Выставка Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки

На территории Измайлово (малый выставочный зал) открылась выставка Куб, манеры и синюха. Искусство кубовой набойки. Выставка будет работать до 8 декабря 2013 года.

Выставка посвящена искусству северорусской кубовой набойки и представляет уникальные работы каргопольской мастерицы Елены Диковой.

Экспозиция включает в себя тканые полотна, выполненные в технике кубовой набойки, женский и девичий народный костюм, тряпичные куклы, лоскутные композиции.

Дикова Елена Ивановна – член Союза художников России с 1988 года, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1986 году окончила Кировское художественное училище по специальности живопись. С 1987 года живет в городе Каргополе Архангельской области.

Елена Дикова известна как мастер северорусской кубовой набойки. В своей работе она использует современные красители, но вся технология набойки осуществляется ею, как и 100 лет назад. Елена считает, что набить рисунок как в старину – это почти что прожить историю заново.

Ремесло кубовой набойки было утрачено в 30-е годы ХХ века. Своим названием набойка обязана процессу работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Название кубовая она получила от куба – большой деревянной кадки с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором.

Резные доски, с помощью которых набивали узор, называли манеры. Их изготовляли из цельного куска твердой древесины (березы, клена, груши). Доски имели квадратную или прямоугольную форму, реже – клиновидную. Обычный размер такой доски – 20х20 см. Рисунок на манерах вырезался и был рельефным. Из полученной ткани синюхи шили праздничную и будничную одежду, головные уборы, ее могли использовать и при изготовлении обуви.

Узоры набойки в основном были геометрическими и состояли из точек, кругов, квадратов, звездочек. С помощью простых фигур разрабатывались растительные узоры – листики, ягодки, веточки, лепестковые цветы. Также встречались и более сложные изображения – всадник, птица Сирин, грифон, древо жизни и целые сюжетные композиции.

Развитие в России мануфактурной промышленности в конце ХIХ века вызвало резкое сокращение ремесленного производства и постепенно искусство кубовой набойки ушло в прошлое.

Современные художники часто находят вдохновение в исчезнувших традиционных ремеслах, и Елена – одна из немногих мастериц, которая возвращает нас к истокам.

Более подробно узнать о ремесле кубовой набойки и процессе изготовления тряпичной куклы посетителям выставки можно, просмотрев фильм.

Выставка будет работать до 8 декабря 2013 года.