Леонард Пош "Ученый или Алхимик"

Барельеф из коллекции Радищевского музея

c 13 сентября по 13 октября 2012 года
Саратовская область

Работа, о которой мы хотим рассказать, связана с одной из самых блестящих страниц немецкого искусства первой половины 19 века - деятельностью знаменитого Берлинского Королевского литейного завода. Речь пойдет о небольшом чугунном барельефе, который называется "Ученый", или "Алхимик".

В первые десятилетия 19-го века чугун был одним из самых востребованных материалов - этот простой и прочный металл черного цвета отвечал вкусам того времени. Из него отливали статуи и скульптурные группы, архитектурные детали: перила, барьеры, фонарные столбы, оконные и каминные решетки, а также табакерки, вазы, подсвечники, распятия, письменные приборы, швейные принадлежности, шкатулки, звонки, скамеечки для ног. Европейские модницы даже щеголяли в украшениях из чугуна!

Литейный завод в Берлине был оборудован по последнему слову техники того времени - "с плавильными печами английского образца". Для работы приглашали лучших мастеров со всей Европы - художников, формовщиков, литейщиков, создавая для них все необходимые условия. Значение этой поддержки власть имущих для художника прекрасно отражено и в нашей плакетке.

На книге, которую держит изображенный на рельефе персонаж сделана красноречивая надпись на немецком языке: NUR KENNER WERDEN DIESES SAGEN, WAS SIE AN DIESER ARBEIT HABEN. UND VON GROSER HERREN GELD. LEBEN KUNSTLER IN DER WELT. WANN GROSE BRINGEN KUNST IN FLOHR SO KOMT DES KUNSTLERS GEIST EMPOR (Лишь знатоки скажут, что они находят в этой работе. И на средства великих мира сего существуют художники на земле. Когда великие доводят искусство до расцвета, дух художника приходит в волнение).

В 1804 году по рекомендации немецкого скульптора Иоганна Готфрида Шадова (1764-1850) на Королевский литейный завод был приглашен знаменитый придворный австрийский медальер Леонард Пош.

Леонард Пош (1750-1831) родился в семье мельника недалеко от старинного тирольского городка Фюген. Заметив у сына художественные способности, отец отдал его в обучение к зальцбургскому архитектору Иоганну Георгу Хагенауеру (1746-1835). В 1774 году Хагенауэр был приглашен в Вену для работы над скульптурным убранством резиденции австрийских монархов - замка Шёнбрунн. Вместе со своим учителем, четырнадцатилетним подростком Леонард Пош впервые попал в столицу австрийской империи. Однако после тяжелой болезни он оставил скульптуру и обратился к работе с мягкими материалами. Очень скоро своими барельефами и портретами, моделированными в воске, Леонард Пош сумел достичь признания венского высшего общества и придворных кругов. На Берлинском литейном заводе Леонард Пош проработал с четырехлетним перерывом почти четверть века, до самой своей смерти. Это время немецкие исследователи называют не иначе как "славной страницей в истории берлинской чугунной пластики".

Перерыв был вызван работой Поша во Франции. Наполеон непременно стремился вывезти из побежденной страны во Францию самые прекрасные художественные произведения и лучших художников. Во время оккупации Пруссии многие художественные произведения Берлинского литейного завода, автором значительной части которых являлся Леонард Пош, были конфискованы и отправлены в Париж в качестве образцов для французских заводов. Сам прославленный медальер получил настойчивое "приглашение" поработать во Франции. Вернуться в Берлин он смог только в 1814 году, после свержения Наполеона.

Произведения Леонарда Поша хорошо знали и в России. Работы этого мастера были среди подарков русской императорской семье, которые привезла в Петербург невеста великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I, - прусская принцесса Шарлотта (в православии - Александра Федоровна).

В 1848 году в здании Королевского литейного завода произошел пожар, при этом погибли все модели, формы и акты. Завод был восстановлен, с самых прекрасных работ были сделаны гипсовые отливки для создания новых моделей. Но к этому времени художественное литье из чугуна уже начало постепенно терять прежнее значение. Завод в Берлине становился нерентабельным и в 1873 году был издан приказ о закрытии завода.

Но и по сей день художественные произведения "золотого периода" Королевского литейного завода в Берлине пользуются заслуженным признанием. К числу этих работ относится и маленькая плакетка из собрания Радищевского музея в Саратове.

Мария Щетина,

старший научный сотрудник отдела зарубежного искусства.



Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева
Адрес: Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75
Проезд: Тролл. 1, 2, 3, 5, 9, авт. 11, 12, 33, 284 (а, б, к) до остановки "Улица А.Н. Радищева"
Телефоны: (8452) 26-16-06, (8452) 26-12-09
URL: www.radmuseumart.ru
EMail: radmuseumart@radmuseumart.ru