dona

Космовидение калавайя, Боливия

Боливия: на Альтиплано католицизм соседствует с космовидением андских индейцев.

Язык махах хуай, развивавшийся на протяжении многих столетий, – это "тайный язык", на котором сегодня говорят только несколько семей традиционных врачей-травников калавайя, проживающих в Андах Боливии. Язык калавайя является средством передачи древних знаний, которые сегодня находятся под угрозой исчезновения.

Калавайя, травники-передвижники из провинции Баутиста Сааведра, департамент Ла-Пас, на протяжении многих веков вырабатывали свой "семейный язык" родственных племен (ayllu), внутри которых из поколения в поколение передавались лекарские холистические познания. Этот язык получил название махах хуай или "язык людей". Сегодня на нем говорят восемь семей калавайя в провинции, где языком каждодневного общения является кечуа.

Впервые этим языком заинтересовались администраторы колоний, а летописцы, как метисы, так и испанцы, свидетельствовали о его "редкости". Уже начиная с XVII века широко распространяется информация о существовании особого языка лекарей-травников, которые готовят лекарства для царей инка и их окружения. 

Исследователи XIX века не понимали языка, знакомого только калавайя, но вместе с тем широко интересовались их знаниями в гомеопатической фармакопее. Обмен между ними происходил на языке аймара, распространенном в высокогорьях. Калавайя овладели этим языком, дабы расширить круг своих пациентов и периметр своей деятельности.

Для того чтобы опубликовать список лекарственных трав и представить его на Всемирной выставке 1889 года, по случаю которой в Париже была построена Эйфелева башня, боливийские ученые и чиновники обратились к калавайя с просьбой описать на языке аймара свойства более сотни растений, привезенных во Францию на так называемый "праздник цивилизации". Именно с этого момента закрепляется идея о том, что калавайя являются представителями народа аймара.

Понадобилось более полувека, чтобы калавайя были признаны обществом как отдельная группа, обладающая своим языком и своими формами выражения. На ритуальных церемониях или во время врачеваний калавайя исследователями будет зафиксировано существование языка махах хуай. Будет также доказано, что он довольно широко используется для общения внутри группы.

Так, к середине ХХ века появляется интерес к языку калавайя, как к средству передачи традиционных знаний. Многие считают, что махах хуай - калавайя - это тайный язык царей инка и их приближенных. Другие эксперты безуспешно пытаются установить параллели между махах хуай и древним языком пукина или уру, на котором говорили в андских высокогорьях. Иные предполагают возможную связь с языками джунглей Амазонки, которые калавайя исследовали в поисках трав, животных или минералов, используемых затем для профилактики и лечения заболеваний. Возможно, что их роль посредников между инка и населением Амазонки отразилась и на языке.

Очевидно, что язык калавайя претерпел влияние языка кечуа, который был инструментом их насильственного обращения в католическую веру. В XVII веке, во времена "искоренения идолопоклонства", проводимого католической церковью, элита калавайя подвергалась жестоким преследованиям. Детей отделяли от взрослых и отдавали на воспитание либо испанцам, либо католическим священникам кечуа. Язык кечуа вновь оказал влияние на калавайя в XIX веке, когда они массово стали переселяться в Перу, где вскоре обзавелись широким кругом пациентов, а в начале ХХ века, при президенте Аугусто Барнардино Легия, даже добились официального признания у властей страны. На своей родной территории калавайя также испытали демографическое давление соседних племен, говоривших на кечуа. Вот почему сегодня язык махах хуай - калавайя вобрал в себя почти всю фонологию и грамматику кечуа.

Ближе к нашему времени махах хуай - калавайя испытал воздействие двух исторических событий. Первое - война Чако (1932-1935 гг.) между Боливией и Парагваем. Калавайя были мобилизованы в качестве помощников врачей для обслуживания многочисленного контингента боливийских индейцев, сформированного из аймара и кечуа. Народность калавайя понесла серьезные потери, что имело тяжелые последствия для их последующего демографического развития.

Второе событие – это революция 1952 года, которую возглавило Национальное революционное движение (НРД). Она привела к структурным изменениям в обществе: было введено всеобщее голосование, проведены национализация самых крупных горнодобывающих компаний и перераспределение земель. На смену традиционному кочевому образу жизни калавайя пришла оседлая жизнь в городах, где они стали травниками или ювелирами.

Именно в этом городском окружении родилась идея отправлять молодых людей калавайя на обучение в медицинские институты, чтобы они могли избежать обвинений в применении индейского лекарского искусства, которое преследовалось боливийскими законами. Такие изменения в самосознании калавайя послужили началом борьбы за отмену уголовного преследования за практику индейской медицины в Боливии. Дабы получить юридическое признание калавайя становились профессионалами в области западных университетских знаний, что происходило в ущерб их основной культурной особенности – языку махах хуай - калавайя. В настоящее время большая часть калавайя трехъязычны (кастильский, аймара, кечуа) и только немногие из них еще владеют своим родным языком.

Во время переписи населения, проводившейся в Боливии в 2001 году, существование этнической группы калавайя и ее языка не было признано. Тот факт, что ЮНЕСКО включило систему космовидения калавайя в список всемирного нематериального наследия, также не дает калавайя никакого юридического признания. Сегодня калавайя выдвигают перед парламентом Боливии требования о юридическом признании народности и ее языка. Ожидается, что новый проект Конституции, находящийся в стадии разработки, не обойдет их стороной. 


При подготовке статьи использовались материалы:

Кармен Беатриц Лоза, научный работник Боливийского института традиционной медицины калавайя (Эль-Альто, Ла-Пас, Боливия) .

и других источников.