Китайское искусство: резьба печатей

В последнее время изучаю китайский рисунок тушью - очень увлекатальное искусство. Оказалось, что даже катайские печати - тоже искусство. Также в статье собираю адреса тех, кто может изготовить печать.

Резьба печатей – это искусство, когда вместо кисти используется резец. Им на камне гравируются иероглифы и узоры. Резьба печатей – это китайское традиционное прикладное искусство, которое сочетает в себе два искусства: каллиграфию и резьбу по камню. Вырезанные печати имеют не только функциональное значение, но одновременно с этим являются произведениями прикладного искусства.

Резьба печатей не настолько известна, как китайская живопись и каллиграфия, но требует от автора не меньшего опыта и мастерства.

«Жуан ке», как ее называют в Китае, обычно означает гравирование слов на различных материалах - от дерева и камня до хрусталя и бронзы. Готовое клише было, а в Японии, Китае и Корее до сих пор остается печатью частного лица, компании и суда. Традиция использования факсимилье насчитывает 3 000 лет. 

В наши дни резьба печатей не настолько популярна, как другие виды китайского искусства и имеет гораздо меньше последователей. Она не каждому по плечу, поскольку мастер должен освоить каллиграфию, дизайн и структуру материала. И, разумеется, иметь навыки резьбы. Резьба печатей, тем не менее, остается неотъемлемой частью китайского искусства.

Печать необходима на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, ведь она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и потому может выбрать место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию.

Резьба тесно связана с каллиграфией, потому что оба искусства используют один и тот же рукописный шрифт. В ее названии «жуан» относится к каллиграфии, а «ке» означает гравировку. Поэтому печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика. А если он еще и рисует – то его работа ценится очень высоко.

Большинство печатей древности («гу хи») гравировалось на бронзе, роге, агате или нефрите. Однако Вань Мьян, живший в годы династии Юань (1271-1368) обнаружил новые виды мягких камней. Его открытие привело к настоящей революции в этой области, поскольку мастера могли полностью изготавливать печати сами (до этого их обычно делали металлурги). Смена материала превратила резьбу печатей из кустарного промысла в искусство, которое органично переплелось с культурой древнего Китая.

Резьба печатей, или «уин», является четвертым искусством древней Поднебесной, наряду с поэзией («ши»), каллиграфией («шу») и живописью («хуа»).

Печати вырезают двумя способами: инь - белая надпись на красном фоне, и ян - красная надпись на белом фоне.

Китайские печати сверху украшены резьбой, чем она искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют такие факторы, как твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы - инь или ян, а так же количество черт и иероглифов.

История китайских печатей восходит к доисторической династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. Искусство резьбы печатей получило расцвет 22 века назад во время династии Цинь. Тогда китайцы начали вырезать свои имена на домашней утвари и документах(из дерева или бамбука), для того чтобы обозначить принадлежность их к тому или иному хозяину. Потом появилась гравировка персональных имен на кости, нефрите или дереве - собственно то, что мы сейчас подразумеваем под китайскими печатями.

 

Иероглифы на печати могут быть или рельефными или углубленными. Материал для печати выбирается по желанию заказчика. Обычно используется камень, дерево или кость. Но особые ценители и эстеты предпочитают печати сделанные из драгоценых и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, а также из слоновой кости и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или более драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, в то время как ведомства уровнем пониже – деревянные.

Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют иногда произведения искусства, так как украшаются различными фигурами. Особенно часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания. 

Печать, только что вышедшую из рук гравера, следует приложить к подушечке с красящей пастой и затем сделать оттиск на бумаге. Только после этого она готова к практическому использованию.

Многие печати могут служить своего рода талисманами, привлекающими богатство и удачу в нашу жизнь. С помощью таких печатей можно делать оттиски себе и своим знакомым, помещать их в красивую рамку и вешать на стену в качестве охраняющего амулета или амулета приносящего богатство, удачу, любовь.

Красная красящая паста является необходимым дополнением к самой печати; она изготовляется из киновари — соединения, в состав которого входит ртуть. Главными достоинствами красящего пигмента являются его интенсивность и блеск. Хорошая паста отличается сочным цветом, сохраняющим свои свойства на протяжении многих веков. Пасту необходимо время от времени размешивать специальной палочкой, дабы содержащееся в ней масло не скапливалось на поверхности, оставляя под собой затвердевшую корку. Для пущей сохранности фарфоровую коробочку с красящей пастой помещают в деревянный футляр, чаще всего обитый шелком, дабы уберечь ее от случайных повреждений. Искусство гравировки печатей весьма почитается в КНР и на Тайване.

Где купить/заказать китайскую печать.

На этом сайте - продаются заготовки из камня, также резьба печати на заказ - от 750 рублей. Там же можно купить красную пасту.

 


Частный мастер (962) 916-72-28. Изготовление печатей, штампов, факсимиле в Москве. Возможно срочное изготовление печатей - за 1 час . Быстро и Качественно изготовлю или восстановлю по оттиску печати, штампы и факсимиле. Любая сложность. Конфиденциально. Доставка курьером.

Можно сделать заказ не выходя из дома, отослав оттиск печати или штампа по e-mail. Доставка по Москве - 200 рублей. По области - 400 рублей. Оснастки есть любые, в т.ч. автоматические и карманные! Заказы по электронной почте принимаются круглосуточно!!!

 

Контактная информация:

e-mail: onstamp@yandex.ru
телефон: 8 (962) 916-72-28 Александр

 


Также нашла печати здесь - www.studychinese.ru. Кажется, без гравировки - просто заготовки.

Смотрите также - фото детских рисунков тушью.

  • Про краску отзыв человека:
    Я привезла краску для печати из Китая - по запаху она подозрительно напоминает гуашь. Так что, по-видимому, состав похож.

    dona
  • Про китайские кисти для живописи и каллиграфии здесь:
    www.hnh.ru/culture/2011-01-09-12

    dona
  • Фото моих печатей (и кистей) для каллиграфии и рисунка тушью здесь:
    www.hnh.ru/culture/2011-04-19-2

    dona
  • Здравствуйте! Спасибо большое, отличный материал. Скажите, вы использовали какую-то литературу или собственный опыт для написания статьи? ☺

    Гость (Катерина)
  • dona
  • На нашем сайте lavkali.ru/ можно купить готовые печати и заказать индивидуальную печать, в том числе с вашим именем по-китайски или именную японскую печать ханко.

    Гость (ЛавкаЛи)
  • Очень коротенько про печати, и видов гораздо больше. Стоит упомянуть про камни без огранки, то есть природной формы, с одной единственной обработанной стороной, на которой располагается оттиск повторяющий все изгибы камня.
    Печати прямоугольные круглые и "Г" образные, печати 6 сторонние, палиндромы, "Ножны".
    И конечно, помимо "Иньских"(白文) и "Янских"(朱文) существуют смешанные (朱白印)
    Про краску для печатей, почитал комментарий выше и огорчился, аккуратнее с материалами вообще и с красками в частности.
    Красная паста для оттиска, которую кто то мог привезти из Китая, не что иное как сульфид ртути (киноварь), в природе встречается в виде красного минерала (на сколько я знаю, его даже для резьбы используют). Кушать не стоит, и хранить имеет смысл под крышкой в специальных баночках, а рабочую киноварницу лучше заворачивать в полиэтиленовый пакет. И хоть говорят, что соединение не испаряется, и само по себе стабильно, но запах имеет, и значит какие то испарения всё же есть, плюс никто не отменял воздействия окружающей среды на соединение (насколько известно, ртуть из киновари может высвободиться при нагреве и при обработке кислотами, а так же опасна пыль киновари, которую можно вдохнуть).

    Гость
  • Так же, добавлю к вышесказанному, если есть вопросы по печатям, могу дать ответ на странице:
    www.facebook.com/profile.php

    Гость
  • Про краску спасибо что сказали... Буду с ней аккуратнее.

    dona