dona

Тибетские кинжалы (Пхур-бу, Пхурба, пурба)

Cамым удивительным и характерным образцом ритуального холодного оружия является тибетский кинжал «Пхур-бу» (или иногда в русском варианте встречается название Пхурба) (от тибетского — Phurbu; Kila — санскрит).  Само название «пхур-бу» («Phurbu») является тибетским переводом с санскрита слова «Kila», которое обозначает гвоздь. Другими примерами магического оружия являются, например, каменные кинжалы ацтеков и удавка индийских тагов-душителей («румал»).

С развитием цивилизации произошло постепенное разделение оружия на несколько категорий, среди которых особое место заняла категория оружия ритуального.

Тибет — загадочная страна, расположенная в сердце Гималаев, в буквальном смысле самая «высокая» в мире. Люди здесь живут на высоте 3–4 тысячи метров над уровнем моря, а горные вершины достигают высоты 7–8 км. Тибетцы говорят, что горы опоясывают Тибет, словно драгоценное ожерелье.

Тибетцы с в древности считались сильными и храбрыми воинами. В VII в. они доставляли немало хлопот соседнему Китаю. Тибетская пословица гласит: «Ножнами моего меча послужит печень моего врага». Конечно же, злу нужно противостоять не только молитвами, но и с оружием в руках. Какое оружие способно выдержать натиск сверхъестественных магических  существ без плоти? Этот факт стал определяющим при создании своеобразного кинжала — «Пхур-бу». Клинок с тремя лезвиями отливали из чугуна, меди, латуни, или изготавливали из дерева. Считалось, что сила этого оружия заключена в самой сути его существования, его скрытой мощи.

В пантеоне ламаизма (тибетская ветвь буддизма) есть статуи божества Дхармапала. Они являются защитниками веры от злых демонов и враждебно настроенных по отношению к человеку сил. Их лики устрашающи, в многочисленных руках — оружие. Ведь чтобы победить и обратить в бегство зло — его нужно напугать. Этим объясняется то, что божества-защитники выглядят так устрашающе. Одно из таких божеств — Махакала, с головой, имеющей три  гневных лица, находится на навершии рукоятей «Пхурбу».

На каждом из трех лезвий особо сильных кинжалов (вдоль средней линии) изображали змей - кундалини — символ духовной энергии. «И в этом мире, и в мире ином все подвластно кундалини» — говорится в эзотерических текстах Древнего Востока. 

Три грани кинжала (по сути они являются лезвиями, соединенными одной из кромок по центру оси пхурбы под углом в 60 градусов) символизируют контроль над тремя измерениями времени – будущим, настоящим и прошлым; кроме того, эти грани могут обозначать три мира (верхний, то есть божественный; нижний или же мир духов и демонов; серединный – мир людей), которые соединены вместе. Существуют также и другие трактовки трехгранности пхур-бу.

Считается, что чем больше кинжал, тем большей магической силой он обладает. Ритуальные кинжалы использовали также во время мистерий при закладке ритуальных буддистских сооружений — ступ и монастырей, в обрядах очищения. Во время мистерий наносили колющие удары по сторонам света согласно предписанному веками ритуалу изгнания демонов из этого места. 

«Классический» пхур-бу – это трехгранный кинжал с коротким лезвием и массивной, богато украшенной рукояткой. Изготавливается он в основном из благородных металлов (серебро или золото), зачастую рукоять кинжала украшается драгоценными камнями. Пхурбы из железа, бронзы или даже дерева тоже достаточно типичны, также встречаются и пхурбы из кости.

Кинжал обычно применяли во время медитаций особого рода, при которых божественная сила аккумулировалась в самом кинжале. Практиковалось также ритуальные колющие удары по чашам с солью или рисом («втыкание» кинжала на манер колышка), для того что бы обезопасить веру и разум от влияния злых духов.

Пхур-бу — это классический вариант ритуального кинжала. Однако существуют и  другие, видоизмененные кинжалы. На навершии некоторых из них отсутствует трёхликая голова Махакала. Рукоятку кинжала с трехгранным клинком может увенчивать лошадиная голова свирепого охранительного тибетского божества Хай-ягривы. Пхур-Бу также украшают «узлами» бессмертия, головой макары — чудовища с туловищем крокодила — и сплетшимися змеями. Встречаются также и рукояти с навершием в виде крылатого леопарда. Клинки таких кинжалов не делятся на три лезвия — они трёхгранны. Изображение змей кундалини присутствуют не на всех клинках.

В настоящее время в Тибете отливают из чугуна небольшие сувенирные «Пхур-бу», которые отличаются некачественной обработкой деталей рукоятки и грубо выполненным лезвием. Такие кинжалы не предназначены для борьбы с демонами, но зато в качестве сувениров их охотно приобретают туристы. Встречаются так же отливки из алюминия, тонированного в черный цвет, но вряд ли они произведены в Тибете, скорее всего это подделки, возможно из Китая.

Подобные кинжалы считаются мощным амулетом против негативной энергии, используются в фен-шуй. Разумеется, не потерял своего значения пхурба и как религиозно-культовый предмет, применяемый в различных ритуалах ламаизма.

Пурба символизирует разрушение всех концепций и привязанности к собственному «я», а также представлений о реальности иллюзорного мира. В некоторых специальных ритуалах тантрического Буддизма, пурба используется в качестве оружия для подчинения сил, противоборствующих учению. С помощью пурбы практикующий йогин их символические образы буквально пригвождает к земле.