dona

Русские мотивы в творчестве Виктора Новикова

c 19 сентября по 20 октября 2014 года

Вологда

Виктор Новиков - человек страстный и увлекающийся. Он многое умеет и многое успевает. Виктор - художник, собиратель и исследователь, посвятивший себя изучению славянской культуры и живущий по укладу наших предков. У него за плечами сорокалетний опыт творческой деятельности, участие в десятках выставок не только областных и региональных, но и крупных всероссийских, в том числе трех персональных, две из которых под названием «Русь заветная» проходили в Вологде в 1997, 2002 годах и наглядно продемонстрировали интерес художника к культуре древних славян.

На этой почве в Вологде им была создана художественная мастерская «Новикъ», преобразованная в историко-художественный центр. Здесь художник работает над своими произведениями и руководит выполнением художественной резьбы и росписи. Интерьер мастерской напоминает отчасти крестьянскую избу, она буквально завалена старинными предметами домашнего обихода, церковной утварью, книгами и повсюду развешены пучки душистых, целебных трав. Творческая атмосфера мастерской пропитана «русским духом», основа ее деятельности - сохранение и продолжение древних традиций. И свой быт Новиков стремится организовать в соответствии с этими традициями. По характеру ему близки русская рубаха и русская еда, словом, все русское. В рубахе он видит оберег и это взаимосвязано с традициями народа, а пища должна быть здоровой. Краюха ржаного хлеба, луковица, кринка с молоком - вся простота и незатейливость крестьянского быта, какую мы находим в его произведении «Деревенский натюрморт» (1997). Красный цвет, введенный в колористическую гамму холста, также связан с древней символикой и народными традициями.

Осознание любви к Родине, близость к родной земле подтолкнуло художника к созданию жанровых произведений, таких как, Из детства (Память) (1986), Дела давно минувших дней (На родной земле) (2000), Купальский вечер (2004). Мотив деревянного сруба (Память), потемневшего от времени, трава у дома, порхающая над цветком яркая бабочка, форма крыльев которой повторяется в текстуре бревен, все это образует цепь детских воспоминаний автора, передает, по выражению художника, ни с чем не сравнимое ощущение Родины, родного дома, родового гнезда.

Дела давно минувших дней - здесь сливаются сказочно-былинные образы: древнего человека, медведя, птицы с образом реальной природы. Доминанта композиции - камень с надписью Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой и вековой дуб. Они читаются как символы вечности, крепости, незыблемости бытия. С тщательностью этнографа воспроизводит Новиков орнаментальный рисунок в костюме главного героя, с какой-то трогательной наивностью раскрывает в произведении тему любви к родной культуре.

Этнографический подход использован автором при создании произведения Купальский вечер. Особо приподнятое чувство народного гулянья, запах свежевыскобленного к празднику деревянного пола, сияющего как воск, ощущение выбеленного на морозе холста, горячая энергетика огня русской печи, сумеречная загадочность и затаенный смысл русских чудо-сказок, рассказанных бабушкой долгими зимними вечерами..., - вот так говорит с нами художник. Сама тема - необычность, сакральность обрядового действа, совершаемого в этот день, чудеса Купальской ночи передают загадочность происходящего и создают настроение праздничности. Символ праздника -женский венок из полевых цветов и трав. Он находится в центре композиции и как кольцо соединяет человека и природу.

Тяга к родной земле у Новикова возникла не случайно. Виктор Иванович родился на древней славянской земле, на самом стыке современной Калужской и Смоленской областей. Край удивительно живописный, богатый прекрасными, широкими, уходящими вдаль просторами, от созерцания которых невольно успокаивается душа и возникает ощущение гармонии. Здесь, в протяжной русской песне, в народном крестьянском костюме живет душа народа, здесь земля бережно хранит наследие наших предков, здесь все объединилось в цельную, неразделимую картину жизни человека и природы. Предки Виктора Ивановича были крестьянами Калужской губернии, и семейными корнями он связан с древней вятической землей, оттого и именует себя вятичем. С раннего детства Виктор испытал любовь и уважением к родной земле, крестьянскому труду, к отечественной истории. И эта любовь, вера в свое Отечество, родную Русь нашли выражение в его произведениях.

Впервые к теме славяно-русской истории он обратился в период окончания Московского художественно-промышленного училища (1968-1974) и успешно реализовал художественные задачи в технике гобелена (Град-Китеж, 1973). В 1975 году он вновь обратился к этой теме при создании гобелена Сказание о Граде-Китеже. В 1982 году, завершая учебу в Московском полиграфическом институте, своей дипломной работой он выбирает оформление исторического романа Валентина Иванова Русь изначальная (1982). Молодого художника увлекает возможность раскрытия темы ограниченными средствами, где исторические лица предстают в немногочисленных иллюстрациях. Плавность, округлость линий рисунка тушью смягчает суровость и аскетичность облика древних героев. Таким образом, уже в раннем творчестве определилась тема будущих произведений художника и появилась конкретная творческая направленность.

Образу русского воинства под предводительством князя Святослава Игоревича посвящено произведение Памяти славных предков (2002). В центре композиции изображен главный герой, за ним дружина князя, замыкает композицию изображение небесного покровителя - Даждьбога. Чувствуется неподдельный интерес и знание автора русской истории в деталях проработки сюжета. Богатырский дух, красота и сила соединились в торжественный гимн славы русскому оружию.

Облик художника складывается из двух звеньев: первое - исследовательский интерес к славянской культуре; второе - собирательский интерес и коллекционирование предметов материальной культуры древних славян. Не случайно, историческая тема занимает отдельную страницу в творчестве Новикова.

Приехав в Вологду по распределению после окончания Московского полиграфического института в 1982 году, художник был покорен обликом древнего города, памятниками деревянного зодчества, и это послужило началом работы над серией графических листов Деревянное зодчество (1987). Архитектура Вологды не раз привлекала к себе внимание художника, так одной из его ярких работ является Старая Вологда. Колокольня Владимирской церкви (1989), запечатлевшая один из уникальных памятников начала XVII века - каменную шатровую колокольню. Позднее этот интерес не остыл, и в этюдах, написанных маслом во время летнего пленэра 2004 года, во всей красе предстали памятники архитектуры Великого Устюга (Киприяновская церковь Михайло-Архангельского монастыря, Ворота Михайло-Архангельского монастыря).

В архитектурных деталях, в вещах старого быта художник находит новые мотивы для своих произведений. Так родилась серия работ Уходящие ремесла: Лампы, Дымники, Старые лампы, Вологодские дымники. Работа над ней началась еще в 1992 году и первоначально мотивы нашли художественное решение в станковой графике. Затем последовал живописный вариант 2004 года. Композиционно объединив мотив ламп и дымников с деревянной архитектурой, этот сюжет художник переводит в живописный вариант, находя наиболее удачное художественное решение.

Автор владеет самыми разными живописными и графическими техниками. Пишет маслом и темперой, работает в оригинальной и станковой графике, занимается гобеленом. Среди оригинальной графики Новикова выделяется серия По славянским мотивам (2003), состоящая из трех произведений: Пардус (Барс), Птицы клевучие, О славянской письменности, при создании которых художник прежде всего обращается к древнерусским мотивам. При всей декоративности подхода к изображению драгоценного мерцания золота в Пардусе и холодного блеска перламутра в Птицах клевучих большее внимание художник уделяет передаче объема резного орнамента. Иной характер в произведении О славянской письменности в изображении древних фолиантов в соединении с берестяными грамотами и деревянной игрушкой. Здесь главным для автора является графическое решение. Серия По славянским мотивам отличается оригинальностью сюжета, декоративностью и творческой фантазией.

Декоративный подход характерен в целом для творческого почерка Новикова. Так графические листы Набат (1977) и Время (2003) объединены замыслом и композиционным решением, но различны по цветовой гамме и выполнены в разных материалах. Первоначально Набат был задуман как эскиз к гобелену, но переработанный в технике темперы обрел черты самостоятельности. Время, напротив, сразу было задумано в технике пастели. Сам мотив колокола, призывающего к действию, воспринимается своего рода символом и важен для философских размышлений автора. Вологодская земля стала для Новикова второй Родиной, она открыла ему красоту и прелесть северной русской природы. Именно здесь, на Вологодчине, он сложился как художник.

Одна из многочисленных техник, которыми он владеет, - акварель, позволяющая передать всю свежесть природы. В акварельных работах наиболее ярко проявляются манера художника, его темперамент и чувства. Примером тому служат пейзажи, созданные им в разные годы Ветка (1972), Осень в деревне (1985), Золото осени (1995), Туча уходит (2000). Техника акварели требует прежде всего эмоциональной отдачи, поэтому художник работает умом и сердцем. Но часто рассудочность уходит на второй план и появляется авторское начало. Опираясь на народное искусство, традиционным для Новикова является обращение к исконно русскому пейзажу. Убежденный традиционалист, он рассматривает национальный пейзаж как классическое русское наследие. Опора на традиции в искусстве принципиально важна для художника. Даже иконографический образ святого Николая Чудотворца (Никола Северный, 2004) представлен на фоне пейзажа, одновременно выражая и духовность, и национальную самобытность. Виктор Новиков - художник неординарный и многоплановый. Круг тем близких ему включает: славяно-русскую историю, философию, историю религий, духовное здоровье нации. Многообразие технических приемов помогает Виктору Ивановичу тонко передать свое восхищение нашей северной природой, любовь к традициям предков. Художник постоянно находится в поиске, он полон сил и энергии, у него большие планы на будущее, и хочется надеяться, что все это, объединившись в его кипучей натуре, принесет свои творческие плоды.

На персональной выставке В.И.Новикова в залах Вологодской областной картинной галереи представлены живописные и графические работы разных лет, а также коллекция предметов русского быта – старинные прялки, утицы, утюги, пряничные доски, дымники, керамика XIX – XX веков, собранные и сохраненные самим художником до нынешнего времени. Эта выставка пробуждает у каждого человека интерес к традиционной русской культуре, позволяет почувствовать связь традиций, эпох, поднимает порой забытые когда-то пласты русского народного искусства.

Вологодская областная картинная галерея

Адрес:

Вологодская область, г. Вологда, Кремлевская площадь, 10

Проезд:

Проезд от железнодорожного и автобусного вокзалов: тролл. № 1 - до остановки ТЮЗ (ул. Октябрьская); тролл. № 4 - до остановки Каменный мост. Далее пешком на Кремлевскую площадь или к филиалам

Телефоны:

(8172) 721433, (8172) 721228

Сайт:

www.cultinfo.ru/gallery

EMail:

chief-gallery@mail.ru