Домовая роспись

Явление домовых росписей как способа украшения своего жилища уходит корнями вглубь мировой истории искусства. Росписи создавались с древнейших времен, создаются они и сегодня.

Традиция домовых росписей имеет давнюю историю. Известно, что в XVII веке были расписаны красками Коломенский дворец и царский дворец в Кремле (Забелин 1990). Некоторые историки относят появление росписей в светских постройках к XI-XII векам, то есть связывают их с началом распространения христианства и, как следствие, строительства церквей и украшения их росписями (Забелин 1990, 149).

Расписывались не только царские хоромы, но и дома зажиточных людей. Росписи, как признак богатства, использовали традиции церковной живописи, указывали на избранность украшенных жилых построек и, соответственно, на значимость проживающих в них (Терехова). 

Свободно-кистевые росписи «отличались свободой движения руки мастера, непринужденностью рисунка и большим разнообразием вариантов. В живописных композициях этих росписей нет четкой и строгой симметрии, краски наносились крупными сочными мазками с применением белильных оживок. Иногда мастера завершали роспись не кистью, а пальцем, что придавало еще большую живость и без того свободной манере письма» (Глебова 2006, 5). 

Подражание царскому быту и у боярского сословия, и у крестьян было вызвано общим представлением о сакральности личности царя и, соответственно, его быта (Бусева-Давыдова 2008). Это явление, хотя и с изменениями, трансформировавшись в моду, пришло и в XIX, и в XX век, и выразилось, в частности, в подражании украшений крестьянских домов домам горожан. Роспись дома стоила дорого, поэтому оплатить ее, как пишут многие исследователи, удавалось только зажиточным крестьянам.

Чаще всего мастера уходили на промысел с весны до осени, переходя из деревни деревню, передвигаясь по рекам. Отходничество было широко распространено среди людей, не имевших собственной семьи. Работали мастера как артельно, так и поодиночке, или вдвоем с подмастерьем. Некоторые пигменты для будущих красок, кисти и камни для перетирания минералов зачастую использовали свои. Многие мастера брались не только за роспись интерьеров или экстерьеров, но расписывали также и прялки. Обнаружить в одном доме несколько различных предметов одного мастера – редкая и ценная удача в наши дни.

Мотивы домовых росписей

Большая часть изображений домовой росписи – это всевозможные цветы и травы: розы, тюльпаны, полевые и фантазийные цветы, определяемые исследователями как образы весны (Глебова 2006, 5), плодородия (Северные прялки 1969, 4), «древа жизни» (Барадулин 1988, 154), как знаки свадебной и календарной обрядности (Севан 2007, 193).

Редко, но все же встречаются в росписи изображения самоваров – символов зажиточности, изображения столовых приборов, тарелок, чашек, жанровых сценок. На прялках, особенно начиная с 1910-х годов, писали пароходы и поезда.

Довольно часто, особенно вятскими, уральскими и сибирскими мастерами, изображались птицы, обычно вплетенные в цветочный орнамент, привязанные к композиции букета, реже – как самостоятельные, обособленные фигуры. Птица, как и цветы – явление чрезвычайно знакомое, близкое и понятное крестьянину, ассоциирующееся, прежде всего, с добром в различных его качествах. Конкретные же качества этого добра исследованы искусствоведами. Птица – это известный солярный символ, олицетворение вольной и счастливой жизни (Глебова 2006, 6), девушки – невесты, (Севан 2007, 193), две птицы – символы мужа и жены, жениха и невесты, возлюбленных (Разина 1970, 41), воплощенные представления о «зарождении жизни на земле от пары птиц, представления о душах ушедших родственников и умерших вообще» (Севан 2007, 193). Интересно, что многие изображения птиц вполне узнаваемы и определенны (а неузнаваемые исследователями, вероятно, были, знакомыми мастерам и заказчикам). Это и петух, и курица, и павлин, и орел, и голубь, и сова. Автором было зафиксировано даже изображение утки-мандаринки, данное во всех подробностях.

Очень распространенным персонажем домовых росписей был лев. Немногие из мастеров имели четкое представление о его внешнем виде, поэтому зачастую львы напоминали собак, котов, а также писались с человеческими лицами.

В росписи использовались также фигуры быков – животных, находившихся, в отличие от львов, в пределах поля зрения крестьян. Бык – символ плодородия и силы земли, поэтому появление его на домах вполне объяснимо. Редко встречаются фигуры единорогов. Единорог – один из символов Христа, часто встречающаяся в геральдике фигура. Можно изредка встретить также изображение коня.

  • Очень хорошая статья о домовой росписи. Всё понятно и со ссылками на источник.

    Гость (Елена)
  • Ещё бы авторов фото указать (и спросить разрешения). Скажем, шестое фото - из экспедиций Ю. Тереховой и т. Д.

    Гость (Григорий)
  • Шестое именно в галерее под статьёй, или если начинать считать с картинок из статьи?
    По другим фото тоже можете подсказать? Если можете - подскажите, пожалуйста, мы укажем под фотографиями.

    dona