Кубовая набойка Елены Диковой

Ещё несколько фотографий набойки Елены Диковой, другие были на сайте в статье-объявлении о её выставке.

В творчестве Елены Диковой традиции народного искусства и эксперимент сочетаются вполне органично. Вкус, чувство цвета, мастерство профессиональной художницы, умение работать с первоисточниками, экспозиционный опыт - всё это в конечном итоге позволяет ей плодотворно работать в разных направлениях, в том числе в технике каргопольской кубовой набойки.

Почти исчезнувшая в России кубовая набойка ожила на изделиях каргопольской мастерицы Елены Диковой.

Она делает кукол и одевает их в причудливые наряды из ткани, на которую сама наносит кубовую набойку. С уникальной выставкой Синяя птица Елены Диковой мастер приехала в Архангельск.

— Я занимаюсь лоскутным шитьем, делаю куклы, рисую. А несколько лет назад к нам в город приехала мастер из Владимира. Она-то и научила меня всем особенностям кубовой набойки, как правильно набить рисунок, как закрепить его.

Вещи, сшитые из набойки, прочные. Сохранились сарафаны, созданные в XIX веке.

А если скроить одежду на современный лад, получится даже очень модно и красиво. Это уже понял известный архангельский модельер Николай Терюхин. Из холстов Елены Диковой он сшил наряды, которые могут прийтись по вкусу даже самым привередливым модницам.

Но свои работы Елена не продает. Она их дарит друзьям. Ее произведениями могут похвастаться частные коллекционеры из Германии, США, Швеции и Норвегии.

Татьяна Невзорова, и.о. директора музея "Малые Корелы":

Елена - это художник, это исследователь, это творец, это мастер с большой буквы. Рисунок на ткани - это, наверное, состояние души. То цветки черемухи, то снежинки, то ажурные волны.

А куклы Елены Диковой - это ее особый мир - детства, игры и мечты. Семейный портрет, каргопольские модницы, семейство на сенокосе: глава семьи утомился и прилег отдохнуть.

Возвращение Индиго - так назвала Елена свою выставку, Индиго означает синий цвет, самый древний, цвету 4000 лет. Именно синий фон, уверена мастерица, лучше всего отражает светлый набивной рисунок. Ремесло набивного рисунка было утрачено в 30 годы прошлого века. Тогда занимались им только мужчины. В Каргополе у мастерицы своя красильня. Елена использует современные красители, но вся технология как 100 лет назад. А набить рисунок как в старину, считает художница, почти что прожить историю заново.

Елена Дикова, народный мастер, член Союза художников России г. Каргополь:

Я набиваю в бане, вот, к сожалению баня превращается в красильню, это сложный химический процесс, который требует не одного дня, а несколько суток это делать, чтобы получился красивый, прекрасный, завораживающий, белый орнамент на синем фоне.


В начале прошлого века ручную кубовую набойку стали вытеснять фабричные ситчики, задешево крашенные на анилине.

Видео

Видео-рассказ Е.Диковой о кубовой набойке:

www.youtube.com/watch?v=3LYpAwWWCo8&feature=relmfu

Некоторые кадры:





























  • Каргопольская мастерица Елена Дикова, единственная северянка, представлявшая Архангельскую область на фестивале «Диалог Культур» во Франции, показала европейцам, что такое русский северный костюм. Елена Дикова - народный мастер России, член Союза художников, лауреат премии по культуре администрации Архангельской области имени А.А. Борисова, исследователь и педагог. Среди ее увлечений - лоскутное шитье, традиционная кукла, живопись, графика, сценография. Но на первом месте для нее кубовая набойка - старинный способ украшения ткани, одежды. Свое название это ремесло получило от куба - чана с красителем индиго, в котором окрашивалась ткань с нанесенным набивным способом узором. А собственно набойка своим названием обязана процессу работы, когда по доске с рисунком, наложенной на ткань, ударяли деревянными молотками для лучшего проникновения красителя в ткань. Елена единственная в России, кто занимается возрождением этой древней ручной техникой. На фестиваль «Диалог Культур», проходящий во Франции в рамках дней России, ее пригласили организаторы - фольклорный центр «Кунцево». На этом фестивале собирались разнообразные фольклорные музыкальные коллективы и мастера по реконструкции старинных костюмов. Елена предполагает, что они захотели увидеть традиционный костюм Русского Севера. Елена Дикова - единственная северянка, оказавшаяся на фестивале «Диалог Культур», остальные тридцать - ее коллеги из московских фольклорных коллективов. Елена, как и московские гости, познакомила принимающую сторону с каргопольским костюмом. Мастера жили в французском городке Ди, что в предгорье Альп. За двадцать дней фестиваля участникам удалось повидать очень многое: они побывали в Париже, Ницце и Грассе, познакомились со средневековой архитектурой, посетили музеи, центр парфюмерии, сыроварню. Однако русские мастера ездили во Францию не развлечения ради. Участники фестиваля давали концерты в городах, устраивали небольшие ярмарки, проводили мастер-классы по традиционным русским ремеслам - учили французов ткать, вышивать, вязать. Но, как рассказала Елена, самое яркое впечатление осталось от инсценировки, которую они представили на суд иностранных зрителей, - «Свадьба короля Карла и русской девушки Анны».
    Этот спектакль представлял собой некое шествие: русский народ, опираясь на народные обычаи, с плачем провожал невесту к жениху. Во главе процессии шел трубадур, возвещающий о приближении короля.
    Поездка оставила неизгладимое впечатление. И не только потрясающие места, которые посетила Елена вместе с другими участниками, но и сами французы приятно поразили мастерицу. На память о чудесном путешествии она приобрела маленький мольбертик с французским пейзажем.

    dona
  • Елена Дикова, г. Каргополь, Архангельская область: «На белую ткань наносят специальный состав. Он высыхает. Белую ткань опускают в бочку с краской. Резерв остается белый. А ткань становится синей».

    В таких сарафанах из кубовой набойки в Каргопольском уезде ходили в восемнадцатом веке.

    dona
  • Очень хотелось бы научиться этому делу. Вот было бы здорово, если бы Елена Дикова написала книгу о кубовой набойке с подробным описанием технологии :)

    кельт
  • Да, думаю многие такую книгу ждут. Правда, набойка, как я понимаю, - не так просто. Нужны специальные материалы. Как минимум - доски для набойки. Плюс состав воска и краски, плюс чаны для крашения... Непростое это дело...

    dona
  • При желании можно всё это достать, а доски самим вырезать, хотя бы простые и небольшие, для кукольных платьев. Главное - знать составы, как мне представляется..

    кельт
  • Пока, как я знаю, многие магазинными красками для ткани красят. Или печатают белой краской по синему, в общем есть варианты, именно простые, кукольные.

    dona
  • Значительный вклад в изучение традиционной набойки и возрождение промысла в ХХI веке внесли исследования Г.А. Федоровой, ученого и практика из Владимирского областного центра народного творчества. Занимаясь реконструкцией форм традиционного костюма, она в поисках материалов для шитья пришла к необходимости воссоздания тканей. Так родился ее интерес сначала к масляной, затем и кубовой набойке. Г.А. Федорова создала два интереснейших проекта на средства, полученные по грантам Сороса и Президента Российской Федерации: «Мост из века XVIII в XXI век» (2001 год), «Феникс цвета индиго» (2004 год). В 2004 году был реализован проект «Возрождение ручной кубовой набойки». В рамках этого проекта прошел мастер-класс по кубовой набойке в Каргопольском музее.

    Гость (Дикова Елена)
  • Удивительно, про Галину Александровну до сих пор не слышала. Наверняка те, кто ходит на курсы и выставки, её хорошо знают, а вот удалённо - не хватает информации, очень бы конечно изданных на эту тему книг хотелось.

    dona
  • Добавили в конец статьи ссылку на видео рассказ Елены
    И некоторые картинки (кадры)

    dona
  • Зоя анпилогова елена, как изготовить набойные доски? Если можно, поподробнее

    Гость