dona

Береста в народном быту


В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту.

В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Нижние венцы деревянного сруба, подоконники, перекрытия дольше служили, если между деталями конструкции прокладывали бересту. Вот что писал Петрей Петр в начале XVII века, описывая Московское государство: ...они умеют так ловко и плотно класть бревна одно на другое, что на дом не потратят ни одного гвоздя, они покрывают эти дома досками, а всего лучше корой березы....

В некоторых деревнях и сейчас покрывают баньки и подсобные строения берестой из-за дороговизны рубероида. Крыша, крытая скалой (берестой), служит не меньше 40 лет.

Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. Солонки были разных размеров и видов, часто в виде стилизованной утицы. Разбитые горшки получали вторую жизнь после обвивания их берестяной лентой. Во дворе можно было встретить простую конскую упряжь из бересты, веревки, на рыбацких сетях - поплавки.

Все, начиная с обуви и кончая шляпой, можно было сплести или сшить из бересты. В 1882 году на Всероссийской выставке в Петербурге в финском отделе был выставлен костюм, где шляпа, пиджак, штаны, сапоги были сплетены из бересты. Не могу утверждать, что крестьяне носили берестяные пиджаки, но ступни и болотные сапоги имели широкое распространение. И сейчас есть любители плести одежду из бересты. Так, архангельский мастер В. Миронов сплел для Маши Распутиной юбку, а для Вячеслава Добрынина - пиджак, которые подарил им во время их гастролей в Архангельске. Мечта мастера - подарить смокинг Борису Ельцину.

Прочно вошла береста в мир детства в виде игрушек. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

В таможенных книгах Московского государства (XVII в.) упоминаются берестяные каючки, на которых с верховьев Вычегды доставляли товар в Великий Устюг. Как они выглядели, представить сейчас трудно. А вот каноэ североамериканских индейцев и лодки-берестянки народов Сибири сохранились в музеях Петербурга (РЭМ, МАЭ). Известна и технология их изготовления.

Ни одна телега, ни одни сапоги и конская упряжь не обходились без дегтя. Лучший деготь получался из бересты. Телеги не скрипели, сапоги долго служили и не промокали, а конская упряжь не замерзала на морозе. Запах дегтя известен многим, ихтиоловая мазь содержит березовый деготь. Деготь обладает лечебным, противовоспалительным действием. Много пословиц и загадок связано с берестой, по которым можно судить о том, какое место занимала она, в крестьянском быту.

Стоит в поле дерево древанское, на этом дереве семь угодьев,
Первое угодье - в избе обиходье,
Другое угодье - в кругу вертится,
Третье угодье - старому и малому потешка
Четвертое угодье - на церкву крыша,
Пятое угодье - по дорожке след,
Шестое угодье - на всю ночь свет,
Седьмое угодье - всему миру масло. (Берёза).

Бела береста, да деготь черен.
В огонь крещается, берестой повивается. (Горшок).
Есть еще одна хорошая пословица, которой можно закончить главу:
Кабы не лыко да не береста, так бы мужичок рассыпался.