Инуиты. Культура на ткани

Инуиты живут в суровых условиях Арктики, где снега и льды окружают из больше 10 месяцев в год. Их быт, искусство и культура развивались в суровейшем климате на Земле. Инуиты осваивают и совершенствуют искусство шитья. В этом деле они руководствуются практическими соображениями, чтобы искусно шить одежду жизненно необходимую для арктической стужи. У инуитов эти навыки передаются от матерей дочерям на протяжении тысячелетий.

подпись

Эскимосы (эскимос. ) — коренной народ, населяющий территории от восточного края Чукотки до Гренландии. Всего — около 70 тыс. человек (на 2009 г., приблизительно). Языки относятся к эскимосской ветви эскимосско-алеутской семьи. Антропологи считают, что эскимосы — монголоиды арктического типа (малая арктическая раса). Их основное самоназвание — «инуиты». Слово «эскимос» (эскиманциг - «сыроед», «тот, кто ест сырую рыбу») принадлежит языку индейских племен Абнаков и Атабасков. Из названия американских эскимосов это слово превратилось в самоназвание как американских, так и азиатских эскимосов.

Среди эскимосов практически нет христиан, они анимисты. Эскимосы верят в духов, живущих в различных явлениях природы, видят связь человека с окружающим его миром предметов и живых существ. Многие верят в единого создателя Силъя, который заправляет всем, что происходит в мире, всеми явлениями и законами. Богиня, одаривающая эскимосов богатствами морских недр, называется Седна. Существуют также представления о злых духах, представлявшихся эскимосам в виде невероятных и страшных существ. Шаман, живущий в каждой эскимосской деревне — посредник, налаживающий контакт мира духов с миром людей. Бубен для эскимосов — священный предмет.

«Инуиты» (самоназвание эскимосов, что в переводе означает «люди», «человек») – слово для большинства малознакомое и непривычное. Сумрак неведения слегка рассеивается, когда его заменяют более распространенным в России названием – «эскимосы». Но не до конца, поскольку и об эскимосах мы знаем лишь понаслышке. Жизнь, культура и мировоззрение инуитов очень похожи на жизнь и культуру ненцев, ханты и многих других северных народов, так как формировались и развивались они в единых условиях суровой Арктики. 

Кто же такие инуиты? Это один из малочисленных народов мира (общая численность – около 115.000 человек), который освоил самые труднодоступные земли северных широт по берегам Ледовитого океана и его морей - Берингова, Чукотского, Бофорта. В Гренландии они заселили области, свободные от ледников, на юго-западе и северо-западе острова (47.000 человек). В Канаде инуиты занимают в основном прибрежные материковые районы (около 28.000 человек). На Аляске зона их расселения протянулась от прибрежн

Инуиты (эскимосы) - амаути.

ых районов вдоль Северного Ледовитого океана и Берингова моря, доходя на юге, до северного побережья залива Аляска и острова Кодьяк (около 38.000 человек). Небольшая группа эскимосов живет и в России на восточном побережье Чукотки (примерно 1700 человек). Самый северный поселок эскимосов - Туле в Гренландии - находится на 80-й параллели, самый южный - на Лабрадоре в Канаде (Гамильтон) - на 55-й параллели. 

Происхождение инуитов спорно. По-видимому, их прародиной была северо-восточная Азия, откуда они переселились через Берингов пролив в Америку. Эскимосы являются прямыми наследниками древней культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура – древнеберингоморская (

Инуиты, 1914 год

до VIII в. н.э.). Для нее характерна добыча морских млекопитающих, использование многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. На американском континенте являются третьей «волной» переселенцев из Азии. 

Эскимосы - удивительный народ, чья культура полностью приспособлена к условиям Крайнего Севера. Расселившись на такой огромной территории, он настолько сохранил общность языка, что эскимос из Гренландии с легкостью может понять эскимоса с Чукотки. К тому же язык этот ученые не могут отнести ни к одной известной на земле языковой семье, он стоит особняком. 

Панно «Тундра» вышито ажуром цветных нитей. Узоры на панно составлены из разноцветных дуг с нежными переливами. Цветы и трава, словно только что показались из-под снега, как великое чудо природы. «Когда я была маленьким ребенком, мне нравилось наблюдать, как в тундре появляются цветы. Я была очарована ими. Цветы в тундре были такими прекрасными! Эти великолепные цветы навсегда остались в моей памяти. И я стараюсь перенести эти воспоминания на свои декоративные панно». (Из интервью художницы Рут Каулуаайук (род 1932г.) в 2004 году).

Панно «На рыбалке» выполнено на синем «морском» фоне. Но здесь представлен не только человек, поймавший рыбу, но и практически все элементы жизни инуитов: сеть, копье с обоюдоострым наконечником стреловидной формы (пана), поворотный гарпун (унг’ак’) с отделявшимся наконечником из кости: при попадании в цель наконечник поворачивался поперек раны и отделялся от древка. Чтобы добыча не утонула, к наконечнику тонким ремнем прикрепляли поплавок (аўатах’пак) из целой нерпичьей шкуры: один при охоте на моржа, три-четыре – при охоте на кита. Сети для ловли тюленей изготавливали из тонко нарезанных пластин китового уса и из ремней лахтачьей шкуры. Добивали раненого зверя каменным молотком (нак’шун). Женскими орудиями труда были нож (уляк’) и скребок с каменным или металлическим вкладышем для выделки шкур (як’ирак’). Нож имел лезвие трапециевидной формы с закругленным режущим краем и деревянную рукоятку. Животные и рыбы, которые считаются инуитами священными животными, а охота на них - единственный способом прокормить семью: рыбы, тюлень, белый медведь.

Панно «Северное сияние» построено на вертикальных переливах голубого, фиолетового, розового цветов – сполохов северного сияния. Посредством изображения этих вспышек северного сияния автор как будто бы хочет показать нам целостную взаимосвязь нескольких миров:Первый мир – это само северное сияние. Среди инуитов распространён миф, что полярное сияние может быть вызвано свистом, а хлопок в ладоши заставит его погаснуть. Другие мифы говорят, что полярное сияние вызвано духами, играющими в небесный футбол черепом моржа.Некоторые расценивают полярное сияние как показатель хорошей погоды, которая будет принесена духами, другие видят в полярном сиянии недоброжелательность духов и берут с собой оружие для защиты от него, если необходимо выходить наружу. Даже существует поговорка: «Тот, кто долго глядит на полярное сияние, скоро сойдёт с ума!»Второй мир - это пять личин божеств, наблюдающие за миром людей и животных, которые кажутся им цветными фигурками. Вся природа населена духами. Наиболее распространённая разновидность духов - инуа - хозяева или хранители предметов, животных, явлений природы. Инуа есть у скал, озёр, мысов, особенностей рельефа, направлений ветра, у сна и других состояний человека и животных. Инуа может принимать вид маленького человечка с деформированными чертами лица или маленькой копии того предмета или животного, духом которого он выступает. От инуа отличают тарнек - души людей и животныхТретий мир - шаманы, которые ударяя в барабаны, могут видеть и слышать голоса богов.Четвертый - люди, которые живут своей повседневной жизнью: едут на санях запряженных собаками, занимаются рыболовством, живут в иглу и звери, птицы.

Панно «Работая и играя» выполнено на черном фоне и сочетает в себе много персонажей и сюжетных линий. Это панно знакомит зрителя с материальной культурой и повседневным бытом обитателей Крайнего Севера.На панно «оживают» сцены, взятые из обычной жизни полярных рыбаков и охотников:В верхней части - рыбак плывет на каяке (каяк - мужская охотничья лодка из тонких деревянных или костяных планок, обтянутая моржовой шкурой, длиной 5,5 м для преследования морского зверя).Также мы видим зимнее средство передвижения – собачьи нарты (к`имухсик), они изображены в перевернутом виде. Так инуиты оставляют сани и лодки без присмотра, чтобы их не поцарапали собаки или олени.В нижней части - рыбаки при помощи гарпуна вытаскивают свою добычу – рыбу и тюленя, снежный дом – иглу, бегущие собаки, мордочки животных.На панно показаны необходимые и любимые инуитам игры: игра в бубен, игра с палкой, с перекладиной, с веревочками. Одна из игр: необходимо перепрыгивать через натянутую веревку и совмещать прыжок с пением - когда каждый стремиться перепеть друг друга, пока кто-нибудь из них не рассмеется.Рут Тапатье представляет младшее поколение художников Бейкер-Лейка, продолжающее художественные традиции, заложенные их родителями и прародителями. Ее работы легко распознать благодаря ярким краскам и динамичным образам, присущим этой художнице.

Панно «Община» иллюстрирует семейную жизнь и занятия инутитов. Первая – непосредственно семейно-родовые отношения. Глядя на это панно, мы можем представить, как складывались и складываются взаимоотношения между семьями и внутри каждой инуитской семьи. Издавна поселение инуитов состояло из нескольких групп родственных семей, зимой занимавших отдельную полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в отдельных палатках. Мужчины такой общины составляли байдарную артель, в древности в артель собирались только родственники. С середины XIX века старшины артелей стали собственниками байдар и при распределении добычи получали общую часть. Главой селения был умилык – самый сильный и ловкий член общины. Существует такое мнение, что у инуитов ко времени прихода европейцев существовала материнская родовая община, которая дробилась на малые семьи. До XX в. у них еще встречались пережитки материнского рода в виде многомужества, счета родства по женской линии, особых прав дядей по матери на племянников и другие. Семья обычно состояла из мужа, жены, детей и одиноких или престарелых родственников. В зажиточных семьях встречалось многоженство. Существовали обычаи отработки за жену, сватанья детей, женитьбы мальчика на взрослой девушке. Широко был распространен обычай обмена женами между «товарищами по браку». Социальные и производственные отношения в поселке тесно переплетались. Отношение к детям у инуитов всегда было очень трогательным: их любят до безумия и редко наказывают. Однако, раньше бывали случаи, когда жизненная необходимость заставляла общину убивать старых, больных и младенцев (особенно женского пола). Большое пространство панно «населено» животными и птицами, так Нэнси показала их значимость в жизни инуитов. Животные и птицы, окружают и сопровождают инуитов в течение всей жизни. Инуиты верят в существование души у животных и в родственную связь их с человеком. Поэтому мы видим, что белые медведи на снежно-белом фоне стали желтыми, солнечными; летящая утка – выполнена в темно-зеленом цвете: так она выглядит в действительности, если смотреть на нее в зените солнца. Атрибуты охоты и рыболовства представлены отдельно как важные элементы жизни: солнечные очки создают ощущение, что мы смотрим в яркий солнечный день на снег; лук, контрастируя с белым фоном, дает ощущение, что его оставили его до следующей охоты; нож (улу) – создает впечатление, что картина еще незакончена и мастерица отправилась передохнуть, а его положила на полотно случайно, забыв. Гарпун, сани и многое другое дает ощущение пространства, насыщенности жизни, движения, событий в этом пространстве.

Панно «Энергия жизни» представляет собой вращающийся вокруг желтой звезды – солнца мир живых существ, дающих возможность выживания человеку: птиц и рыб. Веточки растений вокруг уток также устремлены к солнцу. Края картины украшены орнаментом, символизирующим женский нож для выделки шкур – улу.

Панно «Лето и зима». В этом панно лица людей и мордочки животных вертикально делят полотно на две части: в одной части представлена летняя жизнь – летний чум и летняя одежда, в другой – снежный дом иглу.

Панно «Охота на белого медведя». Охота на белого медведя, запрещена практически везде в мире, но в виде исключения разрешенная местным жителям, - это один из немногих способов накормить семью. Панно представляет нам сцену охоты, но за счет того, что оно выполнено на черном фоне, символизирующем Полярную ночь, а люди выглядят гигантами по сравнению с медведем, создается ощущение сказочности сюжета. В инуитской мифологии достаточно много мифов и легенд, которые позволяют по разному посмотреть на происхождение, поведение белого медведя. Мы остановимся на одной. «Живет мальчик с теткой. Мальчик отправляется в путешествие на каяке по Юкону, в одном селении люди ломают каяк, бьют его и держат у себя. Один мужчина помогает мальчику вернуться домой. Мальчик с теткой делает изображение красного медведя и просит его отомстить обидчикам. Медведь убивает всех, кого видит, пока не возвращается в это селение: люди просят женщину удержать медведя, она говорит ему, что эти люди помогали ей, и обращается к медведю с просьбой нападать на людей впредь только тогда, когда люди будут его обижать; медведь уходит в тундру».

Панно «Абстрактная композиция». Мира применила достаточно современное цветовое и композиционное решение в построении образа мира. За счет геометрических фигур создается ощущение логичного устройства мира: верхний мир – птицы, средний – люди, нижний – рыбы.

Это панно не имеет названия, но именно оно представляют собой подлинно наивное искусство. Элизабет свободно заполняет панно, стараясь не оставлять пространства между фигурами людей, собак, оленей, птиц, как бы подчеркивая непосредственное соседство людей и диких животных. Выполненное необычной вышивкой и украшенное аппликацией, оно создает впечатление, что одежда людей, сшита из шкурок лисы, что оперенье птиц и шерсть животных наклеены.Элизабет Арнуткауак (1916-2003гг.)

Для Панно «Преображение» Ирэн Аваалакейак вновь использует в своей работе яркие, порой несовместимые цвета. На этом гобелене мы изначально видим женщину, превратившуюся в полуптицу (орнитоморфное существо). Ее туловище, руки и бедра трансформированы в клювы, крылья птиц. В этой работе использовано минимум красного цвета, что помогает сконцентрировать внимание на центральной фигуре этого удивительного существа, образа. По существующей легенде - это странное, многоликое, но удивительное существо обитало, как на суше, так и на земле. Большие крылья ей помогали переплывать море, благодаря им она добывала себе пищу, охотилась на морских животных. После утомительного дня она шла на покой, и засыпала. Зеленый цвет говорит о том, что именно по легенде, ее странное и одновременно удивительное тело во сне укрывала высокая мягкая зеленая трава. Однажды полуженщина-полуптица влюбилась в мужчину, но любовь ее была трагичной. Она погибла, т.к. не смогла поверить в искренние чувства любящего мужчины, желала, но не смогла ему довериться, так как считала себя чудовищем.

Панно «Танцы с барабаном» рассказывает нам об общении шаманов с духами во тьме Полярной ночи. Хотя некоторые группы населения были христианизированы (XVIII в.), инуиты фактически сохраняли анимистические представления, шаманизм, и до сих пор в каждом селении живет шаман. При том у инуитов шаманом может быть тот, кто слышит голос духа-помощника.Дуги – обозначение жилища – иглу. Изображение фигур людей в движении танца оживляет картину общения шаманов с духами, задавая праздничный ритм.

Эта и далее фотографии - от кельта. Здесь лучше видно "выпуклость" нашитых элементов.

Вот ещё несколько снимков с увеличенными фрагментами - снимали специально, чтобы потом видно было, какие швы использованы.

Посмотрите, как здорово и реально передано оперение у птиц - просто потрясающе. Что значит жить в природе и видеть это не на картинках или по телевизору!

  • Культура на ткани - очень точное название. До чего же много в мире прекрасного, многому можно учиться и многое изучать!

    dona
  • Это подлинное, не кабинетное, искусство - отражение красоты реального мира в душе человека, непосредственно живущего в окружении этой красоты. Такое восприятие мира потому и поражает нас своей глубиной, что мы, живя в искусственном и уродливом мире своих городов, не видим и НЕ ЗНАЕМ природу так близко.

    кельт
  • Разглядываю стежки - спасибо что есть такие фото! На большом панно даже непонятно - как это сделано?.. Оказывается, вышивка и простёжка! И правда, удивительно.

    dona