Первый опыт гончарства

только что слепленная чашка - на кухонном столе :)

Почему мне захотелось слепить что-то из глины, внятно объяснить не могу. Описать моё тогдашнее состояние можно так – непреодолимое желание души. Наколупав немного тёмно-красной глины на урезе реки Великой, я не отрываясь, запоем, прочла три книги о гончарном искусстве и взялась за дело. Кружала у меня не было, и я решила лепить вручную – просто лепить, даже не надставкой колец, а самым архаичным способом.

Подготовила глину, размяла на кухонном столе, слепила комок, сделала в центре ямку и принялась лепить чашку. Ничего не получилось – глина не слеплялась, трескалась и крошилась по краю. Я, конечно, прочла, что и руки, и глина должны быть влажными, но не думала, что настолько. Добавив воды и снова обмяв глину, я начала всё сначала, постоянно добавляя воду. И дело пошло на лад – какое радостное удивление я испытала, глядя на первую вылепленную чашку, вполне даже ровную и довольно гладкую! Думаю, многие испытывали такие же чувства.

Чашки сохнут после лощения и украшения

Слепив две чашки, поставила их сохнуть, и поначалу подходила проверять чуть ли не каждый час – дело в том, что я решила сделать их полностью лощёными снаружи, а для этого нужно было не проглядеть наступление таинственного кожетвёрдого состояния, о котором я только читала. Проверяла и проверяла я чашки, пробуя лощить маленькой алюминиевой ложечкой, и только на следующий день ложка начала оставлять гладкий и хороший след. Отполировав всю наружную поверхность, я задумалась об украшении. Мне представлялся неброский орнамент из точек, и я сделала узор, продавливая глину гречкой – обычной гречневой крупой.

После этого чашки сохли ещё дня 3, довольно заметно уменьшившись в размерах, а потом мы

Вот такими они получились после обжига и чернения в соломе.

приступили к обжигу. Обжигали в обычной русской печи, давно, правда, требующей ремонта, и как следует разогреть глину не получилось – остывшие чашки издавали глухой звук при постукивании. Не получилось и чернение, которое мы делали, закапывая горячие чашки в резаную овсяную солому – видимо потому, что чашки были не сильно раскалены и не вызвали обугливания соломы в нужной мере. Снизу, где температура была больше, чернение получилось более заметным.

Зато лощение удалось! Такого блеска и такой гладкости я и не ожидала – результат оправдал все усилия. Да и неудавшееся чернение сделало чашки пёстрыми и очень необычными по цвету.

  • Какое счастье что тебе не удалось чернение!! :-) Такого цвета захочешь специально - не добъёшься! Он просто волшебный, шоколадный, так и хочется откусить кусочек. :-)
    По поводу возни с глиной ох как понимаю! Когда однажды рыли яму на участке и оказалось, что там глина, всё, все дела остановились, какое-то время, может месяц-два, не отрываясь лепила игрушки. Хотя до этого не лепила вообще ничего. :-) Занятие настолько увлекательное, что и до сих пор иногда люблю достать размочить глины, и слепить какую-либо мелочь. :-) На посуду и т.п. крупные вещи не замахиваюсь - обжигать у нас не очень получается, печь не та, всё выходит пёстро-чёрным.
    Лощение вот не пробовала, очень понравилось как блестит посуда, удивительно. Стоит того, чтобы повозиться.

    dona
  • Фотографии того что делала, тут в трёх статьях (там как раз тоже самые первые опыты, что делала пару лет назад)

    www.rukukla.ru/article/mywork/glina/glinanye_igru6ki_c_rocpicu_cvoi.htm

    www.rukukla.ru/article/mywork/glina/neokra6ennye_glinanye_igru6ki.htm

    www.rukukla.ru/article/mywork/glina/drevnie_glinanye_igru6ki.htm

    dona
  • Да мы и сами потом обрадовались, хотя поначалу огорчились, что не удалась задумка :) Здесь ещё глина необычная - с таким тёмным коричневым подцветом, её мало здесь, но очень нам нравится - чистая настоящая глина, не суглинок и без прослоев песка, даже отмучивать не приходится.
    А коптится у тебя может оттого, что тяга в печи плоховата? Вообще ведь топливо должно сгорать полностью, в том числе и сажа.
    Игрушки твои давно нам нравятся - и расписанные, и нерасписные :) Вообще от глины трудно оторваться :)
    С лощением да, возни много, но точно стоит того! Видела в книге удивительные работы - сначала лощение полностью, поверх него роспись жидкой глиной, потом восстановительный обжиг - лощёные части получаются чёрными и блестящими, а роспись на этом фоне - серая и матовая - красота! Мечтаю сделать в такой технике что-нибудь :)

    кельт
  • Коптится да, печь такая, она на то и рассчитана - на медленное горение. Можно конечно разогреть её сильно, жарить будет, но это даже в минус 40 тяжело - душно очень становится, поэтому топим потихоньку, и коптит в трубу. :-)
    Глина у нас совсем простая, песка и примесей много, на посуду мне кажется не годится, только игрушечные мелочи лепить. Хотя если по рекам поискать, может где и получше есть. Летом походим посмотрим внимательнее. Кажется где-то голубые глины попадались.
    Мастера да, как и везде - и в глине могут сказку сотворить, и в бересте, и в кружеве...

    dona
  • здорово получилось!! кельт, молодец :-))
    успехов в начинаниях!

    Петрова Анна
  • А глина с песком может даже и хорошо - посуда прочнее получится, если только он не крупный. Часто специально добавляют песок или шамот, такая посуда жара не боится. Только тонкую не сделать, но нам толстостенная даже больше нравится :)

    кельт
  • У меня да, с мелкими деталями проблема - даже игрушки приходится лепить такие, одним куском. :-) Детали прилепить можно, но не самые мелкие, например оборок как в дымке сделать невозможно. Правда, они не особо и нужны, нравятся более грубые формы, изначальные. :-)
    Если с обжигом что придумаем - тогда и посуду попробую. Но это наверное совсем нескоро.

    dona