Прорезная береста
Широкое распространение разнообразной по форме и технике обработки утвари и других предметов из бересты объясняется огромным значением этого материала в жизни народов лесной и таежной зон Европейской части России, а также Сибири и Дальнего Востока.
В Древней Руси бересту использовали как бумагу. Благодаря бересте до нас дошли редчайшие образцы древнерусской письменности, бытовые предметы из бересты нередко украшались прорезным ажурным орнаментом.
Больше всего резьбой по бересте занимались мастера в Великом Устюге и окрестных деревнях. И в наши дни сегодня в деревне Кузино работает цех прорезной бересты, который продолжает традиции старых народных умельцев.
Особенно важно серьезное изучение художественной бересты Великого Устюга XVIII - первой половины XIX века и крестьянского промысла, возникшего в свое время близ города на реке Шемоксе, в связи с возрождением резьбы по бересте на экспериментальной фабрике художественных изделий "Великоустюгские узоры". Старинному занятию шемогодских крестьян, связанному с обработкой березовой коры и изготовлением из нее предметов утвари, уделялось постоянное внимание в обследованиях и отчетах о состоянии промыслов в крае, производимых земскими служащими второй половины XIX века.
Декор великоустюжской скани строится на контрасте подцвеченного фона и ажурного сканого узора. Блестящая фольга служит подложкой для прорезного узора холмогорской кости. В XVI-XVII веках этот прием используется в деревянной резьбе.
Трубки нужно вбить в деревянные рукоятки и заточить с внешней стороны. Вместо трубок с успехом можно использовать листовую сталь. Неплохо изготовить и чеканы — инструменты для нанесения углубленного рельефа. Их делают из толстого медного прутка или из плотной древесины — самшита, груши, можжевельника. Чем больше чеканов и пробойников с различной конфигурацией, тем интересней будет рисунок. Необходимо в работе и шило. Особенно там, где нужно нанести пунктирный рисунок или провести линию.
Внутренняя сторона бересты называется лицевой. С лицевой стороны аккуратно снимите влажной тряпкой остатки коры. Наружный белый слой счистите наждачной бумагой. Пока береста не просохла, она сравнительно легко расслаивается. А высохшую бересту придется распарить в горячей воде и расслоить с помощью деревянного ножа. Тонкая береста пойдет на мелкие работы, толстослойная пригодится для крупных вещей. Чтобы заготовленная береста не скручивалась, уложите ее между двумя досками, придавив сверху грузом. Для работы с берестой нужно изготовить подрезную доску, лучше всего из липы или осины. Кусок бересты приколите кнопками к подрезной доске, Сверху наложите заранее разработанный эскиз рисунка. Твердым карандашом передавите рисунок на бересту — он получится достаточно заметным. При желании его можно усилить, обведя карандашом или наколов шилом. Сложные элементы орнамента вырезайте резаком. Одинаковые и многократно повторяющиеся элементы удобно вырезать пробойниками.
Прорезная береста Великого Устюга является своеобразным видом русского народного творчества.
Для усиления декоративности прорезной бересты часто применяют чеканку. Деревянные или металлические чеканы слегка пристукивают молотком, получая углубленный рельеф. Как и пробойники, чеканы упрощают нанесение на бересту одинаковых элементов рисунка. Точки и штрихи наносятся на бересту шилом. Для начала вырежьте простой орнамент, предварительно изготовив соответствующие пробойники, а затем можно перейти к более трудному рисунку, в котором сложная сквозная резьба выполняется только резаком, а штрихи наносятся шилом. Закончив вырезание, снимите бересту с подрезной доски и подклейте под нее другую, гладкую бересту, которая будет служить фоном. В качестве фона можно использовать и цветную фольгу. Склеивают бересту столярным клеем и обязательно под прессом.
Если береста во время работы слегка пожухнет, протрите ее мягкой тряпкой, смоченной подсолнечным или льняным маслом. Прорезной берестой можно украсить пенал, закладку, карандашницу и множество других полезных предметов, с которыми мы сталкиваемся повседневно.
Резная береста Шемогодья привлекает внимание также и разнообразием форм геометрического орнамента на каймах резного покрова. Излюбленным мотивом резчика было сочетание крупных "цветов" в форме простой розетки с красиво изогнутыми стеблями и стилизованными листьями аканта, обогащенными тонкой "распиской" (тиснением), которая графически более четко выделяет контур рисунка.
Туес с последней фотографии не имеет ничего общего с Шемогодской резьбой по бересте! Это тиражированная штамповка