Ирина Смирнова

Гжель в XVIII веке

В течение всего XVIII века английский фаянс был ос­новным конкурентом гжельского на русском рынке. В течение всего столетия предпринимались попытки создать материал, подобный английскому фаянсу.

Гжель стала первым центром, где начались системати­ческие поиски рецептуры нового материала. Путь к созда­нию тонкого фаянса здесь оказался более долгим и слож­ным, чем на казенной Киево-Межигорской мануфактуре и некоторых купеческих фабриках. В процессе поисков в Гже­ли из местной светлой глины и извести (опоки) был создан новый материал, промежуточный между майоликой и тон­ким фаянсом, получивший название “полуфаянс” или “простой фаянс". Изделия из него имели почти белый, но толстый пористый и непрочный черепок. Однако техниче­ские недостатки посуды искупались ее художественными достоинствами. Разнообразные кумганы изящных форм, квасники, кувшины, кружки, чернильницы, солоницы распи­сывались яркими синими орнаментами, возникавшими тут же, под руками мастеров. Исповедуя единые художественные принципы, руководствуясь традициями промысла, гжельские крестьяне создали из полуфаянса совершенно оригинальный тип изделий, который в значительной мере определял художественное лицо Гжели первой половины XIX века.

С конца XVIII столетия и в течение первых двух десятилетий следующего здесь возникло около 50 фабрик полуфаянса. Одни открывались, другие закрывались, про­работав год-другой. Некоторые смекалистые гжельские кре­стьяне, дела которых шли хорошо, имели даже по две фаб­рики, основывая их с интервалом в полгода - год. Можно сказать, что Гжель переживала в это время полуфаянсовый бум.

Однако конечная цель владельцев этих заведений за­ключалась в создании тонкого фаянса английского типа, что диктовало необходимость экспериментов, усовершенство­вания полуфаянса. Побудительным стимулом служила кон­куренция не только с английскими изделиями, но и с отече­ственным фаянсом Киево-Межигорской фабрики, фабрик Ауэрбаха, Насонова и др.

Только в 1829 году Афанасию Львовичу Киселеву удалось получить белый тонкий и одновременно твердый фаянс, состав которого не уступал иностранному, потому что выдерживал обжиг до такой же степени, как и фарфор.

Отныне гжельский промысел стал самобытным и конкурентоспособным на внутреннем рынке, это и дало толчок в развитии художественному производству в Гжели.