) утверждала: «Ни один ориша не может делать добро без разрешения матерей. Матери могут повредить любому доброму делу, если захотят. Поэтому сам Шанго не может помочь своим почитателям без соизволения матерей. Пророчества бабалаво не приведут ни к чему, если он не умилостивит матерей. Оро и Эгун не могут убивать без разрешения матерей».