dona

Старинные турецкие ковры

Одним из распространенных видов художественного ремесла было ковроделие. Еще знаменитый арабский путешественник Ибн-Баттута, посетивший Малую Азию в 30-х гг. XIV в. восхищался коврами из Аксарая и отмечал, что они славятся по всему Востоку. Исследователи полагают, что высококачественные шерстяные ковры изготовлялись не только в этом городе, но и в Конье и Сивасе.

Турки считают, что они первыми изобрели ворсистый узелковый ковер. Однако они являются всего лишь наследниками давней прекрасной традиции текстильного производства, восходящей к кочевым племенам Центральной Азии, где и были найдены первые из известных ковров. Кроме того, пришедшие в Анатолию со своими стадами овец и коз турки обнаружили там уже многовековую традицию ковроткачества.

Например, считается, что фрески в хеттском городище Чатал-Хююк (ок. 6500— 5300 гг. до н. э.) воспроизводят килимы, т. г. безворсовые ковры и ковровые дорожки. В Гордионе было найдено множество грузиков от ткацкого станка в форме галек; кроме того, рисунок тамошних мозаичных полов чрезвычайно похож на текстильные орнаменты.

Древнее искусство ковроткачества в Турции передавалось из поколения в поколение.

В Турции продаются как старинные, довольно дорогие ковры, так и новые, выполненные в старинной технике и стиле. Ковры бывают ручной или машинной выделки. Если, согнув ковер, вы уведите на обратной стороне узелки, а ворс нельзя вытащить, значит, ковер ручной работы.

Самые древние ковры в Турции можно увидеть в Музее турецкого и исламского искусства в Стамбуле, а также в Музее Коньи. Это грубо, но мощно орнаментированные сельджукские ковры, датируемые XIII в., обнаруженные в начале нынешнего столетия в столице сельджуков Конье и близлежащем городе Бейшехире. В стамбульском музее также выставлены образцы турецкого ковроделия всевозможных стилей и рисунков. Орнаменты самые разнообразные: от геометрических фигур до арабесок, которые встречаются на некоторых коврах из султанского дворца, сотканных в мастерских Стамбула и Бурсы. Эту традицию унаследовали шелковые и шерстяные ковры из Хереке, где в 1891 году была основана придворная фабрика.

Продолжая традицию османского придворного ковроделия, сегодня ковры в Хереке ткут также по специальным эскизам, представляющим механическое соединение различных стилей. Девушки, работающие на фабрике, способны творить чудеса, например, завязать 30 узлов в минуту. Значительная часть самых старых из выставленных в музеях Стамбула ковров соткана в Западной Турции, в районе Ушака.

До сих пор город Кула является важным центром их производства, хотя современные тамошние ковры мало похожи на своих предшественников и ткутся в пастельной гамме по кавказским образцам для внешнего рынка.

В отличие от них старинные турецкие ковры обладают индивидуальной палитрой, включающей насыщенный пурпур, сверкающий желтый и яркий зеленый цвета в дополнение к боле обычным оттенкам красного и синего.

Старинным коврам с геометрическим узором в красных и синих тонах в настоящее время соответствуют ковры из Бергамы и Ягджибедира. Начиная г XIV г. турецкие ковры, видимо, в большом количестве экспортировались в Европу. Довольно много их можно увидеть в европейских церквях и на картинах, которые являются важным источником информации о турецких коврах XIV—XVII вв. Английский король Генрих VIII, начав покупать их, уже не мог остановиться. Он позировал Гольбейну на турецком ковре и был счастлив завладеть большой коллекцией ковров своего фаворита кардинала Уолси, когда тот впал в немилость. Хотя описи того времени указывают, что примерно половина из его 800 ковров были турецкими, но, как и многие последующие коллекционеры, король не заботился о своих коврах, и все они сгнили на сырых камнях королевского дворца в Хэмптон-Корте.

Многие старинные турецкие ковры сохранились до настоящего времени благодаря обычаю жертвовать ковры мечетям. Полы мечетей до сих пор представляют собой витрину местного ковроделия. Народная традиция ковроделия существовала бок о бок с изысканным производством в придворных и городских мастерских. Вплоть до настоящего столетия я в большинстве домов был и ткацкие станки, из которых ткали ковры и половики, всевозможные сумки, и также шали и другие предметы одежды. Нитки для этих домашних ткацких станков прялись вручную на веретенах или прялках в районе Черного моря из шерсти местных овец и коз, хлопка или льна. Получаемые из различных местных анатолийских растений краски давали широкую палитру цветов. Наиболее известен корень марены, дающий оттенки от кирпично-красного до оранжевого и даже розового и темно-пурпурного. Корень марены был доходной экспортной культурой, поскольку только из него получали надежную красную краску вплоть до появления синтетических красок в 1860-х гг. Лишь в конце 19 столетия на территории страны появились синтетические краски.

Другие важные растительные краски добывали из индиго (синий цвет), шафрана (желтый) и грецкого ореха, тоже экспортной культуры (черный и коричневый). В большинстве случаев и отдельно взятом домашнем хозяйстве не хватало возможностей и мастерства для того, чтобы покрасить достаточное количество шерсти, поэтому в каждом квартале был специальный красильщик. В некоторых сельских районах потребности общин удовлетворялись бродячими красильщиками.

Именно килимы и ковры, сотканные из шерсти, окрашенной растительными красками, выполненные традиционным орнаментом, больше всего ценятся современными коллекционерами. Растительные краски обладают светящимся, но тем не менее гармонично варьирующим блеском, с которым не может сравниться ядовитая монотонность синтетических красок. Первые анилиновые красители ....и ковров не стало.....

Музей ковров расположен в Стамбуле, в Голубой мечети, ранее на его месте располагался султанский павильон. Здесь со всех уголков Турции собраны прекрасные ковры и паласы. Такого обилия ковров вы не видели, ради этого, планируя ехать в туры в Турцию и Стамбул, выделите время для посещения этого дивного уголка народного искусства. 

Виды турецких ковров

Турецкие ковры изготавливаются на специальных станках путём вывязывания узелков из шерсти или шёлка на хлопчатобумажных или шерстяных нитях основы. Стоимость и качество ковра определяет не только его рисунок и материалы, из которых его изготавливают. Одним из главных критериев стоимости и качества классического турецкого ковра является плотность ковра, то есть количество узелков на одном квадратном сантиметре ковра.

Существуют два основных вида ковров: собственно ворсовые ковры (халы), которые создаются вязкой узлов, и безворсовые (килим), ткущиеся посредством вертикальных (основа) и горизонтальных (уток) нитей. Килим обычно изготавливают в особой технике ткачества, когда между узорами образуются щелевые просветы.

Традиционно ковры в Турции изготавливаются из шерсти, однако можно встретить и изделия из шелка. Перед началом процесса шерсть для ковра моется, прочесывается, прядется и окрашивается.

Долгое время в турецком ковроткачестве для окраски ковров использовались растительные экстракты: корень марены давал красный цвет, индиго – синий, а ромашки – желтый. В 1863 году, с момента появления химических красителей, ковроткачество перешло на новую систему окраски, сохраняя при этом традиционную цветовую палитру.

К старинным образцам можно отнести ковры, выполненные в пурпурном и ярко-желтом цвете, современные изделия в пастельных тонах – это, в большей степени, шаг навстречу европейским потребителям, уводящий прочь от оригинальной культуры плетения ковров. Среди наиболее ценных образцов турецких ковров абсолютное большинство - сотканные из шерсти, окрашенной растительными красками и выполненные с традиционным орнаментом.

Ковры других стран

Персидские ковры знакомы нам еще по сказкам, но описать красоту настоящего произведения искусства невозможно. Считается, что именно персидские ковры имеют самую широкую гамму красок, а их орнаменталистика вообще не поддается описанию. Каждый исторический регион современного Ирана имеет свои традиции производства ковров: Кум, Наин, Tебриз, Исфахан, Габе, изделия, созданные в этих городах можно узнать по характерным, неповторимым особенностям: легкости, мягкости и чистоте исполнения.

Афганские ковры – несколько однообразные, но имеющие собственную орнаменталистику изделия. Производятся преимущественно вручную и продаются за пределами страны. Наибольший интерес представляют шелковые ковры.

Туркменские ковры – во все времена славились самобытностью, отличительной чертой является цвет бордо, положенный в основу абсолютного большинства туркменских ковров. Символика изображений испытала серьезное влияние со стороны представителей различных религиозных течений, некогда побывавших на территории страны. Среди современных направлений развития искусства ковроткачества – создание портретов на коврах.

Азербайджанские ковры – как правило, жанровые с очень богатой орнаменталистикой и неожиданно разнообразными красками. Имеют свой уникальный почерк, сильно различающийся даже в пределах одного села.

Среди наиболее известных ковроткачеством стран можно вспомнить Дагестан, Марокко, Армению, Пакистан и Китай, все они имеют свой неповторимый стиль и секреты производства ковров. Но для них существует одна характерная особенность – наиболее интересными, запоминающимися и восхищающими являются те ковры, которые создаются в традиционном русле, с использованием старинных рецептов красок.