Пигмеи ака, Африка

Охотники и собиратели в Африке представлены тремя основными группами - пигмеями Центральной Африки, бушменами Южной Африки и хадза Восточной Африки. Ни пигмеи, ни бушмены не являются стадиально единым монолитом - каждая из этих групп состоит из племен или иных этнических общностей, находящихся на различных уровнях социально-исторического и культурного развития. 

Название пигмеи произошло от греческого pygmaios (буквально - размером с кулак). Основные страны расселения: Заир - 165 тыс. чел., Руанда - 65 тыс. чел., Бурунди - 50 тыс. чел., Конго - 30 тыс. чел., Камерун - 20 тыс. чел., Центральноафриканская Республика - 10 тыс. чел., Ангола - 5 тыс. чел., Габон - 5 тыс. чел. Говорят на языках банту.

Пигмеев Центральной Африки можно разделить на три географически обособленные группы: 1) пигмеи бассейна реки Итури, известные как бамбути, вамбути или мбути и лингвистически делящиеся на три подгруппы: эфе, басуа, или суа, и ака (о которых подробнее в этой статье); 2) пигмеи области Великих озер - тва, населяющие Руанду и Бурунди, и разрозненные группы, окружающие их; 3) пигмеи западных областей тропического леса - багуиелли, обонго, акоа, бачва, байеле и др. Кроме того, существует еще группа восточноафриканских пигмеев - бони.

В основном культура пигмеев остается неизменной. В основе ее лежит лес, от которого ака неотделимы. Их знание мира деревьев способно поразить любого. Они знают, что вот из этой лианы, срубленной ударом мачете, можно напиться свежей воды. Они знают, что кора одного дерева лечит боли в животе, а кора другого, вымоченная в воде, помогает женщинам при болезненных менструациях. Если кого-то укусила змея, пигмей быстро найдет лист, который достаточно приложить к ране – и человек выздоровеет. Таким же образом, уверяет старый ака, можно вылечить и укус скорпиона – надо только быстро приложить снадобье.

Основные традиционные занятия — охота, собирательство и рыболовство. Традиционное оружие — лук со стрелами, иногда небольшое копьё. Широко используются западни и ловушки. На продукты охоты выменивают у соседей-банту зерно, металл и глиняную посуду. Пигмеи (кроме бинга) не знали способов добычи огня, тщательно хранили головни.

В 50-х годах XX в. общая численность пигмеев составляла около 168 тысяч человек. Наиболее многочисленной была западная группа - 126500 человек, пигмеи бассейна Итури насчитывали около 32 тыс., группа тва - около 9 тыс. человек. 

Предметы быта (браслеты, калебасы, музыкальный инструмент микембо) богато орнаментированы. Декоративное искусство пигмеев, возможно, повлияло на знаменитую художественную школу Пото-Пото в Конго. Богат фольклор: песни о героях-охотниках, бытовые, мифы. Характерны танцы, изображающие удачную охоту, передающие повадки животных. Традиционные верования — анимизм, магия.

Мбути делятся на два хозяйственных типа - охотников с луками (эфе) и охотников с сетями (суа и ака).

Собирательство у охотников с сетями осуществляется на индивидуальном уровне, в отличие от коллективной охоты. У охотников с луками, где женщины, как правило, не участвуют в охоте (за исключением бегбе), они обычно занимаются собирательством небольшими группами. Основное орудие труда здесь - небольшая палка. Работают женщины обычно ежедневно с 10 до 16 часов. Мясо составляет около 30 % рациона пигмеев, 70 % дает собирательство. Женщины у мбути даже допускаются в секретное общество торе. Однако более высокое положение мужчин определяется, по мнению самих мбути, их охотничьей деятельностью. Хотя женщины-собирательницы добывают пищи количественно больше, чем мужчины, мясная пища, которую приносят главным образом мужчины, ценится пигмеями (как и другими охотниками и собирателями) значительно выше растительной.

Отдельные общины слабо связаны между собой. Каждая община - это небольшая группа семей, мужчины которой по преимуществу кровные родственники. На протяжении всего охотничьего сезона охотники с сетями живут всей общиной, сохраняя необходимое число участников коллективной охоты, а в период собирания меда распадаются на небольшие группы.  Некоторые деревья с пчелиными ульями принадлежат той семье, которая первая их обнаружила и отметила особыми знаками. Другие пигмеи с уважением относятся к этому виду собственности, как и к любому иному.

У пигмеев, которые испытали воздействие более развитых соседей, общины объединяются в интегрированные сообщества, каждое из которых возглавляют один или два вождя, при этом старший - нтума - является религиозным лидером, а младший - коумбети - руководит хозяйственной жизнью.

Хижины ака удивительны! Небольшие по размеру – как раз по росту пигмеев, – они представляют собой каркасы из тонких стволов, согнутых в форме полусферы и воткнутых в землю, а сверху покрытых широкими листьями. Сооружение поддерживается веревками, сплетенными из коры. Строительство хижин считается женской работой.

Многоголосное пение пигмеев ака.

Традиционный (непрофессиональной) полифония имеет широкий, если неравномерного распределения среди народов мира. Большинство полифонических регионов мира к югу от Сахары Африке, Европе и Океании. Считается, что истоки полифонии в традиционной музыки значительно предшествует появление полифонии в европейской профессиональной музыки.

Aka people, a group of African pygmies living in the Central African Republic and Congo.


Источники:

members.iimetro.com.au/~elgovor@iimetro.com.au/aboriginals/primitive preagricultural community 8.htm

www.manwb.ru/news/651/