dona

Выставка в Вологде - Мастера искусства ксилографии


c 13 мая по 8 июня Вологодская область

c 13 мая по 8 июня

Вологодская область

Выставка «Мастера искусства ксилографии», на которой представлено около 350 экслибрисов и гравюр работы 22 известных художников-граверов бывшего Советского Союза и современной России, необычна тем, что она создана сотрудниками Вологодской областной картинной галереи в сотрудничестве с Общенациональным обществом любителей экслибриса и графики на основе личного собрания одного человека - известного московского коллекционера и исследователя книжной графики – Виталия Марковича Бакуменко. Певец, журналист и страстный коллекционер искусства В.М. Бакуменко родился в марте 1937 года в семье шахтера на руднике имени Первого мая в городе Кривой Рог Днепропетровской области. С 1958 года, после поступления на вокальный факультет Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных, его жизнь связана с Москвой. Он работал певцом в хоре Большого театра после окончания института, а с 1964 года начал активно заниматься журналистикой, рассказывая о музыке и музыкантах, живописи и художниках, и, конечно, о работе и об артистах Большого театра. Начиная с 1972 года, Виталий Маркович увлекся графическим искусством и собрал разнообразную и интереснейшую коллекцию из более чем тридцати тысяч книжных знаков и гравюр, а также более десяти тысяч книг. И все эти сокровища графической и библиофильской культуры у него не просто хранятся, спрятанными ото всех, а наоборот - постоянно используются для пропаганды искусства экслибриса и графики. Свой талант журналиста Бакуменко активно использует для рассказа об экслибрисах, как в специальных изданиях, так и в газетах Москвы, многих городов России и сегодняшнего ближнего зарубежья. Виталий Маркович – автор, составитель и издатель многих больших и малых книг о мастерах современного книжного знака, ответственный секретарь Российского экслибрисного журнала. Он организует выставки и постоянно передает специально подобранные серии экслибрисов и гравюр в дар музеям и прежде всего в коллекцию отечественного экслибриса Вологодской областной картинной галереи. На основе собрания и дара В. М. Бакуменко были сформированы выставки «Памяти ушедших» и персональные разделы многих современных авторов на первом и втором Всероссийских конгрессах экслибриса в Вологде в 2004 и 2007 годах. Наиболее близкой и любимой по своим творческим достижениям для Виталия Марковича стала гравюра на дереве - ксилография. Ксилография – это вид выпуклой гравюры или гравюры высокой печати и это самая древняя техника гравюры. В Китае наиболее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе первая датированная ксилография относится к 1418 году. Началом развития гравюры в России, сначала в основном гравюры на дереве, можно считать середину XVI века, когда началось книгопечатание на территории нашего государства. А в книгах нужны были иллюстрации, которые в массовом порядке можно было тогда сделать только с граверных форм. Хотя, надо отметить, что задолго до начала печати на бумаге на Руси уже оттискивали (басмили) на коже, бересте и холстине (или, например, на тесте – получались печатные пряники) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле. Гравюра – это отпечаток (как правило – на бумаге) изображения, вырезанного художником на специальной доске, которая может быть деревянной, металлической или из какого-то искусственного материала, например, оргстекла, пластика, резины или линолеума, также могут делаться отпечатки и со специально обработанных камней. Вообще термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков. В соответствии с тем, какая часть поверхности-доски покрывается краской при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида гравюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве или ксилография, гравюра на линолеуме и пластике), углубленная гравюра или гравюра глубокой печати (все разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности). До конца XVIII века существовала лишь обрезная (ХI), или продольная, ксилография. При этом виде гравюры на дереве плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 мм. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. В последней четверти XVIII века англичанином Томасом Бьюиком был придуман способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. В настоящее время большинство художников-графиков работают именно в этом виде ксилографии. На выставке представлены все возможные типы и сюжеты гравюры – это экслибрисы, книжные иллюстрации, гравюры с пейзажами и различными бытовыми сценами, портреты. Экспонируются классические работы «мэтров» российской печатной графики Андрея Гончарова, Анатолия Калашникова, Николая Калиты, Михаила Верхоланцева. В ряду наиболее значительных достижений в искусстве современного экслибриса нельзя не отметить работы таких выдающихся и широко известных мастеров старшего и среднего поколения бывшего СССР как Константин Козловский, Иван Кириакиди, Владимир Кортович, Юрий Космынин, Лембит Лыхмус, Федор Молибоженко, Валерий Покатов, Евгений Терехов и Вадим Фролов. В выставке участвуют графики, живущие сейчас в разных странах, но все художники старшего поколения начинали создавать экслибрисы еще во время существования единого Советского Союза, что и позволило объединить их работы в общую экспозицию. Очень интересно проследить и то, как используют и развивают в своем творчестве достижения своих старших товарищей представители среднего и младшего поколений российских графиков – Юрий Молибоженко, Денис Реутов и самый молодой из участников выставки Григорий Бабич, работы которого в основном выполнены в ультрасовременной стилистике нашего компьютерного века. Надо отметить также, что практически все художники – участники этой выставки были участниками и лауреатами различных международных и национальных выставок и конкурсов экслибриса и графики. Выставка «Мастера искусства ксилографии», представляющая произведения выполненные только в одной графической технике, дает всем посетителям прекрасную и редкую возможность увидеть и оценить и красоту классической гравюры на дереве, и всё многообразие достижений этой техники в ее современном развитии в новой экспозиции Шаламовского дома.

Выставка «Мастера искусства ксилографии», на которой представлено около 350 экслибрисов и гравюр работы 22 известных художников-граверов бывшего Советского Союза и современной России, необычна тем, что она создана сотрудниками Вологодской областной картинной галереи в сотрудничестве с Общенациональным обществом любителей экслибриса и графики на основе личного собрания одного человека - известного московского коллекционера и исследователя книжной графики – Виталия Марковича Бакуменко.

Певец, журналист и страстный коллекционер искусства В.М. Бакуменко родился в марте 1937 года в семье шахтера на руднике имени Первого мая в городе Кривой Рог Днепропетровской области. С 1958 года, после поступления на вокальный факультет Московского музыкально-педагогического института имени Гнесиных, его жизнь связана с Москвой. Он работал певцом в хоре Большого театра после окончания института, а с 1964 года начал активно заниматься журналистикой, рассказывая о музыке и музыкантах, живописи и художниках, и, конечно, о работе и об артистах Большого театра.

Начиная с 1972 года, Виталий Маркович увлекся графическим искусством и собрал разнообразную и интереснейшую коллекцию из более чем тридцати тысяч книжных знаков и гравюр, а также более десяти тысяч книг. И все эти сокровища графической и библиофильской культуры у него не просто хранятся, спрятанными ото всех, а наоборот - постоянно используются для пропаганды искусства экслибриса и графики.

Свой талант журналиста Бакуменко активно использует для рассказа об экслибрисах, как в специальных изданиях, так и в газетах Москвы, многих городов России и сегодняшнего ближнего зарубежья. Виталий Маркович – автор, составитель и издатель многих больших и малых книг о мастерах современного книжного знака, ответственный секретарь Российского экслибрисного журнала. Он организует выставки и постоянно передает специально подобранные серии экслибрисов и гравюр в дар музеям и прежде всего в коллекцию отечественного экслибриса Вологодской областной картинной галереи. На основе собрания и дара В. М. Бакуменко были сформированы выставки «Памяти ушедших» и персональные разделы многих современных авторов на первом и втором Всероссийских конгрессах экслибриса в Вологде в 2004 и 2007 годах.

Наиболее близкой и любимой по своим творческим достижениям для Виталия Марковича стала гравюра на дереве - ксилография. Ксилография – это вид выпуклой гравюры или гравюры высокой печати и это самая древняя техника гравюры. В Китае наиболее ранний из оттисков на бумаге датирован 868 годом. В Европе первая датированная ксилография относится к 1418 году. Началом развития гравюры в России, сначала в основном гравюры на дереве, можно считать середину XVI века, когда началось книгопечатание на территории нашего государства.

А в книгах нужны были иллюстрации, которые в массовом порядке можно было тогда сделать только с граверных форм. Хотя, надо отметить, что задолго до начала печати на бумаге на Руси уже оттискивали (басмили) на коже, бересте и холстине (или, например, на тесте – получались печатные пряники) разные надписи и фигуры, вырезанные на дереве или металле.

Гравюра – это отпечаток (как правило – на бумаге) изображения, вырезанного художником на специальной доске, которая может быть деревянной, металлической или из какого-то искусственного материала, например, оргстекла, пластика, резины или линолеума, также могут делаться отпечатки и со специально обработанных камней. Вообще термин «гравюра» включает в себя все способы ручной обработки деревянных, металлических или каменных поверхностей для печатания оттисков. В соответствии с тем, какая часть поверхности-доски покрывается краской при печати, то есть оказывается печатающей, различают три вида гравюры: выпуклая гравюра (гравюра на дереве или ксилография, гравюра на линолеуме и пластике), углубленная гравюра или гравюра глубокой печати (все разновидности гравюры на металле) и плоская гравюра (литография и ее разновидности).

До конца XVIII века существовала лишь обрезная (ХI), или продольная, ксилография. При этом виде гравюры на дереве плоская отполированная доска (дерево вишни, груши, яблони), непременно продольного распила, вдоль волокон дерева, загрунтовывается, поверх грунта пером наносится рисунок, затем линии с обеих сторон отрезаются острыми ножичками, а дерево между линиями выбирается особым долотом на глубину 2-5 мм. При печати краска накладывается (прежде тампонами, впоследствии – валиком) на выпуклую часть доски, на нее кладется лист бумаги и равномерно придавливается – прессом или вручную, таким способом изображение с доски переходит на бумагу. В последней четверти XVIII века англичанином Томасом Бьюиком был придуман способ торцовой, или поперечной, ксилографии, при котором доска выпиливается поперек ствола, так что волокна дерева идут перпендикулярно поверхности доски. При торцовой ксилографии употребляют плотное дерево (бук, самшит) и режут специальным резцом – штихелем, след которого в оттиске дает белую линию. В настоящее время большинство художников-графиков работают именно в этом виде ксилографии. На выставке представлены все возможные типы и сюжеты гравюры – это экслибрисы, книжные иллюстрации, гравюры с пейзажами и различными бытовыми сценами, портреты.

Экспонируются классические работы «мэтров» российской печатной графики Андрея Гончарова, Анатолия Калашникова, Николая Калиты, Михаила Верхоланцева. В ряду наиболее значительных достижений в искусстве современного экслибриса нельзя не отметить работы таких выдающихся и широко известных мастеров старшего и среднего поколения бывшего СССР как Константин Козловский, Иван Кириакиди, Владимир Кортович, Юрий Космынин, Лембит Лыхмус, Федор Молибоженко, Валерий Покатов, Евгений Терехов и Вадим Фролов.

В выставке участвуют графики, живущие сейчас в разных странах, но все художники старшего поколения начинали создавать экслибрисы еще во время существования единого Советского Союза, что и позволило объединить их работы в общую экспозицию. Очень интересно проследить и то, как используют и развивают в своем творчестве достижения своих старших товарищей представители среднего и младшего поколений российских графиков – Юрий Молибоженко, Денис Реутов и самый молодой из участников выставки Григорий Бабич, работы которого в основном выполнены в ультрасовременной стилистике нашего компьютерного века. Надо отметить также, что практически все художники – участники этой выставки были участниками и лауреатами различных международных и национальных выставок и конкурсов экслибриса и графики. Выставка «Мастера искусства ксилографии», представляющая произведения выполненные только в одной графической технике, дает всем посетителям прекрасную и редкую возможность увидеть и оценить и красоту классической гравюры на дереве, и всё многообразие достижений этой техники в ее современном развитии в новой экспозиции Шаламовского дома.


Вологодская областная картинная галерея Адрес: Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10 Проезд: Проезд от железнодорожного и автобусного вокзалов: тролл. № 1 - до остановки ТЮЗ (ул. Октябрьская); тролл. № 4 - до остановки Каменный мост. Далее пешком на Кремлевскую площадь или к филиалам Телефоны: (8172) 721433, (8172) 721228 URL: www.cultinfo.ru/gallery EMail: chief-gallery@mail.ru

Вологодская областная картинная галерея

Адрес:

Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10

Проезд:

Проезд от железнодорожного и автобусного вокзалов: тролл. № 1 - до остановки ТЮЗ (ул. Октябрьская); тролл. № 4 - до остановки Каменный мост. Далее пешком на Кремлевскую площадь или к филиалам

Телефоны:

(8172) 721433, (8172) 721228

URL:

www.cultinfo.ru/gallery

EMail:

chief-gallery@mail.ru