dona

Культура коренных народов Австралии

Основная территория Австралии мало заселена. Большинство населения проживает в городах, расположенных на узкой полосе земли вдоль восточного и юго-восточного побережья; только  Канберра находится чуть дальше от берега. Население страны в основном городское (85%); коренное население, аборигены, составляют всего 1,5% от общего числа австралийцев.

На материке Австралии - очень сухой и жаркий континентальный климат.

Люди жили на территории Австралии уже за 40 тыс. до н.э. Инструменты, используемые человеком за 8 тыс. лет до н.э., на всех материках выглядят одинаково: скребки, сколки каменных пород, палки-копалки.

Из-за своего географического положения Австралия на протяжении сотен лет была фактически отрезана от окружающего мира, поэтому влияние других народов было минимальным. Природные условия континента обеспечивали аборигенам  охоту и собирательство. Результатом этого стало пребывание австралийцев на примитивной стадии развития с точки зрения цивилизации. На несколько более высокой стадии развития находились коренные жители Океании.

Коренное население Австралии при появлении европейцев насчитывало около 300 тысяч человек. Это были кочевые племена, не знавшие земледелия и скотоводства, ткачества и гончарства, не умевшие обрабатывать металл. В семейных отношениях парный брак еще только зарождался. Европейцы, наблюдавшие за аборигенами, сначала полагали, что у них отсутствуют религиозные верования. Но на самом деле именно религиозные воззрения, главную роль в которых играл тотемизм, являлись основой повседневной жизни, социальных отношений и культуры австралийцев.

У большинства австралийских племен господствовало представление о том, что в отдаленные времена (так называемое «время снов»), жили фантастические полулюди-полуживотные – мужчины-эму, мужчины-кенгуру, женщины-птицы, от которых произошло затем население Австралии. Эти прародители охотились, воевали, женились, устраивали празднеики. Следы их ног и результаты поступков превратились в деревья, водопады, холмы, звезды и т.д. Многие австралийские кланы считают себя прямыми потомками прародителей, а каждая тотемическая группа имеет свой священный участок, особые легенды и специальные обряды.

Культура народов Австралии мало отличается от их верований. Элементы первобытной культуры сохранились у народов, населяющих не только Австралию, но и Океанию, а также Южную и Тропическую Африку. Общие черты этих культур: единство человека и природы, нерасчлененность этих понятий, которая обнаруживает себя в бережном отношении к воспроизводящим силам природы, в системе космогонических представлений и антропогенных мифов, в понятии времени и пространства.

Культура народов Австралии неразрывно связана с религиозными верованиями аборигенов. Их религиозные представления коренятся в понятии мифического стародавнего времени, которое именуют «временем сновидения». В эту мифологическую эпоху, после сотворения мира, первоначальные небесные существа открыли людям таинства и установили нравственные и юридические нормы. С миром усопших и с богами, свидетелями этого времени, можно общаться с помощью священных снов.

Австралийская мифология говорит о том, что предки оставляют в природе следы своего присутствия в виде деревьев, камней и источников. В каждом таком месте существа из «времени сновидений» оставляют «детские духи», которые оплодотворяют проходящих мимо женщин.

Человек сохраняет особую связь с тем священным местом, где, как считается, забеременела его мать, символически связан с каким-либо животным, растением или атмосферным явлением, которое является ему во сне и дает советы. После смерти человек возвращается к своему сну и к священному месту своего зачатия, чтобы, в свою очередь, оплодотворить женщину и обеспечить непрерывность жизни.

Ритуалы также должны обеспечить высокую рождаемость в племени и плодородие в окружающей природе, обеспечивая в нужном количестве дожди, источник жизни растений и животных.

Каждый род связан с одним из видов животных, который является его тотемом (эму, кенгуру и т.п.). Тотему, естественно, нельзя причинять вред, а он, в свою очередь, сообщает полезные сведения в сновидениях.

Обряды инициации совершаются в несколько этапов и растягиваются на многие годы. Они включают физические действия над телом инициируемого, иногда довольно болезненные (обрезание, нанесение шрамов, вырывание зубов, эпиляция), символическое умерщвление и воскрешение. Обряды инициации вырывают молодого человека из среды женщин и одновременно дают ему право совершать священнодействия.

В качестве тотемов выступают чаще всего животные и лишь изредка растения или какие-нибудь предметы. Особенностью тотемизма у австралийцев является половой, когда кроме общего родового тотема у мужчин и женщин существуют еще отдельные.

Индивидуальные тотемы имели колдуны, знахари и вожди. Жители Австралии не считают его чем-то высшим, поэтому неверно говорить о его обожествлении – существует вера только в сверхъестественное родство с ним. Аборигены верят, что в людях живут те же духи, что и в их тотемных животных, растениях, скалах, а также в легендах и ритуальных церемониях. После смерти дух освобождается от тела и возвращается к духовному существованию. Так аборигены связаны с окружающим миром, членами своего рода и другими группами людей по соседству, а также с прошлыми и будущими поколениями.

Тотемизм австралийских аборигенов предполагает взаимную магическую зависимость: с одной стороны, он влияет на человека, спасая от опасности; с другой же, люди тоже могут воздействовать на него. Это влияние выражается, в частности, в церемонии умножения (интичиум), распространенной в центральных районах Австралии. Во время церемонии члены рода стараются сблизиться с тотемом и почерпнуть у него силы. Одним из способов такого сближения было поедание мяса тотемного животного после специальной церемонии, включающей в себя уборку тотемного участка, окропление собственной кровью из вены священных предметов, исполнение обрядовых песен и танцев. Этот обряд призван заставить тотем размножаться.

С ним связаны и верования в сверхъестественную силу определенных предметов, имеющих значение тотемических эмблем. У ряда племен в качестве таких эмблем выступают овальные камни или пластинки из дерева с закругленными концами – чуринги. Их покрывают рисунками, не имеющими общего с тотемом, но символически его обозначающими. Они являются важнейшим достоянием группы и хранятся в особых местах, куда запрещен доступ непосвященным. Обычно таким местом был тотемический центр, отмеченный каким-нибудь природным знаком – скала, пещера или водоем. Здесь хранились реликвии племени и совершались магические обряды. Как правило, сюда запрещался доступ женщинам. В то же время во многих группах проводились тайные женские церемонии, на которых не могли присутствовать мужчины.

Однако тотемизм является не единственной формой религиозного сознания аборигенов Австралии. По свидетельству исследователей, почти все они панически боятся порчи со стороны врага. Любая смерть, болезнь или еще какое-нибудь несчастье тут же связывается с колдовством. В таких случаях принято проводить гадания, чтобы выяснить, где находится враг, наславший порчу. Но на деле к обряду вредоносной магии прибегали крайне редко, т.к. это означало навлечь на себя неизбежную месть родственников жертвы.

Очень развита у австралийцев лечебная и любовная магия. У всех племен существуют знахари, практикующие как лечение целебными травами, так и использование различных форм заговора и гипноза. Если больной излечивался, это приписывалось влиянию магических сил. Применялись магические приемы и для достижения успеха в любовных делах: чтобы привлечь внимание женщины и вызывать у нее ответное чувство, использовали незатейливые украшения, над которыми заранее произносились заклинания. В этом случае обычным формам ухаживания приписывалось магическое влияние.

У многих австралийских племен существует развитая мифология. В языках некоторых народов одно и то же слово обозначает уже упоминавшийся термин «время снов» и легенды, имеющие отношение к событиям той далекой эпохи. Но эти легенды отнюдь не считаются священными. Как правило, в них повествуется о различных небесных светилах или животных. Многие мифы посвящены подвигам разных героев, обычно выступающих в образах полулюдей-полуживотных. Рассказы об их деяниях прошли через много поколений в виде песенных циклов. Исполнялись эти песни во время племенных церемоний, называемых некоторыми народами корробори. Поскольку у аборигенов Австралии не было жрецов, принять в них участие могли почти все взрослые члены племени, сами же песни, служившие в качестве аккомпанемента к ритуальным танцам, обычно исполняли старики.

У большинства австралийских племен религиозно-мифологические воззрения во многом сходны. Так, например, хотя ни у одного народа не существовало веры в единого верховного бога, все же можно назвать несколько особо почитаемых в разных частях материка сверхъестественных существ. Это Ванджина, чье изображение встречается в пещерных рисунках северо-запада Австралии, Байяме, почитавшийся у народов юго-востока, или Атнату, упоминаемый в легендах племен Центральной Австралии. Характерной особенностью является связь с обрядами инициации: именно им приписывается создание людей, установление обычаев и норм морали.

Обряд инициации был важнейшим моментом в жизни юношей, посвящавшихся во взрослые члены племени, и девушек, получавших право вступать в брак. С этим обрядом связаны некоторые церемонии. Обычно трудные испытания ожидали мальчиков – в течение нескольких лет они должны были совершенствовать свои физические качества, развивать охотничьи навыки, придерживаться ограничений в пище. Во многих районах Австралии практиковались обрезания и различные физические увечья. Прошедших испытания учили традициям племени, знакомили со священными местами и ритуальными танцами, обрядами и легендами.

Проходившая в XVIII–XIX вв. британская колонизация привела к гибели большей части коренных жителей Австралии. Оставшиеся в живых во многом утратили свою культуру и прежние верования. Английские миссионеры насаждали среди аборигенов христианство, стараясь приспособить его к местным верованиям. Лишь небольшая часть коренного населения сохранила и продолжает сохранять старые обычаи.

Большая группа религиозных обрядов у коренного населения Австралии связана с погребальным культом. Обычаи захоронения у них очень разнообразны: захоронения в разном положении, кремация, воздушное погребение и даже ношение трупа с собой, а также поедание умерших соплеменников. Однако представления о загробной жизни у австралийцев крайне неопределенные. (Вернее наверное будет сказать, что представления цивилизованных о представлениях аборигенов неопределённые. :-) ) У некоторых племен существуют верования в то, что души умерших отправляются в отдаленные края или на небеса, у других распространены поверья о скорой смерти души после гибели тела.

Литература.

Элькин А. Коренное население Австралии.

  • спасибо

    Гость