dona

Дающий, Лоури Лоис

"Дающий" - это одна из самых заметных детских (точнее, подростковых) книг последнего двадцатилетия. Написанный в жанре антиутопии, этот роман как нельзя лучше отвечает на вопросы, возникающие у самых главных критиков мироустройства - подростков.

Эту книгу очень рекомендуется читать всем, кто тем или иным образом связан хоть с какой-то из общин. По смыслу и содержанию все становится понятно странице где-то на третьей: хороший (хоть и маленький) герой разочаруется в системе и станет бороться с идеальным устройством мира, в котором есть Семейные Ячейки, Воспитатели, Старейшины, Дома Старых, бесправные Роженицы и прочие несознательные элементы.

Автор - Лоури Лоис.

Сама Лоис Лоури о своей книге пишет так: Я сделала так, чтобы уютный и безопасный мир Джонаса понравился читателю. Я выбросила из него всё, что не любила сама: насилие, бедность, предрассудки и несправедливость. Все мои персонажи вежливы и обходительны - ведь мне так нравятся эти качества в людях. Прекрасный мир! В этом мире даже не нужно мыть за собой посуду. Ах, как бы мне хотелось остановиться на этом! Но идеальный мир невозможно построить в реальности, поэтому перед главным героем, обычным подростком, писательница поставила выбор: остаться в этом идеальном мире или отказаться от него, чтобы спасти себя и того, кого он, вопреки запретам, успел полюбить.

Где купить. Книга есть в продаже в Лабиринте, а также в Озоне, , и в Myshop.

В отличие от взрослых антиутопий Джорджа Оруэлла, Евгения Замятина или от подростковой "Зимней битвы" Жан-Клода Мурлевы, в "Дающем" нет внешней борьбы и насилия. Все открытия и вся борьба происходят во внутреннем мире Джонаса. Тем не менее, сюжет книги, с его неожиданными поворотами и беспощадными деталями, держит читателя в напряжении и ломает привычные стереотипы.

Сразу после выхода в 1993 году роман вызвал огромное количество споров. "Дающий" даже попал в список книг, которые группы родителей пытались запретить: они считали, что с юными читателями нельзя говорить на такие серьезные темы. Но, несмотря на критику, книга вошла в школьную программу средних классов американской школы, получила множество престижных наград, включая медаль Ньюбери Американской библиотечной ассоциации. Ее суммарный тираж составил к настоящему моменту 5,5 миллионов экземпляров.

За восемнадцать лет, прошедшие с момента первой публикации, "Дающий" по праву вошёл в число книг обязательных для прочтения. Этот роман, написанный в редком для детской литературы жанре антиутопии, словно отвечает на невысказанные, но оттого не менее острые для подростков вопросы. Почему в мире так много жестокости и боли? Почему иногда так трудно отделить благо от зла? Что будет, если устроить мир "по справедливости", устранив все различия между людьми?

Издательство "Розовый жираф"  - первое в России издательство, в котором главными экспертами являются дети и их родители. Выбирая книги для издания, "Розовый жираф" ориентируется на мнение и вкус детей, ведь именно они заслуживают безоговорочного доверия.

Рецензия на книгу

Для Америки "Дающий" — невероятно важная книга. Она вышла в 1993 году, и с тех пор споры по ее поводу не прекращаются. Она получила множество премий, в том числе самую престижную для американской детской книги премию Ньюбери, и разошлась миллионами экземпляров, хотя критика по большей части разнесла книгу в клочья. Во многих школах "Дающий" включен в школьную программу, в других, напротив, книга запрещена. У нее есть пассионарные заступники и не менее страстные ненавистники.

"Дающий" — антиутопия, роман-предупреждение, действие которого происходит в некотором не очень отдаленном будущем. Как и многие взрослые антиутопии, книга пугает не чудовищными сценами насилия, а самим устройством нарисованного в ней общества. Общества, в котором сбылись все обывательские чаяния и кончились все страхи. Вы хотите избавиться от тревог за завтрашний день? Получайте полный контроль над собственной жизнью от рождения до смерти. Боитесь людей, не похожих на вас? Получайте одинаковость, в которой даже все цвета превратились в единый серый. Хотите не испытывать голода? Получайте контроль за рождаемостью и жесткую систему распределения. Женитесь на тех, кого вам назначили, воспитывайте детей, которых для вас родили, получайте профессию, которую вам определили, и, дожив до старости, отправляйтесь в дом престарелых, откуда вас тихонько "удалят". И все это вместе очень страшно. Особенно страшно потому, что этот чудесный мир, состоящий из совершенно одинаковых коммун, показан в книге глазами ребенка, другого мира не знающего, а тот, который есть, считающего единственно возможным и правильным.

Детям объявляют их будущую профессию, когда им исполняется 12 лет, и главного героя Джонаса назначают Принимающим воспоминания. Оказывается, что в коммуне есть Хранитель воспоминаний — человек, помнящий настоящий мир. Есть причина, по которой прекрасно организованное серое общество нуждается в сохранении (разумеется, тайном) этих воспоминаний, а хранитель уже стар. Джонасу предстоит узнать от него (Дающего), что на свете есть цвета и боль, снег и солнце, семья и Рождество, океаны и пустыни, голод и войны — и понять, что мир, который он привык считать своим, уродлив и жесток.

Сторонники и противники "Дающего" настаивают на крайностях: либо всем обязательно читать, либо запретить. "Я так до сих пор и не поняла, что там запрещать",— говорит Лоури, однако аргументы "запретителей" вполне ясны. Обратная сторона социальной обеспеченности, безопасности, защищенности представлена в книге как несомненное, но очень обыденное зло. Это та самая банальность зла, о которой писала Ханна Арендт. Следует ли предупреждать подростков о том, что зло может быть настолько простым и легким? Кстати, прямо перед "Дающим" у Лоури была еще одна медаль Ньюбери — за книгу о холокосте.

Рецензия: Рита Русакова, Коммерсант-Weekend.

Сейчас в детско-подростковой литературе крайне редко встречается не только такой жанр (антиутопия), но и попытка представить детям образ мира родителей, в котором детям предстоит жить в будущем, когда они сами станут взрослыми. Этот мир детям часто совсем непонятен. Это община. Идеально вежливые люди. Идеально продуманные порядки. Идеально выстроенная СИСТЕМА.

В книге поднимается вопрос о потери связи между поколениями - дети не знают своих родителей, бабушек и дедушек, а старшие поколения полностью устранены из жизни детей. Все вокруг избавились от воспоминаний о семье, счастье и любви и не могут испытывать эти чувства в своей жизни, довольствуясь суррогатами-ритуалами и таблетками. Это УЖЕ антиутопия, и это происходит. Понять это детям подчас трудно. С книгой - понять и осознать можно. А дальше - делать выводы.

Сразу после выхода в 1993 году роман вызвал огромное количество споров.

Дающий даже попал в список книг, которые некоторые группы родителей пытались запретить: якобы с юными читателями нельзя говорить на такие серьезные и сложные темы.  Однако книга вошла в школьную программу средних классов американской школы, получила множество престижных наград, включая медаль Ньюбери Американской библиотечной ассоциации.

Каждый в системе занят своим делом, а дело для человека выбрано советом старейшин. Они долго наблюдают за каждым ребенком и каждому предлагают занятие, к которому он склонен.

Идеально подобраны и семьи. Никаких случайностей. Если ты хочешь создать ЯЧЕЙКУ, то должен подать заявление и тебе подберут человека, который тебе подходит.

Дети тоже подбираются из общей массы и распределяются по семьям, в соответствии с характерами и темпераментами. Каждой семье положено иметь одного ребенка мужского пола и одного женского. 

Все предупредительны, вежливы и правдивы. Врать категорически запрещено правилами. Утопия, которая на самом деле - АНТИутопия.

Главный герой книги, Джонас, и ему скоро исполнится 12 лет. А в 12 лет ребенок в общине становится взрослым, и должно состояться его НАЗНАЧЕНИЕ. То есть будет выбрано то дело, которым он будет заниматься в коммуне всю свою взрослую жизнь.

Но Джонас, как оказывается, не был НАЗНАЧЕН, он был ИЗБРАН. И это две большие разницы. Он станет преемником старейшины. ПРИНИМАЮЩИЙ — единственный в коммуне человек, который имеет доступ к книгам и единственный хранитель воспоминаний. И Джонасу открывается вся оборотная сторона утопии коммуны. 

Оказывается, когда-то, давным–давно, все было устроено совсем не так. В мире было много боли и несправедливости. Были воины и драки. Люди вычеркнули все это из своей жизни. Но вместе с болью из жизни ушла любовь… Ушли чувства, ушли воспоминания. Даже краски ушли. Всем жителям коммуны окружающий мир кажется равномерно серым.

Это очень напоминает один из фильмов - антиутопий, под названием Эквилибриум. Да в общем-то, антиутопии все в чём-то похожи...

Джонас начинает видеть краски окружающего мира, чувствовать, и он понимает, что жить без этого невозможно. Он готов пожертвовать собой ради того, чтобы всем людям вернулась настоящая жизнь, с чувствами и ощущениями. Утопия оборачивается для него враньем, вежливость - фальшью, дружба — подделкой. А за непонятным УДАЛЕНИЕМ из коммуны скрывается убийство… Стирание тех, кто оказался непригоден... Неугодных и неподходящих, несогласных — УДАЛИТЬ, остальным рассказывать о том, что именно такой уклад жизни единственно правильный.

И люди счастливы. Но только они бездушны... Жизнь их - убога и неполноценна. Оставить людей жить а этой страшной для чувствующего человека утопии, или обрушить на них реальный мир? Вопрос для Джонаса не стоит, иначе поступить невозможно...

Книга небольшая, и хотя кажется толстой, там просто шрифт крупный. Многое, о чём рассказывает эта книга - это именно то, что переживает подросток... О чём-то говориться прямо, о чём-то иносказательно... Обязательно нужно читать!

Также рекомендуется почитать антиутопии:

Мы Замятина,  Зимнюю битву Мурлевы, 1984 Оруэлла.

"Зимняя битва"

Зимняя битва - это антиутопия для детей. Хотя "детская" ее принадлежность условна. Ведь если главные герои - дети, это вовсе не означает, что книга рассчитана на детскую аудиторию и только? С другой стороны, Замятина проходят в школе. Оруэлла подростки читают по собственному желанию, те, кто до этого дорос. С Мурлева надо знакомиться лет в тринадцать-четырнадцать.

"Прекрасный стиль писателя, который любит своих читателей. Любит, уважает и почитает их". (Анна Гавальда, ELLE) 

"Эти невероятные приключения в темном и сложном мире захватывают читателя целиком". ("Le monde")

"Удивительная история любви, дружбы, преследований, полная неожиданных поворотов и невероятных фантастических существ, трогает глубоко, до самого сердца". ("Je bouquine")

В Лабиринте книга здесь.

Зимняя битва - битва четырех подростков, совершивших побег из детских приютов, больше похожих на тюрьмы, для того, чтобы возобновить борьбу за свободу, проигранную их родителями пятнадцать лет назад. Есть ли у них хоть какой-нибудь шанс ускользнуть от страшных человекопсов, преследующих их в обледенелых горах?

Стоит ли им надеяться на великодушную помощь племени людей-лошадей?

Выживут ли они на аренах, где проходят вновь введенные в моду Фалангой варварские гладиаторские бои? Их битва - грандиозный гимн смелости и свободе - из тех, о которых говорят, что они проиграны заранее. И все же...

Зимняя битва - захватывающая фантастическая история о борьбе с вымышленным, но от этого не менее страшным тоталитарным режимом, - она становится битвой, в которой каждый рано или поздно должен решить, к какому лагерю он примкнет.

Книга, названная французской критикой лучшей литературной новинкой 2006 года для молодежи, призывает читателя-подростка к размышлению на вечные темы - такие, как человеческое достоинство, ответственность за принятые решения, роль личности в судьбе общества, место культуры в жизни человечества и важность преемственности поколений.

Это произведение одного из ведущих современных французских авторов для детей и юношества Жана-Клода Мурлева, известного русскому читателю по книге "Река, текущая вспять", стало международным литературным событием и за один год было переведено на 11 языков.