Гжель в XVIII веке

В течение всего XVIII века английский фаянс был ос новным конкурентом гжельского на русском рынке. В течение всего столетия предпринимались попытки создать материал, подобный английскому фаянсу.

Гжель стала первым центром, где начались системати ческие поиски рецептуры нового материала. Путь к созда нию тонкого фаянса здесь оказался более долгим и слож ным, чем на казенной Киево-Межигорской мануфактуре и некоторых купеческих фабриках. В процессе поисков в Гже ли из местной светлой глины и извести (опоки) был создан новый материал, промежуточный между майоликой и тон ким фаянсом, получивший название “полуфаянс” или “простой фаянс". Изделия из него имели почти белый, но толстый пористый и непрочный черепок. Однако техниче ские недостатки посуды искупались ее художественными достоинствами. Разнообразные кумганы изящных форм, квасники, кувшины, кружки, чернильницы, солоницы распи сывались яркими синими орнаментами, возникавшими тут же, под руками мастеров. Исповедуя единые художественные принципы, руководствуясь традициями промысла, гжельские крестьяне создали из полуфаянса совершенно оригинальный тип изделий, который в значительной мере определял художественное лицо Гжели первой половины XIX века.

С конца XVIII столетия и в течение первых двух десятилетий следующего здесь возникло около 50 фабрик полуфаянса. Одни открывались, другие закрывались, про работав год-другой. Некоторые смекалистые гжельские кре стьяне, дела которых шли хорошо, имели даже по две фаб рики, основывая их с интервалом в полгода - год. Можно сказать, что Гжель переживала в это время полуфаянсовый бум.

Однако конечная цель владельцев этих заведений за ключалась в создании тонкого фаянса английского типа, что диктовало необходимость экспериментов, усовершенство вания полуфаянса. Побудительным стимулом служила кон куренция не только с английскими изделиями, но и с отече ственным фаянсом Киево-Межигорской фабрики, фабрик Ауэрбаха, Насонова и др.

Только в 1829 году Афанасию Львовичу Киселеву удалось получить белый тонкий и одновременно твердый фаянс, состав которого не уступал иностранному, потому что выдерживал обжиг до такой же степени, как и фарфор.

Отныне гжельский промысел стал самобытным и конкурентоспособным на внутреннем рынке, это и дало толчок в развитии художественному производству в Гжели.