Танцы лам королевства Бутан

Бутан - государство в Гималаях, между Индией и Тибетом(Китай), по площали равное Швейцарии. В семидесятые годы Бутан получил независимость от Индии и потом вступил в ООН. Вся территория Бутана - горы. Обитаемая зона - в основном районы на выслтах от 2000 до 3500 метров.

С севера по границе с Китаем проходит Большой Гималайский Хребет, высотой до 7500 м. Бутан - легенда в мире западных поклонников восточной мудрости. Некоторые из них уверены, что это и есть сказочная страна Шангри-ла (или - Шамбала), самое то место, где в горном отшельничестве благоухают цветы духовности, где можно обрести Истину и испить из источника бессмертия.

Столица — город Тхимпху. Самоназвание — Друк Юл или Друк Ценден — «страна дракона-громовержца».

Бутан — также историческое название сопредельной территории в Индии в штате Западная Бенгалия с центром Калимпонг. Эта территория была отторгнута англичанами от Бутана в XIX веке в результате конфликтов.

В Бутане страной правит король, который активно участвует в управлении и заботится в буквальном смысле слова о каждом жителе страны. В Бутане нет нищих и нет голода. Бутан полностью обеспечивает себя продуктами. Избыток сельскохозяйственной продукции продается в Индию.

Самоназвание страны - Друк Йол (страна Дракона). Государственный язык - Дзонгха (язык замков), родственный тибетскому. При этом используется тибетский алфавит. В Бутане имеется 20 провинций, управляемых из 20 замков (дзонгов). Большинство основных дзонгов были построены в XVI веке Шабдрунгом. Внутри дзонга помещается администрация и монастыри.

Вся территория Бутана - это святая земля, только находясь на которой, обретаешь чистоту и просветление. Это еще тот островок, на котором сохранилась тибетская культура в чистом виде. Своими медитациями бутанцы поддерживают мир и гармонию среди всех живых существ. Поистине легендарный земной рай, это крошечное буддистское королевство в Гималаях было открыто для иностранцев в 70-е годы, однако ему удалось сохранить свою уникальную культурную идентичность и традиции, сдерживая число посетителей за счет введения высоких посуточных пошлин для туристов. Благодаря Гималаям, отделившим Бутан географически, это государство оказалось также укрыто от волн культурных потрясений, которые испытали другие страны развивающегося мира в процессе глобализации.

Бутанский дом выглядит снаружи очень крепко и солидно - прочный и красивый, из толстых бревен, с резьбой и орнаментом. Обычно дом состоит из двух этажей с чердаком, - на чердаке сушатся овощи. На второй (основной жилой) этаж ведет крутая лесница. Дома  обычно стоят поодиночке в горах. Постройка каждого дома производится на благоприятном месте в благоприятное время, которое определяет астролог.

Внутри дом не так роскошен -деревянные стены и немного деревянной мебели. Печка. Водопровода нет. Канализации нет. Живут чисто. В бутанском доме холодно - бутанцы, как и тибетцы, очень холодоустойчивы. В монастырях вообще нет отопления, а монахи ходят босыми, зимой тоже.

Бутанская еда, подобно тибетской, состоит в основном из жирного чая, когда заварка сыплется в молоко и кипятится, а еще добавляется иногда сало или жир. К чаю подается зерно - рис, пшеница - не совсем в сыром виде, а когда-то отваренное и прожаренное, а потом высушенное. Производит впечатление обычной крупы. Бутанцы также любят сыр, расплавленный и перемешанный с жгучим перцем. Непривычному европейцу может быть очень тяжело.

Бутанский буддизм - разновидность тибетского. Поэтому в бутанских монастырях исполняются тибетские ритуальные танцы. Их танцуют на монастырских праздниках. Когда праздник - всегда ярморка. На ярмарке можно купить разные очень необычные вещи.

Бутанцы ходят в халатах, подобных узбекским. Женщины - в платьях тибетского типа. Всегда все чисто одеты. В торжественных случаях женщины одевают дорогие шелковые платья. При посящении дзонгов и монастырей все одевают церемониальные шарфы.

Уровень образования в Бутане теперь высокий. Так как дома в Бутане в большинстве своем рассеяны по горам, детей со школьного возраста отправляют в школы-интернаты, в которых они учатся обычно 12 лет. На зиму детям дают трехмесячные каникулы, и короткие каникулы - летом, чтобы помочь родителям убирать урожай.

Старики в Бутане, особенно те, кому уже трудно работать, посвящают остаток жизни посещению монастырей и святых мест, молитвам и вращению молитвенных колес. Для этой цели маленькие монастыри есть в каждой деревне и рассредоточены по холмам повсюду. Монастыри также помогают им.

Ритуальные танцы Бутан

Исполняемые монахами-ламами священные танцы происходят из сновидений Пема Лингпы - одного из великих учителей тибетского буддизма. Пема Лингпа, живший в 15 веке, сумел детально описать и поставить эти танцы. Нынешняя королевская семья Бутана считается его потомками, также как и Далай-лама VI Цаньян Джамцо (17 век). Московский зритель увидит танцы с масками, которые традиционно выполняются в буддийских монастырях во время ежегодных религиозных праздников, а также народные танцы королевства Бутан.

Танец черных шляп исполняется одним из первых на праздниках и церемониях очищения дзонгов, храмов, ступ и чортенов. Танец исполняется монахами без масок в широких черных шлапах. В руках у танцоров - барабаны, в которые они бьют с помощью железных крюков. Танцоры изображают могущественных магов, которые могут убивать и воссоздавать все живое. Они обращают в Буддизм тех существ, которые чрезмерно агрессивны, настраиваясь на их угрозы, но сохраняя внутри себя полностью спокойное и сознание. Они выглядят как тантрические маги, творящие добро всем существам, но принимающие ужасные обличья, растворяя в своей мудрости пять грехов, которые потом рассеиваются в пустоте. Во время танца строится тантрическая мандала, а затем демоны изрубаются на куски.

Второй танец черных шляп связан с битьем в большой барабан. В данном случае барабан представляет собой учение Будды, ибо это учение не может быть выражено через видимые формы...

Танец страшных божеств (Тонгам). В середине сцены кладется черный треугольник, символизирующий смерть. В центре треугольника круг, символизирующий сердце. Танец связан с ритуальным жертвоприношением, при котором "сердце" протыкается ножом. Для этого божества в страшных масках пытаются собрать всех злых духов и сосредоточить внутри треугольника. Как только это выполнено, наиболее опытный монах протыкает "сердце" ритуальным кинжалом. Это наиболее опасная и ответственная часть танца, прямо связанного с черной магией.

Чем дальше на восток Бутана, тем более медленными и страшными становятся танцы, тем больше магии в жестах танцоров. Восток Бутана за тысячу лет после прихода Пажмасамбхава так и не обратился в буддизм окончательно. Цемар, маг религии Бон, которого покорил Падмасамбхава, не считает себя покоренным, он живет и сейчас в последующих перевоплощениях, он умеет летать, превращаться в птиц и животных, вызывать гром и землетрясения...

На востоке Бутана танцуют Танец голодных демонов. На середину двора был выносят трон, на который помещается Махакала, страшный бог. Демоны в голубых халатах и кошмарных масках медленно ходят по вокруг Махакалы. Один держит в руках веревку, другой - цепь, третий - крюк, четвертый - мешок, пятый - кинжал... Демоны ловят глупые души, которые крутятся вокруг, хватают их и бьют мешком по голове. Потом все зрители, давясь и расталкивая друг друга, идут поклоняться Махакала. При этом демоны продолжают танцевать, проходя по кругу сквозь толпу. Каждый, кто подходит к Махакала, совершает поклон и получает благословление, а потом два демона бью его черным мешком по спине. Эта процедура очищает человека от грехов и грязной кармы.

А в поле стоят два снопа. И все время рядом наготове стоят люди с факелами. Потом, после долгих танцев снопы подожгают, и все должны пробежать между ними, очищаясь меж двух огней.

А танцы продолжаются. Демоны в масках выходят по очереди, каждый приглашет следующего. Между танцорами ходит старик-распорядитель с плетью.

Гостям

Лучшее время для посещения страны - переходные сезоны: октябрь, ноябрь и период с апреля по середину июня, когда отмечаются наиболее благоприятные погодные условия. По южной части страны, где простираются предгорья и равнины "дуары", также можно путешествовать и в зимнее время.

Государственный язык Бутана - дзонг-кэ, он наиболее распространён в западной части страны, а всего существует около 13 диалектов этого языка. Проживающие на востоке Бутана шарчопы говорят на диалекте бумтанг, а населяющие юг Бутана непальцы общаются на непальских диалектах. Городские жители могут объясняться на английском языке.

Жители Индии могут свободно въезжать в Бутан, но на ограниченные сроки. Иностранные специалисты как правило не получают разрешений на неограниченное пребывание в Бутане, а живут там только на время контрактов.