dona

Стёжка одеяла

Стежка ватного одеяла

На одеяло идут преимущественно сатин, ситец, шелк, полушерстяная ткань. Чтобы сделать односпальное одеяло, надо взять 4-4,5 м ткани (в 66-72 см ширины) в зависимости от роста; одеяло делают в два полотнища. На двухспальное одеяло в три полотнища берут 6-7 м ткани (в 66-72 см ширины), на детское одеяло - 2,25-2,5 м. Ваты (шерстяной или простой) на большое одеяло обычно идет 2 кг.

Одеяло можно стегать в пяльцах и на столе.

Заготовив верх одеяла и подкладку и хорошо прогладив утюгом то и другое, переводят рисунок на верхнее полотнище через заранее сделанный трафарет.

Предварительно, до накладывания трафарета, по бортам вокруг всего одеяла отмечают полосу в 9-10 см ширины для так называемых валиков, которые простегивают в два ряда по 4-5 см в каждом.

Обычно трафарет делают не для всего одеяла целиком, а чаще для одной четверти. Следовательно, в этом случае бумагу для трафарета берут размером в 1/4 одеяла (без учёта валиков).

Выбранный рисунок делят на части и, увеличив его в необходимое число раз, переводят на трафарет. Для трафаретов берут очень толстую бумагу.

Все контуры узора, переведенного на трафарет, прокалывают толстой иглой или шильцем так, чтобы все дырочки были на одинаковом расстоянии одна от другой.

Наложенный на верх одеяла трафарет по контурам рисунка натирают толченым мелом и затем осторожно снимают с верха, чтобы не запачкать его. На материи получаются точки из мела, которые тотчас же надо соединить между собой мелком от руки; рисунок выйдет ясный.

На подкладку, разложенную на столе, равномерными слоями накладывают вату. Затем готовый верх накладывают на вату и сшивают кругом края.

После этого одеяло впяливают в пяльцы, приметывая и натягивая его крепкими толстыми льняными нитками к пяльцам через край. Иглу для приметки берут толстую с большим ушком.

Пяльцы должны быть устойчивые, хорошо обструганные, с передвижными боковыми сторонами, которые закрепляют колышками в месте соединения с другими сторонами. Желательно, чтобы пяльцы равнялись одеялу по длине и ширине, но если место не позволяет, то можно взять пяльцы меньшего размера и по мере исполнения передвигать работу, приметывая каждый раз новую часть одеяла к пяльцам, а готовую уже часть наматывая с одной стороны на планку пяльцев.

Для стежки обыкновенно берут нитки № 30 под цвет верха и длинную иголку средней толщины. Стежки должны быть маленькие, ровные, с одинаковым расстоянием между ними. Стегать можно швом за иголку или вперед иголку. Рабочую нитку надо подтягивать ровно, не стягивая материал. Узелки делают невидимыми.

При стежке одеяла в пяльцах работают, держа правую руку с наперстком поверх работы для втыкания иглы сверху, а левую руку тоже с наперстком - под пяльцами для втыкания иглы снизу.

Одеяло можно готовить к стежке и следующим образом. Кладут на стол верх и подкладку, а затем, приладив их, сшивают с трех сторон с изнанки.

После этого сшитое выворачивают на лицо, расстилают на столе и вкладывают внутрь вату слоями, расправляя ее рукой, чтобы толщина была везде одинаковая. Затем подшивают четвертую сторону. В таком виде одеяло втягивают в пяльцы или стегают на столе.

Рисунок на верх одеяла можно также переводить посредством тупого ножа. В этом случае узор, переведенный на трафарет, прорезают острым ножом. Трафарет накладывают на одеяло, и контур рисунка обводят тупым ножом, крепко нажимая.

На рисунках даны узоры для стежки одеял. Рисунком для этого могут служить прямые простые шашки - квадраты, у которых каждая сторона равна 10-12 см. Этот рисунок очень легок и скоро выполним. Его можно и не переводить на верх через трафарет, а просто намечать линии, загибая материю и проводя по загибу наперстком. Прежде всего загибают валики.

Лоскутное одеяло - последовательность работы

Последовательность работы при шитье лоскутного одеяла заключается в следующем:

  1. Сборка лицевого орнамента

  2. Соединение трех слоев

  3. Обработка краев одеяла

  4. Простегивание

1. Сборка лицевого орнамента

Традиционное лоскутное одеяло представляет собой композицию из отдельных блоков-квадратов, которые могут соединяться друг с дру гом непосредственно или с помощью дополнительных деталей — узких или широких полос. Полосы образуют так называемую разделитель ную рамку, которая одновременно и разделяет и объединяет отдельные блоки. Полосы для разделительной рамки лучше выкраивать пос ле сборки отдельных блоков. Это позволит точнее подобрать размер и цвет рамки.

Во всех случаях лоскутный верх одеяла удобно собирать по принци пу орнамента «Шахматная доска», то есть сначала отдельные блоки сшивать в горизонтальные полосы, а затем полосы объединять в гото вый лоскутный слой.

Следующий большой этап работы — соединение частей одеяла в сво еобразный трехслойный «пирог», состоящий из верхнего лоскутного слоя, объемного наполнителя — прокладки и нижнего слоя — задника.

2. Соединение трех слоев

Прокладочные материалы.

В качестве прокладочных материалов для лоскутной композиции можно использовать любые объемные наполнители: шерстяной, полу шерстяной, хлопчатобумажный и синтетический ватин; синтепоны раз ной толщины; наконец, бывшие в употреблении и ставшие ненужными шерстяные и байковые одеяла. Выбор наполнителя зависит от назначе ния лоскутного изделия.

Для спальных одеял и покрывал лучше использовать натуральные и синтетические ватины. Готовое изделие гигиенично, пластично и свисает с кровати красивыми складками, образуя так называемую благородную тяжесть. Выстегивание такого изделия даст дополнитель ную декоративность, поскольку места стежков — утяжки — будут хо рошо видны.

Использование синтепона разной толщины уменьшает пластичность готового изделия, но увеличивает эффект объемности. Машинные и ручные стежки на лоскутной поверхности изделия смотрятся еще более рельефно.

В случаях когда пластичность совсем не нужна (настенные ковры и панно), можно даже спекать синтетический наполнитель. Для этого пе ред сборкой трехслойного изделия надо прогладить синтепон через влаж ную марлю, добиваясь постепенной потери объема и превращения син тепона в ровную упругую «корочку» необходимой толщины.

Использование бывших в употреблении шерстяных и байковых оде ял позволит утилизировать ставшие ненужными вещи, однако значи тельно увеличит вес лоскутного изделия и уменьшит эффект от вы стегивания.

А теперь о соединении всех частей.

Соединять части одеяла надо на ровной жесткой поверхности. В за висимости от размеров готового изделия это может быть раскройный стол, специальный подиум или просто чисто вымытый пол.

Заранее заготовленный задник нужного размера выложить лицевой стороной вниз на подготовленную ровную поверхность. Если размеры задника очень велики, его края можно прикрепить к полу скотчем или лейкопластырем (достаточно прикрепить задник по углам и серединам сторон).

На изнанку задника сверху ровным слоем уложить объемный наполнитель, а поверх него — изнанкой вниз лоскутный слой. Делать это удобнее вдвоем, особенно при больших размерах одеяла. Сколоть булавками все три слоя сразу, начиная от центра и далее по степенно приближаясь к краям. Закончить углами одеяла. Хорошо использовать толстые длинные булавки с пластмассовыми шариками на концах.

Сметать изделие через все слои. Делать это лучше длинной иглой и хлопчатобумажными нитками № 40 и № 50. Длина стежка равна 3-5 см. Наметку начинать в центре и вести по направлениям к краям одеяла. Закончить сметывание на углах. Тогда возможные неровности и огрехи не будут скапливаться в одном месте, а равномер но выйдут на края изделия, где будут выровнены (срезаны) или при крыты окантовкой.

Хорошо сметанное изделие уже может быть убрано до следующего раза. Смещение слоев в этом случае будет минимальным. Однако жела тельно сразу после сметывания пришить кайму или заделать края одея ла. Тогда даже без выстегивания слои одеяла будут оставаться на своих местах.

3. Обработка краев одеяла

Кайма — это элемент внешнего обрамления лоскутного орнамента. Она может быть простой, наборной, узкой и широкой. Кайма несет важ ную композиционную и цветовую нагрузку и способна как усилить, так и ослабить впечатление от восприятия лоскутного рисунка. Поэтому окончательно выбирать рисунок, размер и цвет каймы стоит после сборки всего лоскутного орнамента.

Пришивать кайму удобнее через все три слоя уже сметанного лос кутного изделия. Тогда соединительный шов будет являться еще и про стегивающим элементом и надежно удержит слои лоскутного изделия на своих местах.

Притачивая детали каймы на машине, надо сильно натягивать изделие, помогая ему проходить под лапкой машины. Кроме того, такое натягивание позволит избежать образования мелких складочек на кай ме из-за неравенства толщины стачиваемых слоев. Иголку для шитья на машине лучше взять толстую — «для джинсовых тканей».

Существует несколько способов притачивания каймы:

1. Притачивание каймы по схеме «сверху—снизу, слева—справа»

Для каймы выкраиваются две короткие и две длинные долевые по лосы по расчету. Полосы прикладываются последовательно к лицевой стороне изделия, скалываются булавками, приметываются и притачиваются через все слои изделия: сначала верхняя и нижняя короткие полосы, затем левая и правая длинные полосы. Каждый раз шов нужно приутюживать и заутюживать по лосы каймы на сторону.

2. Притачивание каймы по схеме «с четырех сторон и на угол»

Для этого варианта каймы также выкраиваются долевые полосы по расчету, прикладываются к лицевой стороне изделия и урав ниваются сначала с серединами сторон изделия, а потом по краям. Кай ма скалывается булавками и приметывается сразу со всех сторон толь ко до углов лоскутного орнамента.

Затем полосы каймы притачиваются по всем сторонам орнамента в четыре приема с отрывом нити. На заключительном этапе соседние полоски каймы перегибаются лицевыми сторонами друг к дру гу и прострачиваются под углом в 45°. Лишняя ткань среза ется, и запасы швов разутюживаются.

Самым ответственным моментом в завершении изготовления одеяла является качественная заделка краев.

Среди множества способов заделывания краев лоскутного одеяла можно выделить два основных: с помощью припусков задника по принципу ватрушки и с помощью долевых полос.

Заделка краев одеяла способом «Ватрушка»

В этом случае деталь задника должна быть со всех сторон больше готового лоскутного изделия. Разница (припуск) берется по желанию: от 4 см до 20 см и более.

После сметывания так называемого трехслойного «пирога» и прита чивания каймы следует окончательно выровнять край объемного напол нителя и задника.

Затем припуски задника надо загнуть на лицевую сторону изделия и, подогнув срезы припусков на 1 см, сколоть булавками, приметать и притачать через все слои строчкой «в край». Строчка проходит на расстоянии 0,1 см от подогнутого края припуска.

Заделка краев одеяла с помощью долевых полос

Длина долевых полос равна длине обрабатываемых краев одеяла плюс запасы на закрытие углов изделия. Ширина полос в крое составляет от 5 до 10 см.

Долевые полоски прикладывают сначала к верхнему и нижнему кра ям одеяла с лицевой стороны, приметывают на расстоянии 2-3 см от края и притачивают на машине. Швы приутюживают и заутюживают полос ки на сторону. Затем огибают полосками края одеяла и, подо гнув долевые срезы полос на изнанку на 1 см, скалывают и подшивают с изнанки ручными потайными стежками. То же повторяют с боковыми краями одеяла, одновременно заделывая углы изделия.

4. Простегивание

Чтобы лоскутное одеяло было прочным и красивым, его выстегива ют — вручную или на машинке. Стежки не только скрепляют слои лоскут ного изделия, но и являются важным декоративным элементом, «поддер живая» лоскутный орнамент и помогая выявить общую художественную идею. Выстегивание ведется с предварительной разметкой или по спе циально изготовленным шаблонам.

Можно выстегивать одеяло только вручную или только на машине, а можно комбинировать эти два способа. При этом необходимо учитывать, что при шитье без наметки машина вытягивает верхние и, наоборот, припосаживает нижние слои лоскутного одеяла.

Вызванный этим дефект может быть частично исправлен при последующей заделке краев одеяла.

Отсюда следует важное правило:

Все машинное выстегивание ведется до заделки краев одеяла, и наоборот, всю ручную стежку лучше делать после окончательной заделки краев лоскутного одеяла!


  • Здравствуйте, уважаемая dona, скажите а в Вашей статье появятся фамилии авторов этих замечательных одеял? Очень бы хотелось! Не нашла не одной ссылки на авторов!!!

    Гость Наталия
  • Если бы я знала где их взять - добавила бы. Но все фото - из папок с архивами (собираю то что нравится постоянно, на разные темы), там невозможно все файлы подписать. Если кого-то из авторов знаете - напишите, я добавлю, и имя, и ссылку на сайт (если имеется).

    dona
  • 1,4,5 - Любовь Иванова, Москва eva.ru/albumpage/55865.htm
    8 - Геша Наталия, Ростов-на-Дону www.livemaster.ru/serena86
    И синее в полосочку - www.livemaster.ru/item/264485-dlya-doma-interera-loskutnoe-odeyalo
    А на будущее, если не знаете чья фотография, то лучше не вставлять в свою статью, лучше бы, конечно, и разрешение у автора спросить!

    Гость Наталия
  • Меня за это довольно регулярно упрекают, НО - если я буду, собирая фотографии по своим каталогам (их у меня десятки тысяч в архивах, собранные за более чем 10 лет), подписывать или тем более спрашивать автора (часто как сами знаете это нереально) - никакого сайта не будет. Просто невозможно будет что-то собрать и оформить.

    Я в таких случаях очень надеюсь на понимание людей (правда, не всегда понимают). Сайт здесь о культуре, никакой выгоды я с него получить не собираюсь, делаю для себя и для всех нас.

    Кто пишет и хочет чтобы указали - всегда указываю. Но - это единицы из многих тысяч.

    dona
  • Только вот никак не могу понять, какой номер к какой работе относится... Боюсь напутаю.

    dona
  • Поищите по ссылкам, думаю разбиретесь!

    Гость Наталия
  • И, да... дело не выгоде, а в этике. Разные вещи - согласитесь?

    Гость Наталия
  • Наталия, не могу с Вами согласиться, что дело в этике. Представьте, сколько времени и сил отнимет подписывание всех-всех произведений именами их авторов!! Это во-первых. Во-вторых, всегда и во все времена мастера искусства ГОРДИЛИСЬ тем, что их произведения уходили в народ - естественно, часто безымянно, и становились НАРОДНЫМИ и такими же БЕЗЫМЯННЫМИ, как и всё народное искусство. И в-третьих, а разве НАСТОЯЩИЕ мастера создают свои творения для того, чтобы прославить своё имя?!? Если так, эти мастера гроша ломаного не стоят, поскольку мастером можно стать только с чистой душой, свободной от тщеславия и корысти.
    Автор этого сайта собирает всё хорошее, что можно найти на просторах интернета и БЕЗКОРЫСТНО делится этим с теми, кому может это пригодиться - это хорошее и нужное дело, достойное уважения и благодарности. А те люди, которые ратуют за "соблюдение авторских прав", только тормозят развитие культуры в целом, т.к. настолько хотят зарабатывать на своих творениях, что даже показывать их кому-то желают только за деньги или только с подписью!
    Естественное желание хорошего человека - делиться с другими тем хорошим, что есть в его душе, в том числе и выраженным в его творениях, поэтому такой человек, увидев свою работу на другом сайте, не только не обидится, а обрадуется тому, что она понравилась людям! А если спросить у него разрешения, он, ЕСТЕСТВЕННО, всегда даст согласие. Повторяю - это относится не к плагиату, конечно, а к культурному обмену - такому, как на этом сайте.
    Почитайте в интернете, как относятся к "авторским правам" люди, и Вы увидите, что высказанное мной мнение разделяют очень-очень многие. Нельзя продавать культуру - она принадлежит всему человечеству.

    кельт
  • А, никто продавать и не собирается! Когда вы берете картинку из интернета, вы видете надпись: "Помните, что у каждой фотографии есть АВТОР"!!! Если вы ведете такой сайт, то должны соблюдать это правило, вот и все! С вас не убудет, если спросить разрешения и подписать. Тем более, что эти одеяла выставлены на продажу и негоже размещать эти картинки на других ресурсах, да еще и с логотипом чужим, кстати, авторский логотип стерт!

    Гость Наталия
  • Кельт, я с таким мнением полностью согласна - именно так представляется народная культура. Большая часть мастеров относится с пониманием, часто свои работы люди сами присылают. НО - бывают и вот такие случаи. Обычно тогда работы просто удаляю (раза 2-3 за 10 лет приходилось делать), но здесь разобраться не могу где чьё.

    К сожалению, необходимость продавать работы, бывает, приводит к такому вот отношению, к счастью это происходит не всегда. Часто на ярмарках люди сами зовут фотографировать их лотки с работами, потому что они прекрасны, и часто даже имени своего не называют, просто радуются, что такую красоту увидят не только те, кто купит, но гораздо больше людей.

    Но бывает и так, что некоторые мастера не то что не рассказывают как они сделали то или иное произведение, но очень переживают и не дают даже фотографировать. Потому как считают своё мастерство хлебом насущным. К сожалению, знаю примеры, когда так пропадали очень интересные народные куклы, они не нашли распространения, то есть пусть маленькая веточка большого культурного дерева, но засохла, это всегда грустно.

    По поводу "не убудет спросить разрешения" - я уже в сообщении выше ответила. :-(

    Авторские логотипы НИКОГДА не стираю (если их нет - вполне вероятно что фото взяты из других источников, а не тех что вы указали), а логотип сайта впечатывается автоматически.

    dona
  • Конечно, мы все помним, что у каждой картинки есть автор, и думаем об этом авторе, даже когда не знаем имени, в зависимости от того, насколько пришлась по душе его работа. Вы, к сожалению, не поняли, о чём я написала, так что повторяться не буду. Попробуйте подумать, а не повторять придуманные кем-то правила. На этом сайте - свободная информация для свободных людей, он для творчества, а не для наживы, и это правильно.
    Насчёт авторского логотипа - Вы ведь знаете, как быстро всё распространяется в инете, и картинки попадаются на глаза чаще всего не из первоисточника, поэтому большинство людей могут и не знать, что был авторский логотип... Автор этого сайта всегда с удовольствием подписывает известные ей имена.

    кельт
  • да, Наталия, Вы как то не совсем по адресу. Кельт хорошо написала.

    Петрова Анна
  • Спасибо за статью, кратко, доступно и очень понятно.

    Гость Светлана
  • я очень рада что есть такие талантливые люди

    Гость
  • Статья очень интересная по своей сути: искала как сшить одеяло вообще, а не какие рисунки выбрать. Заинтересовал рассказ коллеги: она помнит как мама и бабушка вручную шили и стегали одеяла. Так что данная статья пришлась как нельзя кстати. Браво автору!

    Гость Наталия
  • Спасибо вам за отзыв, приятно.

    dona
  • спасибо и еще раз спасибо за статью. Мне очень понравилась и пригодилось для дела браво автору

    Гость лариса
  • Dona просто пишите, что фотография взята из открытых источников и не будет таких вопросов у Наталии

    Гость
  • Благодарю, интересная статья...👍

    Гость Елена