dona

Редкие гравюры из собрания
Радищевского музея


Рембрандт Харменс ван Рейн Петр и Иоанн у дверей храма.1659 г.
Радищевский музей давно и плодотворно сотрудничает с ведущими музеями страны. Совместные проекты с Государственным Эрмитажем, Русским музеем всегда находят положительную оценку общественности. Сотрудники этих музеев оказывают нам поддержку и в научно-исследовательской работе. В частности, развивается практика проведения индивидуальных стажировок, связанных с изучением музейных коллекций. Радищевский музей планирует издание каталога западноевропейской гравюры, поэтому её всестороннее изучение является одним из направлений работы научно-фондового отдела.

Собрание зарубежной гравюры нашего музея составляет три тысячи предметов, включая листовой материал и альбомные издания. Хронологически они охватывают пять столетий – с XVI по XX век включительно. В разной степени представлены все европейские школы в период становления, развития и распространения данного вида искусства. Это французская, немецкая, итальянская, нидерландская, голландская, фламандская гравюра. Также печатная графика Австрии, Швейцарии, Бельгии.

Одним из интереснейших и самобытных является собрание голландской гравюры, насчитывающее около 200 листов. В 2010 году первые результаты научного исследования данной коллекции были представлены автором этого материала, ставшим хранителем фонда зарубежной гравюры в конце 2009 году, на юбилейных Боголюбовских чтениях. (Голландская гравюра в Радищевском музее. Источники комплектования и обзор коллекции // Собирательство как феномен культуры. XII Боголюбовские чтения. Материалы международной научно-практической конференции. Саратов, 2011).

В связи с дальнейшей каталогизацией западноевропейской гравюры возникла необходимость провести консультации с ведущими специалистами в этой области искусства. Мы обратились к заведующему отделением гравюр Государственного Эрмитажа, хранителю голландской гравюры Григорьеву Роману Геннадьевичу. Ранее им уже была оказана большая заочная консультативная помощь. Теперь в столь важном личном общении предстояло выяснить или уточнить авторство, названия, датировки многих гравюр, а также «оригинальность» оттисков и, если возможно, досок, с которой они были отпечатаны. Ещё нам было интересно поработать с редкими изданиями разного времени о гравюре, которыми располагает Государственный Эрмитаж. Например, с уникальным каталогом Адама фон Барча. (Bartsch A. Lepeintregraveur. – Vienne, 1805–1821. 21Vols.) В нем описаны все, известные на то время, западноевропейские гравюры. И с его сравнительно недавно переизданным вариантом, где воспроизведены сами гравюры. (Bartsch A. The illustrated Bartsch / gen. ed. Walter L. Strauss. – New York :Abaris books, 1978–1983. 48Vol.)

Стажирование состоялось с 23 по 29 мая 2011 года. В результате проделанной работы сделаны уточнения в атрибуции150 предметов. В частности, подтверждено авторство двух офортов Яна де Бисхопа, двух гравюр резцом Корнелиуса Блумарта, трёх гравюр анималистического стиля Яна Фисхера, двух работ аналогичного жанра Николаса Питерса Берхема Старшего и трёх офортов Германа ван Сваневельта. Так же - пяти офортов, с изображением голландских типажей XVII в. Питера Кваста. Уточнены даты и названия семи «Пейзажей» Антониса Ватерло.

Осталось неизменным авторство Адриана ван Остаде для двадцати четырех офортов. Однако три его гравюры вызвали некоторые вопросы. Две из них – «Крестьянин, носящий кепку» и «Улыбающаяся крестьянка» отличаются от «оригиналов». В одном из современных изданий о творчестве А. ван Остаде указано, что в начале XIX века неизвестным были выполнены новые доски, с которых и сделаны наши два офорта. Тема другой доски нашла продолжение в «Автопортрете» А. ван Остаде, выполненном в черной манере. Как известно, сам гравер не работал в этой технике. То же издание содержит информацию, что интересующий нас оттиск был сделан с доски Якоба Голе (1660-1737) по рисунку А. ван Остаде. Таким образом, атрибуция данного предмета полностью изменилась.

Отдельно нужно отметить исследование офортов Рембрандта Харменса ван Рейна. Известно, что его гравюры часто подделывались. После смерти художника все доски исчезли. В связи с этим, подлинность работ всегда вызывает большие вопросы. В собрании Радищевского музея хранятся семнадцать офортов, поступивших как Рембрандт. Однако при более тщательном изучении выяснилось, что, по всей вероятности, только шесть оттисков были сделаны с оригинальных досок: «Петр и Иоанн, исцеляющие паралитика у дверей храма» (1659), «Автопортрет с Саскией» (1636), «Рембрандт с короткими волосами», «Стоящий нищий», «Синагога», «Воскрешение Лазаря».

Семь офортов являются копиями неизвестных граверов, предположительно, XVII-XVIII вв. Четыре гравюры – копии в обратную сторону, тоже неизвестных граверов того же времени. Среди них библейские сюжеты, автопортреты Рембрандта, портрет Яна Сикса, перса, изображение животного – свиньи.

Используя возможности индивидуальной стажировки, хотелось выяснить авторство и некоторых «неизвестных». Как правильно, такие листы обрезаны и, чаще всего отсутствует нижнее поле, где располагается информация о художнике, гравере, издателе. «Опознать» такие гравюры чрезвычайно сложно, при этом нам удалось кое-что выяснить. В результате, в нашей коллекции появилась гравюра Давида Тенирса Младшего из серии «Пять чувств». Автор был определен по монограмме в правом верхнем углу. Мы нашли ее расшифровку в справочнике Георга Наглера «Монограммисты» (1858).

Две гравюры резцом, оказались работами Маркантонио Раймонди - портреты римских императоров Цезаря и Августа. Автор был установлен благодаря справочнику А. фон Барча, где опубликованы эти работы. Нашли свое место в голландской школе и семь офортов Антониса Ватерло, которые также числились как работы неизвестного художника.

Отметим, что собрание голландской гравюры Радищевского музея вызвало интерес сотрудников Государственного Эрмитажа, во многом получило высокую оценку и положительные отзывы. Мы искренне благодарим наших коллег – заведующего отделением гравюр, хранителя голландской гравюры Григорьева Романа Геннадьевича и хранителя орнаментальной гравюры Конева Александра. Их профессионализм и бесценный опыт позволили провести результативную научно-исследовательскую работу, что является важным этапом в каталогизации западноевропейской гравюры. Мы надеемся на продолжение этого плодотворного сотрудничества.

Алексеева Вера Юрьевна – хранитель фонда зарубежной гравюры,

старший научный сотрудник научно-фондового отдела

Саратовского государственного художественного музея им. А. Н. Радищева.


Саратовский государственный художественный музей им. А.Н.Радищева

Адрес:

Саратовская область, г. Саратов, ул. Радищева, 39, ул. Первомайская, 75

Проезд:

Тролл. 1, 2, 3, 5, 9, авт. 11, 12, 33, 284 (а, б, к) до остановки "Улица А.Н. Радищева"

Телефоны:

(8452) 26-16-06, (8452) 26-12-09

URL:

www.radmuseumart.ru

EMail:

radmuseumart@radmuseumart.ru